2.2 Методы описания цифровых автоматов
Чтобы задать цифровой автомат S, необходимо описать все элементы множества S = { A, X ,Y, , , a1}, то есть входной и выходной алфавиты и алфавит состояний, а также функции переходов и выходов. Из множества способов описания обычно используются практически равноценные табличный и графический (с помощью ориентированных графов) [4].
Пример общего описания автоматов Мили таблицами переходов и выходов дан в таблице 14 и таблице 15.
Таблица 14 Таблица15
Общий вид таблицы переходов Общий вид таблицы выходов
автомата Мили автомата Мили
Строки этих таблиц соответствуют входным сигналам множества X, а столбцы - состояниям A, причём крайний левый столбец обозначен как начальное состояние инициального цифрового автомата a1.
На пересечении столбца am и строки zf в таблице переходов ставится состояние as=(am, zf), в которое автомат переходит из состояния am под действием сигнала zf. В таблице выходов - соответствующий этому переходу выходной сигнал wg=(am, zf).
Пример табличного описания полностью определённого цифрового автомата Мили S1 с тремя состояниями, двумя входными и двумя выходными сигналами приведён в таблице 16 и таблице 17.
Таблица 16 Таблица 17
Таблица переходов а. Мили S1 Таблица выходов а. Мили S1
Заголовочная строка и столбец обозначены одинаково для обеих таблиц, поэтому для экономии времени можно производить описание автомата Мили одной совмещённой таблицей переходов и выходов, например, таблицей 18.
Таблица 18
Совмещённая таблица переходов и выходов
автомата Мили S1
Для частичных автоматов, у которых функции и определёны не для всех пар (am, zf) AX , на месте неопределённых состояний и неопределённых выходных сигналов ставится какой либо специальный символ, например, прочерк. Пример табличного описания частичного автомата приведён в совмещённой таблице 19.
Таблица 19
Совмещённая таблица для частичного а. Мили S2
Так как в автомате Мура выходной сигнал зависит только от состояния, то автомат Мура описывается одной - отмеченной - таблицей переходов (общая форма - таблица 20, пример - таблица 21), в которой каждому её столбцу приписан, кроме состояния am, ещё и соответствующий выходной сигнал wg=(am).
Таблица 20
Общий вид отмеченной таблицы переходов автомата Мура
Таблица 21
Отмеченная таблица переходов автомата Мура S3
Граф автомата - ориентированный связный граф, вершины которого соответствуют состояниям, а дуги - переходам между ними.
Две вершины графа автомата am и as (исходное состояние и состояние перехода) соединяются дугой, направленной от am к as , если в автомате имеется переход из am в as , то есть если as = (am, zf) при некотором zf X. Дуге (am, as) графа автомата приписывается входной сигнал zf и выходной сигнал wg = (am, zf), если он определён, и ставится прочерк в противном случае. Если переход автомата из состояния am в состояние as происходит под действием нескольких входных сигналов, то дуге (am, as) приписываются все эти входные и соответствующие выходные сигналы.
При описании автомата Мура в виде графа выходной сигнал wg = (am) записывается внутри вершины am или рядом с ней.
На рис.22, рис.23 и рис.24 приведены графы цифровых автоматов S1, S2 и S3, описанные ранее в таблице 18, таблице 19 и таблице 21
В технических целях используются только детерминированные цифровые автоматы, в которых выполнено условие однозначности переходов: - автомат, находящийся в некотором состоянии, под действием любого входного сигнала не может перейти более, чем в одно состояние. Применительно к табличному способу задания описания автоматов это означает, что в клетках переходов/выходов указывается только по одному состоянию/выходному сигналу. Применительно к графическому способу задания описания автоматов это означает, что в графе автомата из любой вершины не могут выходить две или более дуги, отмеченные одним и тем же входным сигналом.
- Глава 1 5
- Глава 2 40
- Глава 3 88
- Введение
- Глава 1 логические основы цифровых автоматов
- 1.1 Основные понятия алгебры логики
- 1.2 Базис и, или, не. Свойства элементарных функций алгебры логики
- 1.3 Способы описания булевых функций
- 1.3.1 Табличное описание булевых функций
- 1.3.2 Аналитическое описание булевых функций
- 1.3.3 Числовая форма представления булевых функций
- 1.3.4 Графическая форма представления булевых функций
- 1.3.5 Геометрическое представление булевых функций
- 1.4 Минимизация функций алгебры логики
- 1.4.1 Минимизация с помощью минимизирующих карт
- 1.4.2 Минимизация функций алгебры логики по методу Квайна
- 1.4.3 Минимизация функций алгебры логики
- 1.5 Элементная база для построения комбинационных схем
- 1.5.1 Логические элементы и, или, не
- 1.5.1.1 Логические элементы и и и-не (Позитивная логика)
- 1.5.1.2 Логические элементы или, или-не (Позитивная логика)
- 1.5.2 Примеры технической реализации булевых функций
- 1.5.2.1 Функция исключающее-или (Сложение по модулю 2)
- 1.5.2.2 Минимизированная функция алгебры логики ф.(27) (Дешифратор второго рода)
- 1.5.3 Программируемые логические матрицы (плм)
- 1.5.3.1 Примеры плм
- 1.5.3.2 Процедуры программирования плм
- Глава 2 синтез цифровых автоматов
- 2.1 Определение абстрактного цифрового автомата
- 2.2 Методы описания цифровых автоматов
- 2.3 Синхронные и асинхронные цифровые автоматы
- 2.4 Связь между математическими моделями цифровых автоматов Мили и Мура
- 2.5 Минимизация абстрактных цифровых автоматов
- 2.5.1 Минимизация абстрактного автомата Мили
- 2.5.2 Минимизация абстрактного автомата Мура
- 2.6 Структурный синтез автоматов
- 2.6.1 Элементарные автоматы памяти
- 2.6.2 Синхронизация в цифровых автоматах
- 2.7 Структурный синтез цифровых автоматов по таблицам
- 2.8 Структурный синтез цифрового автомата по графу
- Глава 3 микропрограммные автоматы
- 3.1 Декомпозиция устройств обработки цифровой информации
- 3.2 Управляющие автоматы
- 3.3 Принцип действия управляющего автомата с хранимой в памяти логикой и микропрограммное управление
- 3.3.1 Горизонтальное микропрограммирование
- 3.3.2 Вертикальное микропрограммирование
- 3.3.3 Смешанное микропрограммирование
- 3.3.3.1 Вертикально - горизонтальное микропрограммирование
- 3.3.3.2 Горизонтально - вертикальное микропрограммирование
- 3.4 Управляющие автоматы с «жёсткой логикой»
- 3.5 Граф - схемы микропрограммных автоматов
- 3.6 Синтез микропрограммных автоматов по граф - схеме алгоритма
- 3.6.1 Синтез микропрограммного автомата Мили
- 3.6.2 Синтез микропрограммного автомата Мура
- 3.6.3 Минимизация микропрограммных автоматов
- Заключение