Двигателя постоянного тока
Целью работы являются:
Ознакомление с функциональными элементами системы подчиненного регулирования скорости.
Расчет частотных характеристик регуляторов системы подчиненного регулирования.
Расчет частотных характеристик входного звена.
Экспериментальное определение частотных характеристик указанных выше звеньев.
Сравнение результатов расчета и эксперимента.
Экспериментальное определение постоянной времени усилителя постоянного тока (УПТ).
Общие указания
Структурная схема системы регулирования скорости вращения двигателя постоянного тока с подчиненным токовым контуром представлена на рис. 2.1. Приведенная структурная схема включает следующие элементы: Дв - двигатель постоянного тока независимого возбуждения, скорость которого необходимо регулировать; на структурной схеме он представлен в виде двух звеньев Д1 и Д2; УПТ - усилитель постоянного тока, питающий якорную цепь двигателя; РТ - регулятор контура тока; ДТ - звено обратной связи по току (датчик тока); ДС - звено обратной связи по скорости (датчик скорости, в качестве которого используется тахогенератор); Ф - фильтр; ВХ - входное звено.
На передней панели лабораторной установки представлены принципиальные схемы всех указанных элементов структуры и приведены значения необходимых параметров. Регуляторы являются теми звеньями, которые придают контурам, а следовательно, и системе в целом необходимые статические и динамические свойства, зависящие от выбора типа настроек контуров. В аналоговых системах регуляторы строятся на базе операционных усилителей, работающих в режиме суммирования токов (рис. 2.2). Входные сигналы U1,…,Un подаются на внешние входные R- или RC-цепи, обозначаемые через Z1,Z2,…,Zn и включенные на инвертирующий вход усилителя. На этот же вход включается обратная связь ZОС. Неинвертирующий вход через балластный резистор RБЛ замыкается на общую шину. За счет выбора комплексного сопротивления обратной связи и внешних входных сопротивлений регулятору придаются нужные динамические свойства. Поскольку операционные усилители, особенно интегрального исполнения, имеют весьма большой коэффициент усиления и широкую полосу пропускания, то передаточная функция по некоторому входу i может быть записана как
(2.1)
В соответствии с расчетами, которые проводятся при выполнении лабораторной работы №2 по курсу "Электромеханические системы", для реализации двухконтурной системы (см. лицевую панель) используется два ПИ-регулятора, один П-регулятор, два элемента сравнения ЭС1 и ЭС2 и входное звено, представляющее собой в данном случае инерционное звено первого порядка.
В соответствии с выражением (2.1) и схемой на лицевой панели установки ПИ-регулятор контура тока имеет передаточную функцию
,
или можно переписать в виде
,
где ;.
В свою очередь, в соответствии с расчетом контуров Т1 и Т2 выражаются через параметры элементов системы следующим образом:
и, (2.2)
где Т1 - постоянная времени якорной цепи двигателя, ТУ - постоянная времени УПТ, - коэффициент усиления УПТ, - коэффициент обратной связи по току,- сопротивление якорной цепи двигателя.
При использовании в качестве регулятора скорости П-регулятора из схемы на лицевой панели имеем
.
С другой стороны, по результатам расчета регулятора
, (2.3)
где - электромеханическая постоянная времени двигателя,ТФ - постоянная времени фильтра, - коэффициент передачи двигателя,- коэффициент обратной связи по скорости.
Если в контуре скорости используется регулятор с передаточной функцией
, (2.4) то в этом случае в соответствии со схемой, представленной на лицевой панели, можно записать, что
. (2.5)
Тогда, учитывая (2.5), получим, что .
По результатам расчета регулятора известно, что
. (2.6)
В соответствии с (2.2), (2.3), (2.6) параметры настроек регуляторов зависят от реальных параметров элементов структуры системы регулирования . Эти параметры для разных вариантов выполнения работы №2 по курсу "Электромеханические системы" будут различны. В данной лабораторной работе необходимо рассчитать и снять экспериментально логарифмические амплитудно-частотные характеристики представленных регуляторов тока и скорости по заданию преподавателя. Частотную характеристику регулятора скорости нужно снять в соответствии с выражениями (2.4) и (2.5), т.е. при последовательном включении П- и ПИ-регуляторов.
Порядок выполнения работы
Ознакомиться с расположением и назначением органов управления на лицевой панели макета.
Ознакомиться с набором приборов, необходимых для проведения экспериментальных исследований элементов структуры (генератор, вольтметр, осциллограф).
Для снятия частотных характеристик регулятора тока, регулятора скорости, а также входного звена необходимо собрать схему, представленную на рис. 2.3.
На рис. 2.3 имеем: Г - генератор низкочастотных колебаний; ИЭ - исследуемый элемент; О - осциллограф.
После сборки схемы согласно рис. 2.3 необходимо включить тумблер "СЕТЬ" и все используемые измерительные приборы.
Установить выходное напряжение генератора равным 1В (проконтролировать это с помощью осциллографа). Меняя частоту выходного напряжения генератора в диапазоне от 0.05 до 100 Гц (примерные точки 0.05; 0.1; 0.3; 0.5; 1.0; 3.0; 5.0; 10.0; 30.0; 50.0; 100.0), необходимо фиксировать значения выходного напряжения ИЭ с помощью осциллографа.
Подключить генератор на вход УПТ, а осциллограф на его выход. Включить тумблер "СЕТЬ" и используемые приборы .
Установить kУ=250. Подать с Г на вход УПТ синусоидальный сигнал частоты f=20 Гц. Плавно увеличивая частоту входного сигнала, зафиксировать значение частоты сигнала генератора f*, при котором амплитуда выходного сигнала уменьшится в 1.4 раза. Выключить приборы и "СЕТЬ".
Рассчитать постоянную времени УПТ: .
Оформление результатов работы
Результаты выполнения работы должны быть оформлены в виде отчета, в котором представляются:
Структурная схема двухконтурной системы регулирования скорости вращения двигателя.
Принципиальные схемы исследуемых элементов.
Принципиальные схемы исследований.
Таблицы снятых частотных и статических характеристик исследуемых элементов структуры.
Три графика логарифмических частотных характеристик исследованных элементов, на которых должны быть представлены результаты расчета и эксперимента.
Необходимые расчеты TУ усилителя постоянного тока.
Сравнение опытных и расчетных данных.
Выводы по работе.
- Лабораторная работа № 1
- Исследование характеристик и определение
- Параметров электродвигателя постоянного тока
- С независимым возбуждением
- Лабораторная работа № 2
- Изучение элементов двухконтурной системы
- Подчиненного регулирования скорости вращения
- Двигателя постоянного тока
- Лабораторная работа № 3 исследование элементов структуры системы стабилизации положения магнитного тела
- Лабораторная работа №4 исследование механического объекта управления ("вертолет")
- Общие указания
- Порядок выполнения работы
- Оформление результатов работы
- Лабораторная работа № 5 исследование характеристик двухфазного асинхронного электродвигателя
- Порядок выполнения работы
- Исследование характеристик двухфазного асинхронного электродвигателя
- Оформление результатов работы
- 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5