3.1. Обработки текстовой информации
Текстовая информация может возникать из различных источников и иметь различную степень сложности по форме представления. В зависимости от формы представления для обработки текстовых сообщений используют разнообразные информационные технологии. Чаще всего в качестве инструментального средства обработки текстовой электронной информации применяют текстовые редакторы или процессоры. Они представляют программный продукт, обеспечивающий пользователя специальными средствами, предназначенными для создания, обработки и хранения текстовой информации. Текстовые редакторы и процессоры используются для составления, редактирования и обработки различных видов информации. Отличие текстовых редакторов от процессоров заключается в том, что редакторы, как правило, предназначены для работы только с текстами, а процессоры позволяют использовать и другие виды информации.
Редакторы, предназначенные для подготовки текстов условно можно разделить на обычные (подготовка писем и других простых документов) и сложные (оформление документов с разными шрифтами, включающие графики, рисунки и др.). Редакторы, используемые для автоматизированной работы с текстом, можно разделить на несколько типов: простейшие, интегрированные, гипертекстовые редакторы, распознаватели текстов, редакторы научных текстов, издательские системы.
В простейших редакторах-форматерах (например, “Блокнот”) для внутреннего представления текста дополнительные коды не используются, тексты же обычно формируются на основе знаков кодовой таблицы ASCII.
Текстовые процессоры представляют систему подготовки текстов (Word Processor). Наибольшей популярностью среди них пользуется программа MS Word. Технология обработки текстовой информации с помощью таких программ обычно включает следующие этапы:
1) создание файла для хранения текстовой информации;
2) ввод и (или) копирование текстовой информации в компьютер;
3) сохранение текста, представленного в электронной форме;
4) открытие файла, хранящего текстовую информацию;
5) редактирование электронной текстовой информации;
6) форматирование текста, хранящегося в электронной форме;
7) создание текстовых файлов на основе встроенных в текстовый редактор стилей оформления;
8) автоматическое формирование оглавления к тексту и алфавитного справочника;
9) автоматическая проверка орфографии и грамматики;
10) встраивание в текст различных элементов и объектов;
11) объединение документов;
12) печать текста.
К основным операциям редактирования относят: добавление; удаление; перемещение; копирование фрагмента текста, а также поиска и контекстной замены. Если создаваемый текст представляет многостраничный документ, то можно применять форматирование страниц или разделов. При этом в тексте появятся такие структурные элементы, как: закладки, сноски, перекрестные ссылки и колонтитулы.
Большинство текстовых процессоров поддерживает концепцию составного документа – контейнера, включающего различные объекты. Она позволяет вставлять в текст документа рисунки, таблицы, графические изображения, подготовленные в других программных средах. Используемая при этом технология связи и внедрения объектов называется OLE (Object Linking and Embedding – связь и внедрение объектов).
Для автоматизации выполнения часто повторяемых действий в текстовых процессорах используют макрокоманды. Самый простой макрос – записанная последовательность нажатия клавиш, перемещений и щелчков мышью. Она может воспроизводиться, как магнитофонная запись. Её можно обработать и изменить, добавив стандартные макрокоманды.
Перенос текстов из одного текстового редактора в другой осуществляется программой-конвертером. Она создаёт выходной файл в соответствующем формате. Обычно программы текстовой обработки имеют встроенные модули конвертирования популярных файловых форматов.
Разновидностью текстовых процессоров являются настольные издательские системы. В них можно готовить материалы по правилам полиграфии. Программы настольных издательских систем (например, Publishing, PageMaker) являются инструментом верстальщика, дизайнера, технического редактора. С их помощью можно легко менять форматы и нумерацию страниц, размер отступов, комбинировать различными шрифтами и т.п. В большей степени они предназначены для издания полиграфической продукции.
