32. Организованные меры обеспечения защиты информации
Те, кому уже приходилось на практике заниматься вопросами обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах (АС), единодушно отмечают следующую особенность - реальный интерес к проблеме защиты информации, проявляемый менеджерами верхнего уровня, на уровне подразделений, отвечающих за работоспособность автоматизированной системы организации сменяется на резкое неприятие.
Как правило, приводятся следующие аргументы против проведения работ и принятия мер по обеспечению информационной безопасности:
• появление дополнительных ограничений для конечных пользователей и специалистов подразделений обеспечения, затрудняющие использование и эксплуатацию автоматизированной системы организации;
• необходимость дополнительных материальных затрат как на проведение таких работ, так и на расширение штата специалистов, занимающихся проблемой информационной безопасности. Экономия на информационной безопасности может выражаться в различных формах, крайними из которых являются:
• принятие только организационных мер обеспечения безопасности информации в АС;
• использование только дополнительных технических средств защиты информации (ТСЗИ).
В первом случае, как правило, разрабатываются многочисленные инструкции, приказы и положения, призванные в критическую минуту переложить ответственность с людей, издающих эти документы на конкретных исполнителей. Естественно, что требования таких документов (при отсутствии соответствующей технической поддержки) затрудняют повседневную деятельность сотрудников организации и как правило не выполняются.
Во втором случае, приобретаются и устанавливаются дополнительные ТСЗИ. Применение ТСЗИ без соответствующей организационной поддержки также неэффективно в связи с тем, что без установленных правил обработки информации в АС применение любых ТСЗИ только усиливает существующий беспорядок.
Как показывает опыт практической работы, для эффективной защиты автоматизированной системы организации необходимо решить ряд организационных задач:
• создать специальное подразделение, обеспечивающее разработку правил эксплуатации автоматизированной системы, определяющее полномочия пользователей по доступу к ресурсам этой системы, осуществляющее административную поддержку ТСЗИ (правильную настройку, контроль и оперативное реагирование на поступающие сигналы о нарушениях установленных правил доступа, анализ журналов регистрации событий безопасности и т.п.);
• разработать технологию обеспечения информационной безопасности, предусматривающую порядок взаимодействия подразделений организации по вопросам обеспечения безопасности при эксплуатации автоматизированной системы и модернизации ее программных и аппаратных средств;
• внедрить данную технологию путем разработки и утверждения необходимых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов (концепций, положений, инструкций и т.п.).
При создании подразделения информационной безопасности надо учитывать, что для эксплуатации средств защиты нужен минимальный штат сотрудников, осуществляющих поддержку функционирования ТСЗИ. В то же время, разработка и внедрение технологии обеспечения информационной безопасности требует значительно большего времени, больших трудозатрат и привлечения квалифицированных специалистов, потребность в которых после ее внедрения в эксплуатацию отпадает.
Кроме того, разработка и внедрение такой технологии должны проводиться в сжатые сроки, чтобы не отстать от развития самой автоматизированной системы организации. Поэтому, для минимизации расходов на разработку и внедрение технологии обеспечения информационной безопасности целесообразно привлекать сторонних специалистов, имеющих опыт в проведении подобного рода работ. Применение дополнительных средств защиты информации затрагивает интересы многих структурных подразделений организации. Не столько даже тех, в которых работают конечные пользователи автоматизированной системы, сколько подразделений, отвечающих за разработку, внедрение и сопровождение прикладных задач, за обслуживание и эксплуатацию средств вычислительной техники.
Поэтому разрабатываемая технология обеспечения информационной безопасности должна обеспечивать:
• дифференцированный подход к защите различных АРМ и подсистем (уровень защищенности должен определяться с позиций разумной достаточности с учетом важности обрабатываемой информации и решаемых задач);
• унификацию вариантов применения средств защиты информации на АРМ с одинаковыми требованиями к защите;
• реализацию разрешительной системы доступа к ресурсам АС;
• минимизацию, формализацию (в идеале автоматизацию), реальную выполнимость рутинных операций и согласованность действий различных подразделений по реализации требований разработанных положений и инструкций, не создавая больших неудобств при решении сотрудниками своих основных задач;
• учет динамики развития автоматизированной системы, регламентацию не только стационарного процесса эксплуатации защищенных подсистем, но и процессов их модернизации, связанных с многочисленными изменениями аппаратно-программной конфигурации АРМ;
• минимизацию необходимого числа специалистов отдела защиты информации.
Надо совершенно четко понимать, что соблюдение необходимых требований по защите информации, препятствующих осуществлению несанкционированных изменений в системе, неизбежно приводит к усложнению процедуры правомочной модификации АС.
