4.20. Гостиница
Рассмотрим возможную модель организации размещения и учета проживающих в некоторой гостинице граждан (клиентов).
Предполагаемая гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы номеров: люкс - многкомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс - номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухместный номер с минимальным уровнем сервиса; многоместный номер, также с некоторым уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количества проживающих в номере. Стоимость проживания в одно-, двух- и многоместных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Номера и места в номерах могут бронироваться. При наличии телефона в номере пользование междугородным телефоном оплачивается отдельно по фактическим счетам.
Все прибывающие и размещаемые в гостинице граждане при вселении должны заполнить карточку регистрации. Кроме того, для расчетов с клиентами администрация гостиницы заводит расчетные карточки, которые содержат данные о размещении клиента, оказанных услугах и всех расчетах с ним. Для номеров типа люкс и полулюкс расчетная карточка может заводиться только для одного клиента, оплачивающего номер.
Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет проживающих в гостинице. Это свойство номера в последующих описаниях будем называть номером комнаты (независимо от фактического количества комнат в номере).
При выбытии клиента данные о нем сохраняются в архиве.
Можно предположить использование следующих свойств (данных) о номерах гостиницы и ее клиентах, которые можно сгруппировать описанным ниже способом:
сведения о номерах типа люкс и полулюкс (номер комнаты, тип номера, занят/свободен, количество комнат, этаж, телефон, стоимость номера в сутки, сведения о бронировании, количество фактически проживаюших);
сведения о прочих номерах (номер комнаты, тип номера, количество мест, этаж, телефон, стоимость проживания одного человека в сутки, количест во свободных мест);
карточки регистрации (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата прибытия, фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, серия и номер документа, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний теле фон);
расчетные карточки (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата и время прибытия, оплата брони, предполагаемая дата убытия, количество оплаченных дней, сумма оплаты, окончательный расчет);
архив (номер регистрации клиента, фамилия, имя, отчество, документ, се рия и номер, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний телефон, номер комнаты, дата прибытия, дата убытия).
По усмотрению исполнителя можно расширить или, наоборот, уменьшить количество свойств (данных) рассматриваемой задачи.
Создаваемая информационная система предназначена для администрации гостиницы, которая на основании информации о номерах занимается размещением клиентов в соответствии с их запросами. При выбытии клиента информация о номере, в котором он проживал, должна обновляться, а информация о клиенте должна удаляться из рабочих таблиц (карточки регистрации клиентов и карточки учета) и помещаться в архивную таблицу.
Кроме перечисленных задач ведения данных, в системе могут решаться задачи поиска, например, поиск номера или места в номере в соответствии с
некоторыми критериями поиска. Другая задача поиска - это поиск клиента, проживающего в гостинице в данный момент или проживавшего в ней ранее.
Кроме того, в рассматриваемой задаче можно организовать статистическую обработку данных; например, учет количества проживающих в гостинице по определенным периодам.
- 1. Основные понятия
- 2. Этапы разработки информационной системы
- 3. Отчетная документация
- 3.1. Описание предметной области
- 3.2. Проектирование бд
- 2.1.Описание бд в терминах объектов п о
- 2.2. Построение информационной структуры по
- 2.3. Представление бд реляционной моделью.
- 3.3. Проектирование информационной системы
- 3.4. Реализация информационной системы
- 4.1.Описание субд
- 4.2.Описание структуры бд
- 4.3.Реализация обработки данных
- 4. Варианты тем курсовых проектов по дисциплине «управление данными»
- 4.1. Телефонный справочник
- 4.2.Адвокатская контора
- 4.3.Ателье головных уборов
- 4.4. Компьютерный магазин
- 4.5. Страховая компания
- 4.6. Агентство по трудоустройству.
- 4.7. Контора по ремонту квартир
- 4.8. Специализированная библиотека
- 4.9. Издательство
- 4.10. Хозрасчетная поликлиника
- 4.11. Ателье мод
- 4.12. Оптовый склад
- 4.14. Автосалон
- 4.15. Продажа подержанных автомобилей
- 4.16. Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств
- 4.17.Пассажирское автопредприятие
- 4.18. Междугородные пассажирские перевозки
- 4.20. Гостиница
- 4.21.Агенство недвижимости
- 4.22.Турагенство
- 4.23. Учет автомобилей гибдд
- 4.24. Учебная часть вуЗа
- 4.25. Автоматизированная система продажи железнодорожных билетов
- Литература