logo search
Posobie_Ravino_Atamanov

4.3. Специальность I-37 01 05 – «Городской электрический транспорт»

1. Рассчитать максимальную крутизну подъема пути i (‰), который может преодолеть трамвайный поезд, в зависимости от коэффициента сцепления колес с рельсом  и массы состава msost (т).

где mt – масса тягового вагона, т.

2. Рассчитать величину электродвижущей силы двигателя Е (В) в зависимости от угловой скорости якоря r (рад/с) и магнитного потока главного полюса двигателя Fm (Вб).

где p – число пар полюсов; N – число проводников обмотки якоря; ap – число параллельных ветвей обмотки якоря.

3. Рассчитать коэффициент мощности выпрямителя p (Вт) в зависимости от реактивного сопротивления X (Ом) и эффективного значения электродвижущей силы E (В).

где k – отношение эффективного тока вторичной обмотки трансформатора к среднему выпрямленному току;  – коэффициент, учитывающий влияние омического падения напряжения в цепи переменного тока на среднее выпрямленное напряжение; Id – величина выпрямленного тока (A); k0 – отношение коэффициента трансформации на данной ступени регулирования к наименьшему коэффициенту трансформации, при котором получается номинальная электродвижущая сила холостого хода вторичной обмотки трансформатора.

4. Рассчитать собственное сопротивление Rso (Ом) якорной цепи тягового электродвигателя троллейбуса в зависимости от номинального тока Inom (А) и КПД привода nom.

,

где Unom –номинальное напряжение в сети, В.

5. Рассчитать собственную индуктивность Lso (Гн) якорной цепи тягового электродвигателя троллейбуса в зависимости от номинального тока Inom (А) и номинальной частоты вращения ротора электродвигателя nom (об/мин).

,

где Unom –номинальное напряжение в сети, В; kl – коэффициент бескомпенсационной обмотки; pn – число пар полюсов.

6. Рассчитать скорость скольжения элементов шины троллейбуса в пятне контакта относительно дороги v (м/с) в зависимости от буксования  (%) и деформации шины hsh (м).

где rc – радиус сечения шины, м; x – поперечная координата, м; vk – скорость качения колеса, м/с.

7. Рассчитать величину коэффициента сопротивления уводу шины ky в зависимости от нормальной нагрузки на колесо Gk (Н) и давления воздуха в шине pв (МПа).

, где

где Dc – свободный диаметр колеса, м; h – деформация шины, м; b – ширина шины, м; с – безразмерный коэффициент, зависящий от конструкции шины; для шин обычной конструкции с=100.

8. Рассчитать угловую скорость вращения якоря тягового электродвигателя троллейбуса dv (рад/с) в зависимости от скорости движения v (м/с) и числа перевозимых пассажиров npas.

,

где r0 – свободный радиус колеса, м; rs – радиус сечения шины, м; рw ‑ давления воздуха в шине, МПа; utr – передаточное число трансмиссии; nk ‑ количество колес троллейбуса; mpas – масса одного пассажира, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2.

9. Рассчитать реактивную проводимость трансформатора Bt (См) в зависимости от тока холостого хода Ix% (А) и номинальной мощности трансформатора Snom (Вт).

где Unom - номинальное напряжение обмотки трансформатора, В.

10. Рассчитать значение пускового ускорения трамвайного поезда a (м/с2) в зависимости от полной массы поезда ms (кг) и коэффициента сцепления  колес с рельсами

где w0 – удельное сопротивление движению, Н/кН; g – ускорение свободного падения, м/с2; vr –коэффициент.

11. Рассчитать полную массу прицепных вагонов трамвайного поезда mt (кг) по условиям сцепления колес моторного вагона с рельсами в зависимости от его сцепной массы ms (кг) и массы вагонов mv (кг).

,

где  – основное удельное сопротивление движению моторного вагона, Н/кН;  – основное удельное сопротивление движению прицепных вагонов, Н/кН; g – ускорение свободного падения, м/с2; i – крутизна подъема, ‰;  ‑ коэффициент сцепления колеса с рельсом.

