3. РЕАЛИЗАЦИЯ ОНТОЛОГИИ
Для того, чтобы лучше понять, как формируются онтологии, рассмотрим пример онтологии про гитары. Основными понятиями этой предметной области являются: гитара, конструкция гитары, фирма-производитель, заказ мастеровой гитары.
Класс "Гитара" имеет следующие атрибуты:
- цвет (строка);
- материал (строка);
- название (строка);
- количество струн (строка);
- цена (строка);
- производитель гитары (значение является пример другого класса);
- тип корпуса (значением является другой класс);
- тип струн (значением является другой класс);
- звукосниматели (логический, булевский тип).
Класс "Конструкция гитары" имеет следующие два подкласса, кот в свою очередь имеет следующие атрибуты:
- Корпус:
- Цвет корпуса (строка);
- Материал корпуса (строка);
- Название корпуса (строка).
- Струны:
- Название струн (строка).
Класс "Фирма-производитель" имеет следующие атрибуты:
- Адрес фирмы (строка).;
- Название фирмы (строка).;
- Контактный телефон (строка).
Класс "Мастеровые гитары" имеет следующие атрибуты:
- Гитара (товар) (строка);
- Инициалы мастера (строка);
- Телефон мастера (строка);
- Заказ (логический, булевский тип).
Рисунок 3.1 - Иерархия классов
На Рисунке 3.1 представлена иерархия онтологии для предметной области "Гитара".
В данной онтологии имеются классы: Гитара, конструкция гитары и производства гитары и их подклассы. Класс гитара делится на классы: электро, акустические и полуакустические гитары, которые в свою очередь делятся на классы электро-басс гитара, классическая гитара, акустический басс, классическая гитара и полуакустика. Данное распределение классов было сделано для лучшего понимания предметной области пользователем. Класс конструкция гитары содержит в себе классы: тип деки (то есть корпуса гитары), тип и количество струн, фирма производитель фирма. Класс производство гитар делится на классы: создание гитары мастером и фирменное производство.
Классы в данной онтологии (как и во всех других) имеют свои свойства (показаны на рис. 3.2)
Рисунок 3.2 - Свойства класса "Гитара"
Класс "Гитара" (а также все подклассы этого класса) имеют такие свойства, как: цвет, материал, название, количество струн, тип струн, цена, создатель гитары, тип корпуса, наличие звукоснинаметелей. Также каждое свойство (слот) имеет свой тип и/или ограничение на значение, это мы видим на Рисунке 3.3
Рисунок 3.3 - Свойство "Цена"
Свойство "Цена" имеет тип "float" (значение с плавающей запятой) и также ограничение на значение от 100 до 3000.
Также мы можем задать как тип свойства другой класс (рис. 3.4) или экземпляр другого класса (рис. 3.5)
Рисунок 3.4 - Свойство "Тип корпуса"
Рисунок 3.5 - Свойство "Производитель гитар"
Также, кроме свойств, классы имеют экземпляры (примеры), как показано на Рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 - Экземпляры класса электро-басс и свойства этих экземпляров
Также, мы можем редактировать расположение и многое другое с помощью закладки Form в Protege (рис. 3.7)
Рисунок 3.7 - Form Editor
Выделенный объект мы можем двигать как угодно по форме, к тому же мы можем выставить тот слот, который будет показан на дисплее.
В результате создания классов, подклассов, задании типа свойств и создании экземпляров мы получили готовую онтологию предметной области к которой можем сделать запросы.
Рисунок 3.8 - Запрос к онтологии
На Рисунке 3.8 показан запрос сделанный к онтологии: вывести акустические гитары жёлтого света. К тому же выбранный запрос мы можем добавить в библиотеку запросов и по необходимости вызывать их оттуда.
Также запрос можно сделать с выбором по ограничению не только по одному значению или классу (рис. 3.9).
Рисунок 3.9 - Запрос к онтологии с несколькими ограничениями на слоты
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
- 1.2 Проблема выбора товара
- 1.3.1 Выбор и подбор инструмента начинающему гитаристу
- 1.4 Постановка задачи
- 2. ОНТОЛОГИИ
- 2.1 Онтологии как часть концепции Semantic Web
- 2.2 Понятие онтологии
- 2.3 Применение онтологий
- 2.4 Типы онтологий
- 2.5 Свойства онтологий
- 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ОНТОЛОГИИ
- 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕБ-СЕРВИСА
- 4.1 Web-сервисы
- 4.2 Язык SPARQL-запросов
- 4.3 Разработка web-приложения "Выбор гитары"
- ВЫВОДЫ