Общие принципы построения распределенных систем
В дальнейшем мы будем рассматривать компонентные технологии в связи с разработкой распределенных программных систем. Прежде чем углубляться в их изучение, полезно разобраться в общих принципах построения таких систем, без привязки к компонентному подходу. Тогда многие из решений, применяемых в рамках таких технологий, становятся гораздо более понятными.
Построение распределенных систем высокого качества является одной из наиболее сложных задач разработки ПО. Технологии типа J2EE и .NET создаются как раз для того, чтобы сделать разработку широко встречающихся видов распределенных систем — так называемых бизнесприложений, поддерживающих решение бизнес-задач некоторой организации, — достаточно простой и доступной практически любому программисту. Основная задача, которую пытаются решить с помощью распределенных систем — обеспечение максимально простого доступа к возможно большему количеству ресурсов как можно большему числу пользователей. Наиболее важными свойствами такой системы являются прозрачность, открытость, масштабируемость и безопасность.
•Прозрачность (transparency).
Прозрачностью называется способность системы скрыть от пользователя физическое распределение ресурсов, а также аспекты их перераспределения и перемещения между различными машинами в ходе работы, репликацию (т.е. дублирование) ресурсов, трудности, возникающие при одновременной работе нескольких пользователей с одним ресурсом, ошибки при доступе к ресурсам и в работе самих ресурсов.
Технология разработки распределенного ПО тоже может обладать прозрачностью настолько, насколько она позволяет разработчику забыть о том, что создаваемая система распределена, и насколько легко в ходе разработки можно отделить аспекты построения системы, связанные с ее распределенностью, от решения задач предметной области или бизнеса, в рамках которых системе предстоит работать.
Степень прозрачности может быть различной, поскольку скрывать все эффекты, возникающие при работе распределенной системы, неразумно. Кроме того, прозрачность системы и ее производительность обычно находятся в обратной зависимости — например, при попытке преодолеть отказы в соединении с сервером большинство Web-браузеров пытается установить это соединение несколько раз, а для пользователя это выглядит как сильно замедленная реакция системы на его действия.
•Открытость (openness).
Открытость системы определяется как полнота и ясность описания интерфейсов работы с ней и служб, которые она предоставляет через эти интерфейсы. Такое описание должно включать в себя все, что необходимо знать для того, чтобы пользоваться этими службами, независимо от реализации данной системы и платформы, на которой она развернута. Один из основных элементов описания службы — ее контракт.
Открытость системы важна как для обеспечения ее переносимости, так и для облегчения использования системы и возможности построения других систем на ее основе. Распределенные системы обычно строятся с использованием служб, предоставляемых другими системами, и в то же время сами часто являются составными элементами или поставщиками служб для других систем.
Именно поэтому использование компонентных технологий при разработке практически полезного распределенного ПО неизбежно.
•Масштабируемость (scalability).
Масштабируемость системы — это зависимость изменения ее характеристик от количества ее пользователей и подключенных ресурсов, а также от степени географической распределенности системы. В число значимых характеристик при этом попадают функциональность, производительность, стоимость, трудозатраты на разработку, на внесение изменений, на сопровождение, на администрирование, удобство работы с системой. Для некоторых из них наилучшая возможная масштабируемость обеспечивается линейной зависимостью, для других хорошая масштабируемость означает, что показатель
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Лекция 1. Проблемы разработки сложных программных систем
- Программы «большие» и «маленькие»
- Принципы работы со сложными системами
- Литература к Лекции 1
- Лекция 2. Жизненный цикл и процессы разработки ПО
- Понятие жизненного цикла ПО
- Модели жизненного цикла
- «Тяжелые» и «легкие» процессы разработки
- Унифицированный процесс Rational
- Экстремальное программирование
- Лекция 4. Анализ предметной области и требования к ПО
- Анализ предметной области
- Выделение и анализ требований
- Литература к Лекции 4
- Лекция 5. Качество ПО и методы его контроля
- Качество программного обеспечения
- Методы контроля качества
- Ошибки в программах
- Лекция 6. Архитектура программного обеспечения
- Анализ области решений
- Архитектура программного обеспечения
- Разработка и оценка архитектуры на основе сценариев
- Литература к Лекции 6
- Лекция 7. Образцы проектирования
- Образцы человеческой деятельности
- Многоуровневая система
- Литература к Лекции 7
- Лекция 8. Образцы проектирования (продолжение)
- Данные–представление–обработка
- Идиомы
- Шаблонный метод
- Образцы организации и образцы процессов
- Литература к Лекции 8
- Понятность
- Методы разработки удобного программного обеспечения
- Лекция 10. Основные конструкции языков Java и C#
- Платформы Java и .NET
- Целочисленные типы
- Инструкции и выражения
- Выражения
- Наследование
- Шаблонные типы и операции
- Описание метаданных
- Средства создания многопоточных программ
- Основные понятия компонентных технологий
- Общие принципы построения распределенных систем
- Лекция 13. Компонентные технологии разработки Web-приложений
- Web-приложения
- Платформа Java 2 Enterprise Edition
- Именование
- Работа с XML
- Отказоустойчивость
- Защита
- Работа с XML
- Литература к Лекции 13
- Уровень бизнес-логики и модели данных в J2EE
- Компоненты, управляемые сообщениями
- Уровень модели данных в .NET
- Уровень пользовательского интерфейса в J2EE
- Уровень пользовательского интерфейса в .NET
- Лекция 15. Развитие компонентных технологий
- Развитие технологий J2EE
- Java Data Objects
- Enterprise Java Beans 3.0
- Среда Spring
- Защита
- Литература к Лекции 15
- Лекция 16. Управление разработкой ПО
- Задачи управления проектами
- Окружение проекта
- Структура организации-исполнителя проекта
- Управление рисками