logo
МетодичкаПо_Курсовому Проекту_Управл_Данными

4.20. Гостиница

Рассмотрим возможную модель организации размещения и учета про­живающих в некоторой гостинице граждан (клиентов).

Предполагаемая гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы но­меров: люкс - многкомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфорт­ности и обслуживания; полулюкс - номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухмест­ный номер с минимальным уровнем сервиса; многоместный номер, также с некоторым уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количе­ства проживающих в номере. Стоимость проживания в одно-, двух- и много­местных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Номера и места в номерах могут бронироваться. При наличии телефона в номере поль­зование междугородным телефоном оплачивается отдельно по фактическим счетам.

Все прибывающие и размещаемые в гостинице граждане при вселении должны заполнить карточку регистрации. Кроме того, для расчетов с клиен­тами администрация гостиницы заводит расчетные карточки, которые со­держат данные о размещении клиента, оказанных услугах и всех расчетах с ним. Для номеров типа люкс и полулюкс расчетная карточка может заводить­ся только для одного клиента, оплачивающего номер.

Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет проживающих в гостинице. Это свойство номера в последующих описаниях будем называть номером комнаты (независимо от фактического количества комнат в номере).

При выбытии клиента данные о нем сохраняются в архиве.

Можно предположить использование следующих свойств (данных) о номерах гостиницы и ее клиентах, которые можно сгруппировать описанным ниже способом:

По усмотрению исполнителя можно расширить или, наоборот, умень­шить количество свойств (данных) рассматриваемой задачи.

Создаваемая информационная система предназначена для администра­ции гостиницы, которая на основании информации о номерах занимается раз­мещением клиентов в соответствии с их запросами. При выбытии клиента ин­формация о номере, в котором он проживал, должна обновляться, а информа­ция о клиенте должна удаляться из рабочих таблиц (карточки регистрации клиентов и карточки учета) и помещаться в архивную таблицу.

Кроме перечисленных задач ведения данных, в системе могут решаться задачи поиска, например, поиск номера или места в номере в соответствии с

некоторыми критериями поиска. Другая задача поиска - это поиск клиента, проживающего в гостинице в данный момент или проживавшего в ней ранее.

Кроме того, в рассматриваемой задаче можно организовать статистиче­скую обработку данных; например, учет количества проживающих в гостини­це по определенным периодам.