logo search
321 / ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Тема «Управление требованиями к программному обеспечению»

Проекты программных средств различаются по уровню сложности, масштабу и необходимому качеству. Они имеют различное назначение, содержание и относятся к разным областям применения. Поэтому существует потребность в четко организованном процессе, методах формализации и управления требованиями к конкретным программным продуктам. Чаще всего проблемами, с которыми встретились не достигшие своих целей проекты программных продуктов, являются: недостаток информации от пользователя или заказчика о функциях проекта, неполные, некорректные требования, а также многочисленные изменения требований и спецификаций. Это происходит потому, что зачастую разработчики и заказчики считают, что “даже если мы не очень точно знаем, чего хотим достичь, лучше быстрее приступить к реализации проекта, так как мы и так выбились из графика и нам некогда размышлять. Мы можем уточнить требования позднее”. Подобный подход приводит к хаотическим, неупорядоченным действиям при разработке ПС, когда никто не знает, что на самом деле хочет заказчик и пользователь, и как в действительности функционирует созданная на данный момент система и/или программный продукт.

Формализация и управление требованиями это систематический метод выявления, организации и документирования требований к системе и/или ПС, а также процесс, в ходе которого вырабатывается и обеспечивается соглашение между заказчиком и выполняющими проект специалистами, в условиях меняющихся требований к системе рис. 6.1. Развитие программной инженерии, её обозримое будущее, связаны с непрерывным возрастанием сложности, поэтому разработкой ПС должны заниматься хорошо организованные и обученные коллективы команды разработчиков. Каждый член команды в той или иной степени должен привлекаться к управлению и формализации требований к проекту. Команде необходимо выработать профессиональные приемы для понимания потребностей пользователей, управления масштабом ПС, структурой и построением системы, удовлетворяющей эти потребности.

Команда должна применить методы и процессы для того, чтобы понять решаемую проблему заказчика до начала разработки ПС. Для этого следует использовать метод анализа, выявления и освоения проблемы и интересов заказчика: достигнуть соглашения между заказчиком и разработчиком по определению проблемы, целей и задач проекта; выделить основные причины  проблемы, являющиеся её источниками и стоящие за основной проблемой проекта системы и ПС; выявить заинтересованных лиц и пользователей, чье коллективное мнение и оценка в конечном итоге определяет успех или неудачу проекта; определить, где приблизительно находятся область и границы возможных решений проблем; понять ограничения, которые будут наложены на проект, команду и решения проблем.