Образцы человеческой деятельности
Чем отличается работа опытного проектировщика программного обеспечения от работы новичка? Имеющийся у эксперта опыт позволяет ему аккуратнее определять задачи, которые необходимо решить, точнее выделять среди них наиболее важные и менее значимые, четче представлять ограничения, в рамках которых должна работать будущая система. Но важнее всего то, что эксперт отличается накопленными знаниями о приемлемых или не приемлемых в определенных ситуациях решениях, о свойствах программных систем, обеспечиваемых ими, и способностью быстро подготовить качественное решение сложной проблемы, опираясь на эти знания.
Давней мечтой преподавателей всех дисциплин является выделение таких знаний «в чистом виде» и эффективная передача их следующим поколениям специалистов. В области проектирования сложных систем на роль такого представления накопленного опыта во второй половине XX века стали претендовать образцы проектирования (design patterns или просто patterns), называемые также типовыми решениями или шаблонами. Наиболее широко образцы применяются при построении сложных систем, на которые накладывается множество разнообразных требований. Одной из первых работ, которая систематически излагает довольно большой набор образцов, относящихся именно к разработке программ, стала книга [1].
На основе имеющегося опыта исследователями и практиками разработки ПО выделено множество образцов — типовых архитектур, проектных решений для отдельных подсистем и модулей или просто программистских приемов, — позволяющих получить достаточно качественные решения типовых задач, а не изобретать каждый раз велосипед.
Более того, люди, наиболее активно вовлеченные в поиск образцов проектирования в середине 90-х годов прошлого века, пытались создать основанные на образцах языки, которые, хотя и были бы специфичными для определенных предметных областей, имели бы более высокий уровень абстракции, чем обычные языки программирования. Предполагалось, что человек, знакомый с таким языком, практически без усилий сможет создавать приложения в данной предметной области, компонуя подходящие образцы нужным способом. Эту программу реализовать так и не удалось, однако выявленные образцы, несомненно, являются одним из самых значимых средств передачи опыта проектирования сложных программных систем.
Образец (pattern) представляет собой шаблон решения типовой, достаточно часто встречающейся задачи в некотором контексте, т.е. при некоторых ограничениях на ожидаемые решения и определенном наборе требований к ним.
В качестве примера рассмотрим такую ситуацию. Мы разработали большую программу из многих модулей. Так сложилось, что почти все они опираются на некоторый выделенный модуль и часто используют его операции. В какой-то момент, однако, разработчик этого модуля решил поменять названия операций в его интерфейсе и порядок следования параметров (может быть и так, что его разработчиком является другая организация, у которой этот модуль был приобретен, и такие изменения в нем появились в очередной версии, в которой исправлены многие серьезные ошибки). Изменить код других модулей системы достаточно тяжело, так как вызовы операций
- Предисловие
- Лекция 1. Проблемы разработки сложных программных систем
- Программы «большие» и «маленькие»
- Принципы работы со сложными системами
- Литература к Лекции 1
- Лекция 2. Жизненный цикл и процессы разработки ПО
- Понятие жизненного цикла ПО
- Модели жизненного цикла
- «Тяжелые» и «легкие» процессы разработки
- Унифицированный процесс Rational
- Экстремальное программирование
- Лекция 4. Анализ предметной области и требования к ПО
- Анализ предметной области
- Выделение и анализ требований
- Литература к Лекции 4
- Лекция 5. Качество ПО и методы его контроля
- Качество программного обеспечения
- Методы контроля качества
- Ошибки в программах
- Лекция 6. Архитектура программного обеспечения
- Анализ области решений
- Архитектура программного обеспечения
- Разработка и оценка архитектуры на основе сценариев
- Литература к Лекции 6
- Лекция 7. Образцы проектирования
- Образцы человеческой деятельности
- Многоуровневая система
- Литература к Лекции 7
- Лекция 8. Образцы проектирования (продолжение)
- Данные–представление–обработка
- Идиомы
- Шаблонный метод
- Образцы организации и образцы процессов
- Литература к Лекции 8
- Понятность
- Методы разработки удобного программного обеспечения
- Лекция 10. Основные конструкции языков Java и C#
- Платформы Java и .NET
- Целочисленные типы
- Инструкции и выражения
- Выражения
- Наследование
- Шаблонные типы и операции
- Описание метаданных
- Средства создания многопоточных программ
- Основные понятия компонентных технологий
- Общие принципы построения распределенных систем
- Лекция 13. Компонентные технологии разработки Web-приложений
- Web-приложения
- Платформа Java 2 Enterprise Edition
- Именование
- Работа с XML
- Отказоустойчивость
- Защита
- Работа с XML
- Литература к Лекции 13
- Уровень бизнес-логики и модели данных в J2EE
- Компоненты, управляемые сообщениями
- Уровень модели данных в .NET
- Уровень пользовательского интерфейса в J2EE
- Уровень пользовательского интерфейса в .NET
- Лекция 15. Развитие компонентных технологий
- Развитие технологий J2EE
- Java Data Objects
- Enterprise Java Beans 3.0
- Среда Spring
- Защита
- Литература к Лекции 15
- Лекция 16. Управление разработкой ПО
- Задачи управления проектами
- Окружение проекта
- Структура организации-исполнителя проекта
- Управление рисками