4.18. Междугородные пассажирские перевозки
Рассмотрим автовокзал, который занимается обслуживанием и учетом пассажиров на междугородных автобусных маршрутах. На автовокзале имеется расписание движения автобусов, содержащее информацию о маршрутах и рейсах. Кроме того, на автовокзале имеется справочное бюро, в котором можно получить информацию о наличии мест на определенный рейс конкретной даты. И, наконец, на автовокзале есть кассы, в которых пассажир может приобрести билет. Кассы начинают предварительную продажу билетов за определенный промежуток времени до дня отправления автобуса (например, за 10 дней).
Необходимо построить такую базу данных, в которой хранится информация как о технических характеристиках маршрутов, содержащаяся в расписании, так и информация о наличии мест на рейсы, и информация о пассажирах, купивших билеты на определенный рейс.
Ниже предлагается вариант организации информации о рейсах и пассажирах (однако исполнитель задания может предложить собственный вариант организации данных).
Администратор БД к началу продажи билетов на рейс, т.е., например, за 10 дней до дня отправления, создает таблицу, соответствующую рейсу и дате отправления. Назовем эту таблицу схемой рейса, в момент создания схема рейса содержит только номера мест, а в процессе продажи билетов схема будет заполняться информацией о пассажире, которому продан билет на соответствующее место. Причем, в схеме может находиться собственно информация о пассажире (фамилия, имя, отчество) или ссылка на нее.
После того как рейс выполнен, таблица со схемой рейса удаляется, но перед этим список пассажиров этого рейса можно отправить в архив, который хранится в течение определенного срока, а информацию о рейсе - в таблицу выполненных рейсов. Если по какой-либо причине рейс отменяется, то информация об этом помещается в таблицу отмененных рейсов.
При описанной организации данные можно сгруппировать следующим образом:
расписание рейсов (номер рейса, маршрут, тип автобуса, расстояние в км, дни отправления, время отправления, время прибытия, цена билета);
схема рейса (номер места, информация о пассажире: фамилия, имя, отчество);
адреса схем рейсов (номер рейса, дата отправления, ссылка на схему рейса);
архив пассажиров (номер рейса, дата отправления, номер места, фамилия, имя, отчество);
выполненные рейсы (номер рейса, дата отправления, количество проданных мест, полученная сумма);
отмененные рейсы (номер рейса, дата, причина отмены рейса).
В создаваемой системе, прежде всего, необходимо обеспечить ведение данных: организацию таблиц для схем рейсов и ссылок на них, ввод и редактирование данных в таблицах, архивирование данных, удаление таблиц.
Кроме того, в рассматриваемой задаче представляют интерес запросы. Например, следующие:
наличие свободных мест на рейс;
количество пассажиров уже выполненного рейса, доходность рейса;
список всех пассажиров определенного рейса (выполненного или того, на который идет продажа билетов);
определить, покупал ли билет человек с заданной фамилией и, если по купал, то на какой рейс.
Количественные данные рассматриваемой задачи позволяют также вести их статистический учет, можно для наглядности использовать графическое представление данных. Например, определять количество перевезенных пассажиров и объем перевозок (в денежном выражении) по дням, по месяцам в целом по всем направлениям или по определенному маршруту.
4.19. Агентство по продаже авиабилетов Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет
учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты.
Поэтому возникает потребность в хранении и обработке данных, сгруппированных следующим образом:
информация о расписании рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт отправления, пункт назначения, дата вылета, время вылета, время по лета, цена билета);
информация о свободных местах на рейс (номер рейса, дата вылета, общее количество мест, количество свободных мест);
информация о пассажирах, заказавших билет (фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, его серия и номер, номер рейса, дата вылета).
Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе данных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведений о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами). Т.е. выделяются три группы пользователей БД: пассажир, кассир, диспетчер. В связи с этим возникает проблема разграничения прав доступа этих пользователей к информации БД для защиты ее от несанкционированного использования.
Другая особенность рассматриваемой задачи: удаление в архив информации о выполненном рейсе и ввод данных о рейсе с таким же номером на очередную дату, отстоящую от даты удаленного в архив рейса на определенный промежуток, например, на 30 дней вперед.
- 1. Основные понятия
- 2. Этапы разработки информационной системы
- 3. Отчетная документация
- 3.1. Описание предметной области
- 3.2. Проектирование бд
- 2.1.Описание бд в терминах объектов п о
- 2.2. Построение информационной структуры по
- 2.3. Представление бд реляционной моделью.
- 3.3. Проектирование информационной системы
- 3.4. Реализация информационной системы
- 4.1.Описание субд
- 4.2.Описание структуры бд
- 4.3.Реализация обработки данных
- 4. Варианты тем курсовых проектов по дисциплине «управление данными»
- 4.1. Телефонный справочник
- 4.2.Адвокатская контора
- 4.3.Ателье головных уборов
- 4.4. Компьютерный магазин
- 4.5. Страховая компания
- 4.6. Агентство по трудоустройству.
- 4.7. Контора по ремонту квартир
- 4.8. Специализированная библиотека
- 4.9. Издательство
- 4.10. Хозрасчетная поликлиника
- 4.11. Ателье мод
- 4.12. Оптовый склад
- 4.14. Автосалон
- 4.15. Продажа подержанных автомобилей
- 4.16. Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств
- 4.17.Пассажирское автопредприятие
- 4.18. Междугородные пассажирские перевозки
- 4.20. Гостиница
- 4.21.Агенство недвижимости
- 4.22.Турагенство
- 4.23. Учет автомобилей гибдд
- 4.24. Учебная часть вуЗа
- 4.25. Автоматизированная система продажи железнодорожных билетов
- Литература