Ошибки в программах
Ошибками в ПО, вообще говоря, являются все возможные несоответствия между демонстрируемыми характеристиками его качества и сформулированными или подразумеваемыми требованиями и ожиданиями пользователей.
В англоязычной литературе используется несколько терминов, часто одинаково переводящихся как «ошибка» на русский язык.
•defect — самое общее нарушение каких-либо требований или ожиданий, не обязательно проявляющееся вовне (к дефектам относятся нарушения стандартов кодирования, недостаточная гибкость системы и пр.).
•failure — наблюдаемое нарушение требований, проявляющееся при каком-то реальном сценарии работы ПО. Это можно назвать проявлением ошибки.
•fault — ошибка в коде программы, вызывающая нарушения требований при работе (failures), то место, которое надо исправить. Хотя это понятие используется довольно часто, оно, вообще говоря, не вполне четкое, поскольку для устранения нарушения можно исправить программу в нескольких местах. Что именно надо исправлять, зависит от дополнительных условий, выполнение которых мы хотим при этом обеспечить, хотя в некоторых ситуациях наложение дополнительных ограничений не устраняет неоднозначность.
•error — используется в двух смыслах.
Первый — это ошибка в ментальной модели программиста, ошибка в его рассуждениях о программе, которая заставляет его делать ошибки в коде (faults). Это, собственно, ошибка, которую сделал человек в своем понимании свойств программы.
Второй смысл — это некорректные значения данных (выходных или внутренних), которые возникают при ошибках в работе программы.
Эти понятия некоторым образом связаны с основными источниками ошибок. Поскольку при разработке программ необходимо сначала понять задачу, затем придумать ее решение и закодировать его в виде программы, то, соответственно, основных источников ошибок три.
•Неправильное понимание задач.
Очень часто люди не понимают, что им пытаются сказать другие. Так же и разработчики ПО не всегда понимают, что именно нужно сделать. Другим источником непонимания служит отсутствие его у самих пользователей и заказчиков — достаточно часто они могут просить сделать несколько не то, что им действительно нужно.
- Предисловие
- Лекция 1. Проблемы разработки сложных программных систем
- Программы «большие» и «маленькие»
- Принципы работы со сложными системами
- Литература к Лекции 1
- Лекция 2. Жизненный цикл и процессы разработки ПО
- Понятие жизненного цикла ПО
- Модели жизненного цикла
- «Тяжелые» и «легкие» процессы разработки
- Унифицированный процесс Rational
- Экстремальное программирование
- Лекция 4. Анализ предметной области и требования к ПО
- Анализ предметной области
- Выделение и анализ требований
- Литература к Лекции 4
- Лекция 5. Качество ПО и методы его контроля
- Качество программного обеспечения
- Методы контроля качества
- Ошибки в программах
- Лекция 6. Архитектура программного обеспечения
- Анализ области решений
- Архитектура программного обеспечения
- Разработка и оценка архитектуры на основе сценариев
- Литература к Лекции 6
- Лекция 7. Образцы проектирования
- Образцы человеческой деятельности
- Многоуровневая система
- Литература к Лекции 7
- Лекция 8. Образцы проектирования (продолжение)
- Данные–представление–обработка
- Идиомы
- Шаблонный метод
- Образцы организации и образцы процессов
- Литература к Лекции 8
- Понятность
- Методы разработки удобного программного обеспечения
- Лекция 10. Основные конструкции языков Java и C#
- Платформы Java и .NET
- Целочисленные типы
- Инструкции и выражения
- Выражения
- Наследование
- Шаблонные типы и операции
- Описание метаданных
- Средства создания многопоточных программ
- Основные понятия компонентных технологий
- Общие принципы построения распределенных систем
- Лекция 13. Компонентные технологии разработки Web-приложений
- Web-приложения
- Платформа Java 2 Enterprise Edition
- Именование
- Работа с XML
- Отказоустойчивость
- Защита
- Работа с XML
- Литература к Лекции 13
- Уровень бизнес-логики и модели данных в J2EE
- Компоненты, управляемые сообщениями
- Уровень модели данных в .NET
- Уровень пользовательского интерфейса в J2EE
- Уровень пользовательского интерфейса в .NET
- Лекция 15. Развитие компонентных технологий
- Развитие технологий J2EE
- Java Data Objects
- Enterprise Java Beans 3.0
- Среда Spring
- Защита
- Литература к Лекции 15
- Лекция 16. Управление разработкой ПО
- Задачи управления проектами
- Окружение проекта
- Структура организации-исполнителя проекта
- Управление рисками