Стадии внедрения систем (моделей) электронной торговли
В настоящее время компании используют несколько вариантов организации электронного бизнеса и электронной торговли в сети Интернет.
Первая стадия – маркетинг (создание Интернет-каталога).
В этом случае создается вэб-сайт компании, который по сути является Интернет-каталогом. Он содержит общую информацию о предприятии, перечень и краткое описание выпускаемой продукции и/или предлагаемых услуг. Непосредственно внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется традиционными методами. Многие белорусские предприятия, которые начинают использовать Интернет в своей деятельности, пока что используют такой подход и находятся на этой стадии.
Вторая стадия - сбыт (подключение возможности осуществления продаж, создание более полного вэб-центра).
На сайте представлена не только общая информация о предприятии и продукции, но и возможно осуществление некоторых интерактивных функций. Как правило, в этом случае на сайте размещается подробная информация о каждом продукте компании, включая технические характеристики, результаты тестов, отзывы предыдущих покупателей о выпускаемой продукции. Посетители сайта имеют возможность использовать интерактивные экспертные системы (Frequently Asked Questions, FAQ), которые дают ответы на вопросы о предприятии, продукции, техническом обслуживании. На сайте также предоставлена возможность покупателям заполнить заявку на приобретение товара. Например, сайт НПО «Интеграл», который находится в сети Интернет по адресу http://www.integral.byсодержит рубрику «заказ».
И, наконец, третья стадия – производство, сбыт, закупки (интеграция вэб-сайта с системой управления предприятием). Т.е, создается интерактивный портал, который полностью или частично интегрирован с остальными системами предприятия.
Информация, представляемая на сайте компании, основывается не только на первоначально заложенных данных, но и на оперативных данных всех компьютерных систем предприятия, учитывает количество и стоимость комплектующих, которые находятся в производстве и на складах, загруженность производства заказами и т.д. Кроме того, такие системы не только принимают заказ покупателей на поставку продукции, рассчитывают стоимость и сроки поставки и автоматически совершают сделку. Они также направляют соответствующие команды на различные задействованные производственные участки, склады, структуры продаж и закупок, а в некоторых случаях самостоятельно формируют и направляют дополнительные заказы поставщикам и другим партнерам по бизнесу. В последнее время используются модели, которые интегрируют в себе и компьютерные системы поставщиков и субподрядчиков, что позволяет в любой момент времени определить стоимость заказываемого товара и рассчитать сроки его поставки.
Такую форму работы в настоящее время используют лидеры электронной торговли Dell Computer Corporation и Cisko Systems. Вся сбытовая сеть компании Dell переведена в Интернет, хотя оформление заказа возможно и по телефону. На фирме Cisko Systems 90% заказов от потребителей обрабатывается без участия человека, а 52% заказов - даже без участия сотрудников компании, направляясь непосредственно к поставщикам и субподрядчикам.
Преимущества использования такой формы организации и ведения бизнеса:
сокращение затрат на рабочую силу;
сокращение задержек и простоев в работе;
снижение складских запасов;
возможность оперативной обработки и выполнения заказов, т.е., производство продукции «под заказ», снижение расходов на сбыт и возможность избежать работы «на склад».
По данным компании Cisko Systems использование Интернет-технологий и постоянное внедрение все новых методов электронной торговли позволяет ей повышать производительность труда с темпами роста 20-40% в год. Компания Cisko Systems одной из первых начала торговать через сеть Интернет, и уже в 1998 году из 8,5 млрд долларов США дохода, полученного компанией, 64% составляли электронные продажи. Переведя свой бизнес в Интернет, она смогла сократить расходы на 500 млн долларов (ее ежегодные затраты составляют примерно 2,5 млрд долларов США).
Использование сети Интернет также значительно сокращает расходы на сбыт продукции и/или оказание услуг. Как свидетельствует опыт работы фирмы Corning Incorporated, стоимость обработки заказа на поставку запасных частей через Интернет-каталог компании составляет около 12$ США, а традиционными методами – 140$.
В американских изданиях широко цитируется пример, связанный со стоимостью совершения типичной банковской сделки:
с непосредственным участием сотрудника банка –1,25 $;
по телефону – 54 ¢;
при помощи банкомата – 24 ¢;
через Интернет – 2 ¢.
Выделяют две модели электронной торговли: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная модель включает этапы электронной сделки и необходимые инструменты. Основными составляющими этой модели являются:
1. Исследование рынка, которое подразумевает использование вэб-сайта в рекламных, маркетинговых целях.
2. Продажи посредством вэб-сайтов.
3. Платежи в электронном виде, в том числе и с использованием пластиковых карт.
4. Поставки – связь с поставщиками посредством сети Интернет и доставка товаров в цифровой форме.
Вертикальная модель электронной торговли отражает действия различных вовлеченных сторон (государственных органов и субъектов хозяйствования) по созданию условий для развития электронной торговли в стране. Она включает следующие элементы:
1. Телекоммуникационная инфраструктура (программное обеспечение, телекоммуникация, связь, системы безопасности, платежные системы и т.д.).
2. Стандартизированные протоколы и кормы.
3. Основные правила (общие правила руководства и политика развития электронной торговли на национальном уровне).
4. Правила отдельных отраслей (специфические руководства, политика и стратегия развития отрасли).
5. Практическое внедрение систем электронной торговли на уровне субъектов хозяйствования и физических лиц (применение и реализация корпоративных стратегий и т.д.).
Вертикальная модель позволяет правительствам разрабатывать собственную политику, направленную на формирование условий для успешного функционирования и развития электронной торговли на национальном уровне. А также предполагает работу международных организаций по созданию необходимого набора правил, стандартов, руководств и положений для существования глобальной электронной торговли.
- Тема 1. Введение в электронную торговлю
- Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция»
- Стадии внедрения систем (моделей) электронной торговли
- Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика
- Системы цикла электронной торговли по д. Козье
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Преимущества электронной торговли по сравнению с традиционной
- Особенности подготовительного этапа электронной сделки
- Правовые аспекты электронной торговли
- Таким образом, среди основных преимуществэлектронной торговли по сравнению с традиционной можно выделить следующие:
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Поиск информации в интернете Поисковые системы как средство эффективного поиска информации в Сети
- Особенности поиска информации по каталогам
- Современные поисковые системы, каталоги и их характеристики
- 1. Поисковая система Google.Com
- Тема 4. Сайт как инструмент электронной торговли Веб-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете.
- Блок-схема построения веб-сайта
- Функции и задачи веб-сайта
- Технические аспекты создания веб-сайта
- Информационное наполнение сайта
- Тема 5. Системы и формы электронной торговли
- Классификация систем электронной торговли
- Принципы построения систем электронной торговли
- Модели и организационные формы бизнес-процессов
- Электронные торговые площадки и их виды
- Интернет-магазины
- Интернет-банкинг