12. Рассчитать максимальный момент сопротивления повороту колеса на месте Mcmax (Нм) в зависимости от нагрузки на колесо Gk (H) и деформации шины hsh (м).

, где , .

где rc – радиус сечения шины, м; b – ширина шины, м;  ‑ коэффициент сцепления колеса с дорогой.

13. Рассчитать величину коэффициента сцепления колеса с рельсом  в зависимости от скорости движения v (м/с) и коэффициента ac, зависящего от рода поставленной в расчетах задачи.

где c – коэффициент, учитывающий неравенство нагрузок между ведущими колесными парами тележки, c=0,92…0,96; a– коэффициент, равный

- при определении максимальной нагрузки тягового электродвигателя ac=2,3;

- при трогании или экстренном торможении ac=3,7;

- для расчетов связанных с безопасностью ac=6;

,

14. Рассчитать основное удельное сопротивление трамвайного вагона w0 (Н/кН) в зависимости от скорости движения трамвая v (м/с) и массы трамвая m (т) при разных режимах движения

езда под током ;

езда без тока .

15. Рассчитать угол поворота наружного управляемого колеса троллейбуса e в зависимости от угла поворота внутреннего управляемого колеса i и базы троллейбуса L (м), при идеальной рулевой трапеции.

,

где B – расстояние между осями шкворней, м.

16. Рассчитать критическую скорость троллейбуса vkр (км/ч) в зависимости от его массы m (т) и базы L (м).

где a – расстояние от центра масс троллейбуса до передней оси, м; k1, k2 – коэффициенты сопротивления уводу колес переднего и заднего мостов, Н/рад.

17. Рассчитать потребную мощность тягового электродвигателя троллейбуса Pdv (кВт) в зависимости от скорости движения v (км/ч) и количества перевозимых пассажиров n.

где mpas – масса одного пассажира, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2; tr – КПД трансмиссии троллейбуса; zdv – число тяговых электродвигателей; ms ‑ масса состава, кг; kw – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха; Aw – площадь лобового сопротивления трамвая, м2;  ‑ коэффициент сцепления колеса с дорогой.

18. Рассчитать нормальные нагрузки на переднюю R1 (кН) и заднюю R2 (кН) тележки трамвая при разгоне и торможении в зависимости от количества перевозимых пассажиров npas ускорения (замедления) трамвая j (Н/c2).

;

,

где b – расстояние от центра масс трамвая до задней оси, м; ms – снаряженная масса трамвая, кг; mpas – масса пассажира, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2;  ‑ угол подъема пути; h – высота расположения центра масс трамвая, м; L – база трамвая.

19. Рассчитать активное сопротивление двухобмоточного трансформатора Rt (Ом) в зависимости от номинальной мощности трансформатора Snom (Вт) и потерь короткого замыкания трансформатора Pk (Вт).

где Unom - номинальное напряжение обмотки трансформатора, В.

20. Рассчитать реактивное сопротивление двухобмоточного трансформатора Хt (Ом) в зависимости от напряжения короткого замыкания трансформатора Uk% (В) и номинальной мощности трансформатора Snom (Вт).

где Unom - номинальное напряжение обмотки трансформатора, В.

21. Рассчитать удельное активное сопротивление проводника фазы линии r (Ом/км) в зависимости от температуры окружающей среды  (0С) и удельного активного сопротивление линии при температуре окружающей среды 200С r0 (Ом/км).

r= r0(1+0,004(-20)).

22. Рассчитать зарядную мощность линии Qb (Вт) в зависимости от напряжения в линии U (В) и длины линии l (м).

Qb=U2b0L,

где b0 ‑ удельная реактивная проводимость линии, См.

23. Рассчитать потери электроэнергии по методу времени наибольших потерь Wn (Вт) в зависимости от времени  (ч) и максимальной мощности источника Sn (Вт)

,

где U - напряжение в сети, В; R – сопротивление линии, Ом.