- Конспект лекций
- «Информационные технологии»
- Лекция 1 Информация и информатика. Информационные технологии
- 1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания
- 2. Свойства информации
- 3. Информатика
- 4. Информационные технологии
- 4.1. Информационные технологии
- 4.2. Эволюция информационных технологий
- 5. Платформа информационных технологий. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 5.1. Платформа информационных технологий
- 5.2. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- 6. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- 6.1. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 6.2. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 2 Классификация информационных технологий
- 1. Виды информационных технологий
- 1.3. Информационная технология обработки информации и данных
- 1.4. Технологические операции контроля данных
- 1.6. Технология поиска информации
- 1.7. Технологические операции передачи данных
- 2. Выбор вариантов внедрения информационной технологии
- Общие выводы
- Лекция 3 Использование информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 1. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях
- 1.1. Информационные технологии управления
- 1.2. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 1.4. Информационные технологии экспертных систем
- 1.5. Телекоммуникационные технологии
- 1.6. Гипертекстовые информационные технологии
- 1.7. Информационные технологии дистанционного обучения
- 1.8. Информационные технологии мультимедиа
- 2. Реализация информационных технологий в различных предметных областях
- 3. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 3.1. Электронные документы
- 3.2. Электронные книги
- 3.3. Электронные библиотеки
- 3.4. Электронный офис
- Общие выводы
- Лекция 4 Модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах. Системный подход к решению функциональных задач. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 1. Информационная модель и моделирование информационных процессов
- 2. Системный подход к решению функциональных задач
- 3. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 4. Жизненный цикл информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 5 Информационные технологии безопасности и защиты
- 1. Общие положения защиты информации
- 2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей
- 2.1. Основные виды и причины несанкционированных воздействий на информацию, здания, помещения и людей
- 2.2. Вирусы
- 2.3. Воздействия на информацию, здания, помещения, личную безопасность пользователя и обслуживающий персонал
- 3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них
- 3.1. Основные средства и методы защиты информации
- 3.2. Программные и технические средства защиты
- 3.2.2. Технические средства защиты
- 3.2.3. Программно-техническая и физическая защита от несанкционированных воздействий
- 4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты
- Общие выводы
- Лекция 6 Классификация информационных технологий по сферам применения. Обработка текстовой и числовой информации. Особенности обработки экономической и статистической информации
- 1. Классификация информационных технологий
- 2. Применение информационных технологий
- 3. Методы обработки информации
- 3.1. Обработки текстовой информации
- 3.2. Обработка табличных данных
- 3.3. Обработка экономической и статистической информации
- Общие выводы
- Лекция 7 Информационные технологии копирования и тиражирования информации. Оргтехника и полиграфическое оборудование
- 1. Средства оргтехники и полиграфии для копирования и тиражирования информации
- 2. Методы копирования и тиражирования информации
- 3. Копировально-множительная техника
- 4. Оргтехника
- Общие выводы
- Лекция 8 Программно-технические средства информационные технологии
- Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств
- 2. Программное обеспечение информационных технологий
- 3. Технические средства информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 9 Технологии открытых систем. Объектно-ориентированные информационные технологии. Распределенные системы обработки данных. Функционально-распределенные информационные технологии
- 1. Открытые системы
- 2. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 3. Распределённые системы обработки данных
- 3.1. Распределенные базы данных
- 3.2. Система управления распределёнными базами данных
- Основные выводы
- Лекция 10 Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса. Критерии оценки информационных технологий
- 1. Информационные технологии конечного пользователя
- 2. Пользовательский интерфейс
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса
- 4. Оценка информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 11 Графическое изображение технологического процесса. Обработка графической информации. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- 1. Графическое изображение технологического процесса
- 2. Обработка графической информации
- 3. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- Основные выводы
- Лекция 12 Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Информационные ресурсы Интернета
- 1. Гипертекстовые информационные технологии
- 2. Языки гипертекстовой разметки документов
- 3. Информационные ресурсы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 13 Мультимедийные технологии обработки и представления информации
- 1. Технологии мультимедиа
- 1.1. Аудиовидеотехнические средства
- 2. Проекционное оборудование. Мультимедиапроекторы
- 3. Средства информирования
- Основные выводы
- Лекция 14 Автоматизированные информационные системы. Экспертные системы
- 1. Автоматизированные системы
- 2. Автоматизированные информационные системы
- 3. Автоматизация информационных процессов
- 4. Экспертные системы
- Основные выводы
- Лекция 15 Сетевые информационные технологии. Технологии групповой работы пользователей: доска объявлений, форум, электронная почта, теле- и видеоконференции
- 1. Сетевые информационные технологии
- 2. Технологии групповой работы пользователей
- 3. Сервисы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 16 Интеграция информационных технологий. Корпоративные информационные системы. Технологии “клиент-сервер”. Информационные хранилища. Системы электронного документооборота
- 1. Интеграция информационных технологий
- 2. Корпоративные информационные системы
- 3. Технологии “клиент-сервер”
- 4. Информационные хранилища
- 5. Системы электронного документооборота
- 6. Технологии Дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 17 Геоинформационные и глобальные системы. Информационные технологии распространения информации. Авторские информационные технологии
- 1. Геоинформационные и глобальные системы
- 2. Информационные технологии распространения информации
- 3. Информационные технологии передачи информации. Связь
- 4. Авторские информационные технологии
- Основные выводы