logo search
Лекци по электронному бизнесу

Правовые аспекты электронной торговли

К правовым аспектам электронной торговли, которые необходимо урегулировать при совершении сделок электронным способом, относятся следующие:

Некоторые из них уже решены, другие находятся на разных стадиях урегулирования.

Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов (сообщений, записей и т.д.), формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.

Комиссия ЮНСИТРАЛ, как орган, отвечающий в системе ООН за содействие согласованию и унификации права международной торговли, провела серьезную работу по правовым аспектам электронной торговли, в результате которой в июне 1996 года был принят Типовой закон об электронной торговле. Главная цель Типового закона заключается в упрощении процедур электронной торговли путем закрепления свода международных норм, которые могут быть использованы государствами для принятия законодательства по устранению юридических препятствий и факторов неопределенности при использовании электронных технологий в международной торговле.

Основные положения Типового закона можно свести к следующим тезисам:

  1. электронное сообщение приравнивается к письменной форме документа;

  2. не отрицается доказательственная сила электронных сообщений;

  3. признается возможность использования электронной подписи в сообщении;

  4. электронное сообщение может быть признано оригиналом документа;

  5. в случаях, когда закон требует сохранения определенных документов, допускается сохранение информации в электронной форме.

Три последних тезиса справедливы при соблюдении технических требований к надежности информационной системы.

К сожалению, Типовой закон не содержит каких-либо положений, определяющих ответственность участников передачи электронных сообщений (отправитель, получатель, телекоммуникационная компания). В связи с этим было рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения, исходя из сложившихся условий каждой страны.

В 2001 году ЮНСИТРАЛ разработан Типовой закон об электронных подписях.

Зарубежная практика регулирования электронной торговли.

Для создания мировой системы регулирования электронной торговли на Второй министерской конференции ВТО в Женеве в мае 1998 года была принята Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генеральному совету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех аспектов электронной торговли.

Что касается практики регулирования электронной торговли в отдельных государствах, то здесь можно выделить несколько подходов и, соответственно, разбить страны на 5 групп:

  1. электронная торговля регулируется общими положениями гражданского права и/или законодательством об информационных технологиях (Индия, страны СНГ и Балтии, за исключением Республики Беларусь и Российской Федерации и др.);

  2. регулируется использование электронных документов (Республика Беларусь, Италия, Болгария и др.);

  3. действуют единые законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Сингапур, Австралия, Ирландия, Канада, Филиппины, Словения и др.);

  4. приняты раздельные законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Южная Корея, Российская Федерация и др.);

  5. действуют базовые и специальные законы, регулирующие электронную торговлю (США) [41].