logo search
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ_1-2

Системы поддержки принятия решений (dss)

В 70-е годы ХХ века ряд компаний начал развивать информационные систе­мы, которые совершенно отличались от традиционных MIS-систем. Эти новые системы были меньшими, интерактивными и были разработаны с целью помочь конечным пользователям использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и неструктурированные пробле­мы. В 80-е годы ХХ века эти системы были использованы для групп и целых ор­ганизаций.

Системы поддержки принятия решений (DSS) помогают принятию решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программ­ное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное или неструктурированное принятие реше­ний. DSS находятся под управлением пользователя от начала до реализации и используются ежедневно.

Основная концепция DSS - дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели гибким способом. DSS разработаны, чтобы предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на инфор­мационные потребности. DSS специализированы по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки и т д.

Различия между DSS и MIS состоят в следующем. В основной концепции DSS обещают конечному пользователю управление данными и инст­рументальными средствами. MIS до сих пор в значительной степени во власти профессионалов: пользователи получают информацию из профес­сионального штата аналитиков, проектировщиков и программистов. MIS ориентируются на структурные информационные потоки средних менед­жеров. DSS ориентированы на главных управляющих и средних ме­неджеров, на изменения, гибкость и быструю реакцию. В DSS имеется меньшее количество возможностей, чтобы связать пользователей со структурными информационными потоками, и соответственно больший акцент делается на моделях, предположениях и показе графики. Как OSS, так и MIS полагаются на профессиональный анализ и проектирование. Однако в то время, как MIS обычно следуют за традиционной методоло­гией развития систем, ставя информационные требования перед проекти­рованием и работой, системы DSS сознательно итерационные, никогда не заморожены и в этом смысле никогда не закончены.

Имеется существенное различие между структурированными, не­структурированными и частично структурированными решениями. Структурированные проблемы повторяемы и обычны, для них обеспечи­вают решения известные алгоритмы. Неструктурированные проблемы оригинальны и необычны, для них не имеется никаких алгоритмов для ре­шения: каждый находит свой ответ. Частично структурированные проблемы находятся между структурированными и неструктурированными; проблемами. DSS разработаны, чтобы поддержать слабоструктурированный и неструктурированный прикладной анализ.

Принятие решений включает четыре стадии: распознавание, проект, выбор и реализация. DSS предназначены, чтобы помогать проектировать, оценивать альтернативы и контролировать процесс реализации.

Хорошо разработанные DSS могут использоваться на многих уров­нях организации. Главные менеджеры могут использовать финансовые DSS, чтобы предсказать пригодность общих фондов для инвестиции отделением. Средние менеджеры внутри отделов могут использовать эти оценки и ту же самую систему и данные, чтобы принять решения относи­тельно распределения фондов отделения по проектам. Руководители проекта внутри отделов могут по очереди использовать эту систему, чтобы начать свои проекты, регулярно сообщая системе (и в конечном счете старшим менеджерам), сколько денег было потрачено.

Ошибочно думать, что решения принимаются в больших организаци­ях только отдельными личностями. Фактически большинство решений принимается коллективно. В большой организации принятие решений по существу групповой процесс, и DSS могут быть разработаны, чтобы об­легчить принятие решений группой.