logo
Posobie_Ravino_Atamanov

2.5.2. Алгоритмизация вычислительных процессов

В пояснительной записке приводится блок-схема алгоритма решения задачи в виде графического объекта. Алгоритм должен отвечать требованиям и правилам алгоритмизации, а команды в блоках алгоритма ‑ отвечать языку системы команд решателя. Рисунок алгоритма должен отвечать правилам создания графических объектов в текстовом редакторе.

Данный способ по сравнению с другими способами записи алгоритма имеет ряд преимуществ. Он наиболее нагляден: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Кроме того, графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.

В настоящее время действует единая система программной документации (ЕСПД), которая устанавливает правила разработки, оформления программ и программной документации. В ЕСПД определены и правила оформления блок-схем алгоритмов (ГОСТ 19.701-90, ИСО 5807-85).

Операции обработки данных и носители информации изображаются на схеме соответствующими блоками. Большая часть блоков по построению условно вписана в прямоугольник со сторонами а и b. Минимальное значение а равно 10 мм, увеличение а производится на число, кратное 5 мм. Размер b=15 мм. Для отдельных блоков допускается соотношение между а и b, равное 1:2. В пределах одной схемы рекомендуется изображать блоки одинаковых размеров. Все блоки нумеруются. Виды и назначение основных блоков приведены в таблице 2.

Таблица 2‑ Условные обозначения блоков схем алгоритмов программ

Наименование

Обозначение

Функции

1

2

3

1. Данные

Символ отображает данные. Ввод или вывод данных. Носитель данных не определен.

Продолжение табл. 1

1

2

3

2. Процесс

Выполнение операции или группы операции, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных.

3. Предопреде-ленный процесс

Использование ранее созданных и отдельно написанных программ (подпрограмм).

4. Подготовка

Символ отображает модификацию команды или группы команд с целью воздействия на некоторую последующую функцию (установка переключателя, инициализация программы и т.п.)

5. Решение

Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условии.

6. Параллельные действия

Символ отображает синхронизацию двух или более параллельных операций

7. Границы цикла

Начало и конец цикла

8. Символ линии

Символ отображает поток данных. При необходимости добавляют стрелки.

9. Пунктирная линия

Символ отображает альтернативную связь между двумя или более объектами. Также используют для обведения аннотированного участка.

10. Соединитель

Указание связи между прерванными линиями, соединяющими блоки. Соответствующие символы должны содержать одни и те же уникальные обозначения

11. Терминатор

Начало-конец программы (подпрограммы)

12. Комментарий

Используется для добавления описательных надписей в целях объяснений или примечаний.

13. Пропуск

Используется для отображения пропуска символа или группы символов.

Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними должны проводиться параллельно линиям рамки. Стрелка в конце линии не ставится, если линия направлена слева направо или сверху вниз. В блок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемником любого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия. Логический блок может иметь в качестве продолжения одни из двух блоков, и из него выходят две линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

Блок-схема должна отображать все разветвления, циклы и обращения к подпрограммам, содержащиеся в программе.