24. Рассчитать удельную реактивную проводимость линии b0 (См) в зависимости от частоты f (Гц) и удельной рабочей емкости С0 (Ф)

b0=2fC0

25. Рассчитать потребную мощность тягового электродвигателя трамвая Pdv (кВт) в зависимости от скорости движения v (м/с) и количества перевозимых пассажиров n.

где mpas – масса одного пассажира, кг; g – ускорение свободного падения, м/с2; w0 – удельное сопротивление движению, Н/кН; i – крутизна подъема, ‰; ms ‑ масса состава, кг; kw – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха; Aw – площадь лобового сопротивления трамвая, м2; tr – КПД трансмиссии трамвая; zdv – число тяговых электродвигателей.

26. Рассчитать нагрузочные потери реактивной мощности в трансформаторе QHT (Вт) в зависимости от напряжения короткого замыкания трансформатора Uk% (В) и мощности трансформатора S (Вт);

где Snom – номинальная мощности трансформатора, Вт.

27. Рассчитать нагрузочные потери активной мощности в трансформаторе PHT (Вт) в зависимости от потерь мощности на корону Pk (Вт) и мощности трансформатора S (Вт);

где Snom – номинальная мощности трансформатора, Вт.

28. Рассчитать удельную активную проводимость линии g0 (См) в зависимости от напряжения в сети U (В) и удельных потерь мощности на корону Pk0 (Вт/м).

.

29. Рассчитать активную проводимость трансформатора Gt (Вт) в зависимости от потерь активной мощности холостого хода Px (Вт) и номинальной напряжения трансформатора Unom (В).

.

30. Рассчитать потери мощности на корону Pk (Вт) в линиях электропередач в зависимости от длины провода L (м) и удельных потерь мощности на корону Рk0 (Вт/м).

Рk=Рk0L.

Литература

Основная.

1. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. ‑ М.: ООО «Бином-Пресс», 2003 г. — 1152 с.

2. Кэнту М. Delphi 7 для профессионалов. – СПб.: Питер, 2004. – 1101 с.

3. Сухарев М.В. Основы Delphi. Профессиональный подход. ‑ СПб.: Наука и Техника, 2004. — 600 с.

4. Бакнелл Джулиан М. Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi: Пер. с англ./Джулиан М. Бакнелл. ‑ СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.- 560 с.

5. Фленов М. Е. Библия Delphi. ‑ СПб.: БХВ-Петербург, 2004. ‑ 880 с.

6. Стивене Р.Delphi. Готовые алгоритмы / Род Стивене; Пер. с англ. Мерещука П. А. - 2-е изд., стер. - М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2004. ‑ 384 с.

7. Корняков В. Программирование документов и приложений MS Office в Delphi. ‑ СПб.: БХВ-Петербург, 2005. ‑ 496 с.

Дополнительная.

8. Тракторы: Теория: Учебник / Под общ. ред. В.В. Гуськова. – М.: Машиностроение, 1988. – 376 с.

9. Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов. – М.: Машиностроение, 1980. – 335 с.

10. Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет / Под общ. ред. И.П. Ксеневича. – М.: Машиностроение, 1991. – 544 с.

11. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Системы управления и ходовая часть / Под ред. А.И. Гришкевича. – Мн: Выш. шк., 1987. – 200 с.

12. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия / Под ред. А.И. Гришкевича. – Мн: Выш. шк., 1985. – 240 с.

13. Теория электрической тяги / В.Е. Розенфельд, И.П. Исаев, Н.Н. Сидоров, М.И. Озеров; Под ред. И.П. Исаева. – М.: Транспорт, 1995. – 294 с.

14. Фираго Б.Н. Теория электропривода: Учеб. пособие / Б.И. Фираго, Л.Б. Павлячик. – Мн.: ЗАО «Техноперспектива», 2004. – 527 с.

15. Федин В.T. Электрические системы и сети. Терминология и задачи для решения: Метод. пособие к практическим занятиям по дисц. «Электрические системы и сети» и «Установившиеся режимы электрических систем и сетей» для студ. электроэнергетических спец. вузов. — Мн.: БНТУ, 2004. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа

М инистерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Автотракторный факультет

Кафедра «Тракторы»

Группа 101215