logo search
Ostatok_lektsy_3_kurs_OSSiO

Преимущества и недостатки проективных систем

Достоинства проективной системы очевидны:

- возможность для пользователя самому совершенствоваться;

- возможность, придумав и реализовав решение, оставить машину работать, а самому заняться новыми делами. Реакция проективной системы даже на самую нештатную ситуацию прогнозируема, потому что для прогноза нужно вдумчиво проанализировать проект, а он в определенной степени умопостижим.

- нештатные ситуации при необходимости можно воспроизвести (т.к. её проект и входной поток данных известен), а значит, можно легко обнаружить узкие места и устранять их. Проективные системы можно использовать для решения практически любых задач, дело только за временем, которое потребуется на реализацию решения.

- принцип информационной открытости человеко-машинных систем предполагает, что основной инструмент такой системы - программа или библиотека. Самый надежный источник информации об этом инструменте - исходный текст на языке программирования. Более того, только если программа доступна пользователю в виде исходного текста, он может находить в ней ошибки, исправлять и развивать ее. Такую программу разрабатывает и отлаживает весь мир, точнее, все сообщество квалифицированных пользователей.

Недостатки проективной системы тоже достаточно очевидны.

- много времени может потребоваться на ее освоение, причем чем больше человек делает в системе, тем выше должна быть его квалификация; а за обучение, как и за квалификацию, надо платить. И вот за свои деньги мы получаем человека, который много всего знает и много о себе думает, отказывается выполнять приказы, спорит, отсутствует на рабочем месте и т. п. - словом, ведет себя как творческая личность, а не как исполнительный сотрудник.

- как ни странно, здесь недостатком является так же принцип О, который предполагает, что каждый делает свое дело с полной ответственностью и принимает решения сам, не согласуя их с другими членами коллектива.

- даже самые стандартные задачи проективная система выполняет всякий раз по-новому, потому что в ней заданы только параметры операций, а не сами операции (так, например, нельзя в точности предсказать, когда именно будет отослано из локальной очереди письмо, но это будет сделано обязательно). В-четвертых, количество циклов тестирование-отладка, которые придется пройти системе, прежде чем продукт ее будет признан качественным, зависит от опыта пользователя и строгости требований к продукту. В неудачных случаях задача так и остается нерешенной, гарантии решения нет никакой - кроме персональной гарантии самого пользователя и принципиальной разрешимости задачи.