В этом состоит одно из наиболее остро проявляющихся противоречий между обеспечением безопасности и развитием и совершенствованием автоматизированной системы. Технология обеспечения информационной безопасности должна предусматривать особые случаи экстренного внесения изменений в программно-аппаратные средства защищаемой АС. Научно-инженерным предприятием "Информзащита" накоплен значительный опыт предоставления заказчикам услуг по разработке и внедрению технологии обеспечения информационной безопасности. Основу данной технологии составляет продуманная система определения требуемых степеней (категорий) защищенности ресурсов АС.
НИП "Информзащита" располагает пакетом документов, необходимым для разработки и внедрения данной технологии на объектах заказчика. В данный пакет документов входят:
• Концепция обеспечения информационной безопасности. Данный документ определяет общую систему взглядов в организации на проблему защиты информации в АС и пути решения этой проблемы с учетом накопленного опыта и современных тенденций ее развития.
• Положение о категорировании. Данный документ определяет порядок категорирования защищаемых ресурсов и требования по защите ресурсов различных категорий.
• План защиты АС. Данный документ определяет комплекс конкретных организационно-технических мер по защите информации, а также незаконного вмешательства в процесс функционирования конкретной АС.
План защиты включает описание технологии обработки данных в защищаемой подсистеме, анализ угроз и оценку риска нанесения ущерба, правила эксплуатации системы, необходимый набор инструкций должностным лицам (инструкция пользователю АС, инструкция администратору безопасности АС и т.д.), определяет порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц при внесении изменений в списки пользователей и программно-аппаратную конфигурацию АРМ, а также определяет распределение обязанностей и порядок составления, ведения и использования формуляров защищаемых ресурсов (информации, АРМ, задач и программных средств) в процессе развития АС.
- 1. Информационная безопасность
- 2. Информационная безопасность – дело межгосударственное
- 3. Информационная безопасность и геоинформационные системы
- 4. Информационная безопасность и интересы бизнеса
- 5. Информационная безопасность корпоративных (ведомственных) сетей связи
- 6. Каналы утечки информации
- 7. Классификация угроз безопасности информации
- 8. Угрозы, не связанные с деятельностью человека
- 9. Угрозы, связанные с деятельностью человека
- 10. Утечка акустической информации из-за применения подслушивающих устройств
- 11. Прослушивание и запись переговоров по телефонным линиям
- 12. Утечка информации за счет скрытного и дистанционного видеонаблюдения
- 13. Лазерный съем речевой информации
- 14. Основные понятия компьютерной безопасности
- 15. Лицензирование
- 16. Особенности безопасности компьютерных сетей
- 17. Нарушения безопасности сети
- 18. Взлом программного модуля
- 19. Меры защиты информационной безопасности
- 20. Меры защиты: четыре уровня защиты
- 21. Метод авторизации через интернет
- 22. Побитовое копирование cd
- 23. Признаки наличия язвимых мест в информационной безопасности
- 24. Пути утечки информации в вычислительных системах
- 25. Устойчивость к взлому
- 26. Устойчивость к прямому копированию
- 27. Законы ук рф, связанные с «Преступлениями в сфере компьютерной информации»
- 28. Утечка информации при использовании средств связи и различных проводных коммуникаций
- 29. Перехват разговоров по радиотелефонам и сотовой связи
- 30. Использование сети 220 в для передачи акустической информации из помещений.
- 31. Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности
- 32. Организованные меры обеспечения защиты информации
- 33. Подбор персонала для обеспечения безопасности
- 34. Краткая характеристика источников информации
- 35. Безопасность оптоволоконных кабельных систем
- 36. Защита информации в оптическом диапазоне частот
- 37. Классификация современных биометрических средств защиты информации
- 38. Принципы построения системы информационной безопасности объекта
- 39. Определение границ управления информационной безопасностью объекта
- 40. Выбор контрмер, обеспечивающих информационную безопасность
- 41. Проверка системы защиты информации
- 42. Составление плана защиты информации
- 43. Реализация плана защиты информации (управление системой защиты информации)
- 44. Практические проблемы обеспечения информационной безопасности
- 45. Новые приборы виброакустической защиты информации
- 46. Персонал как основная опасность утраты конфиденциальной информации
- 47. Особенности приема и перевода сотрудников на работу, связанную с владением конфиденциальной информацией
- 48. Доступ персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных
- 49. Текущая работа с персоналом, владеющим конфиденциальной информацией
- 50. Особенности увольнения сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией
- 51. Защищенный документооборот
- 52. Технологические системы защиты и обработки конфиденциальных документов
- 53. Принципы учета конфиденциальных документов
- 54. Этапы подготовки конфиденциальных документов
- 55. Защита информации при проведении совещаний и переговоров
- 56. Защита информации при работе с посетителями
- 57. Защита информации в работе кадровой службы
- 58. Нормативно-методические документы по обеспечению безопасности информации