logo
Ostatok_lektsy_3_kurs_OSSiO

Диспетчер окон

X-сервер берет на себя ответственность только за выдачу X-приложению некоторой области экрана для ввода-вывода информации, но не занимается никакими манипуляциями по изменению этого окна: перемещением, изменением размера, сворачиванием и т. п. Этим вопросом должна заниматься другая программа, основная задача которой состоит в том, чтобы отслеживать перекрытие окон, изменять размер, двигать, превращать в иконку и так далее. По совместительству эта же программа будет рисовать при окнах всякие украшения: рамочки, заголовки, кнопки и меню управления. Такая программа называется диспетчером окон (window manager)1). Т.е. основная задача диспетчера окон – обеспечивать манипуляции с окнами: перемещение, изменение размера, сворачивание и т. п.

Благодаря стандартному протоколу X11 появилось такое множество диспетчеров окон для X Window System, что перечислить их все просто невозможно. Они различаются видом и кругом возможностей для манипулирования окнами: от самых простых (рамочка вокруг окна позволяет двигать его, изменять размер и поднимать из глубины) до весьма сложных (виртуальные экраны, анимированные полупрозрачные меню, панели инструментов, причудливой формы украшения на окнах; сами окна ползают по экранам, кувыркаются, растворяются как утренний туман; все это лязгает, попискивает и разговаривает приятным женским голосом).

Выбор диспетчера окон на свой вкус – очень непростое и вдумчивое занятие. Нужно просто соблюдать меру, т.к. обилие ярких декораций отвлекает от работы (а если они вдобавок шевелятся?). Имейте в виду, что чем причудливее и многообразнее возможности диспетчера окон («окновода»), тем труднее будет его полностью настроить именно под себя. Скорее всего, вы просто согласитесь пользоваться уже настроенными возможностями, не доводя их до совершенства. С запуском диспетчера окон, например “KDE”, экран X-сервера примет наиболее привлекательный и функциональный вид. (*** слайд 50)

Рис. 16.9.  Работа в KDE

***

Текстовый режим в Linux, как и ДОСе реализован на основе специальной программы-оболочки, называемой Shell. Эта оболочка использует интерфейс в виде командной строки. По сути дела оболочка Shell представляет собой интерпретатор команд (командный процессор), который интерпретирует команды пользователя в машинный язык. Например в ОС ДОС эти функции исполняет командный процессор COMMAND.COM.

В ОС Linux может использоваться одна 3-х Shell: Bourne Again, Public Domain Korn и TCSH. По умолчанию используется Bourne Again Shell (BASH). При входе в систему на экране рядом с логином отображается один из следующих знаков приглашения: $ - если пользователь вошел в систему как гость, и # - если пользователь вошел в систему, как администратор (ROOT).