logo
Разработка группы "Виртуальная педагогическая практика" в качестве учебной площадки в социальной сети "ВКонтакте"

ВВЕДЕНИЕ

Социальные сети сегодня день стали одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории.

Термин «социальная сеть» впервые введен Джеймсом Барнзом (James Barnes) в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения», а затем он получил широкое распространение в различных областях гуманитарного знания. Но еще до этого, многие социологи выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения различных социальных связей и их конфигураций, а не только фиксации в нем устоявшихся «жестских» социальных структур. Сетевой подход и сетевая теория берут свое начало в основах социологии (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм), социальной психологии (Д.Морено, Т.Ньюкомб, А. Бейвлас) и социальной антропологии (Дж. Барнз, Э. Ботт, К. Митчелл, А. Радклифф-Браун).

Понятие «социальная сеть» во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества; в английском языке оно стало общеупотребительным. Общепонятны в английском выражения вроде «чья-то предпринимательская сеть»: данный пример означает круг знакомых какому-то человеку людей, имеющих для него (и, в некой степени и конфигурации, друг для друга) предпринимательский интерес, а также все подобные круги знакомств тех людей, и так далее до какого-то уровня значимости. В русском языке есть близкое понятие «блат», означающее неформальные и социально значимые человеческие отношения.

Несмотря на то, что виртуальные социальные сети впервые были представлены интернет-аудитории в США, в России они снискали наибольшую популярность. По данным компании comScore, пользователи Рунета проводят на подобных сайтах в среднем в два раза больше времени, чем пользователи других стран. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного аза в день. Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени.

Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории, и именно его можно рассматривать как инструмент для учебной работы со студентами. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом [5].

Актуальность данной темы связана с интенсивным развитием новых информационных технологий и Интернет, растущими тенденциями к компьютеризации различных сфер жизни. Одной из перспективных форм обучения представляется обучение с помощью глобальной сети Интернет. Особо стоит отметить быстрое развитие электронной коммуникации - коммуникации между двумя или более людьми, осуществляемой в электронной среде: в Интернете или локальной сети. Современная методика обучения уделяет электронной коммуникации все больше внимания.

Проблема исследования обусловлена отсутствием комплексного интерактивного электронного образовательного ресурса, содержащего весь курс «Информатика и ИКТ».

Предмет изучения данной работы - использование социальных сетей в образовательном процессе.

Объект - использование социальной сети «В контакте» в образовательном процессе.

Цель: исследовать возможности использования социальных сетей в образовательном процессе.

Задачи:

· Исследовать влияние социальных сетей;

· Изучить использование социальных сетей в образовании;

· Создать группу «Виртуальная педагогическая практика»;

· Изучить возможности использования группы в образовательном процессе.

Гипотеза: использование социальных сетей в образовательном процессе - один из новых возможностей, повышающих эффективность очного обучения.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы истории возникновения социальных сетей, их классификация. Во второй главе рассказывается о созданной группе и ее возможностях в образовательном процессе.

Глава I. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Социальные сети. Понятие и история развития

Понятие социальной сети изначально было введено в XX веке социологами, определившими ее как социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, группа, индивид), и взаимозависимостей или связей между ними (социальных отношений).

Анализ социальных сетей позволяет интерпретировать социальные взаимодействия в понятиях теории сетей (междисциплинарное направление исследований, входящее в состав теории графов и науки о сетях), в рамках которой изучаются индивидуальные агенты и связи между ними.

Исследования в рамках различных дисциплин показывают, что социальные сети действуют на всех уровнях и оказывают существенное влияние на жизнь людей, организаций и сообществ.

В социологии социальная сеть считается неустойчивой формой существования группы людей, промежуточной между аудиторией и сообществом. Хотя период существования такой формы может быть весьма длительным, социальная сеть должна постоянно воспроизводить себя, а внутри нее должна происходить непрерывная взаимосвязь агентов. В противном случае сеть деградирует до уровня аудитории или разрушится. Социальная сеть отличается от аудитории наличием взаимосвязей между участниками объединения, однако не предполагает обязательных целенаправленных совместных действий.

Применительно к сети Интернет понятие социальной сети, прежде всего, отсылает к теории «шести рукопожатий». Согласно популярной гипотезе, выдвинутой в 1969 г. американскими психологами С. Милгрэмом и Д. Трэверсом, каждый человек на Земле опосредованно знаком с любым другим человеком через короткую цепочку общих знакомых - в среднем из шести человек (так называемый «эффект малого мира») [13].

Исторически первые веб-сайты в сети предполагали исключительно однонаправленную коммуникацию: владельцы или редакция сайтов вещали для пользователей (производили информацию в виде статей, фотографий и т.п.), а пользователи, оставаясь анонимными, потребляли информацию как читатели или зрители. С развитием технологий появлялись различные инструменты обратной связи в виде голосований или функции комментирования; активно развивались службы общения в виде конференций и чатов. Переломным моментом можно считать появление функций персонификации пользователей в виде анкет и служб знакомства, предоставляющих возможности поиска таких анкет по заданным признакам.

В настоящее время знакомства и поиск людей являются ключевыми элементами большинства социальных сетей. Другой немаловажной функцией стал поиск «потенциальных друзей» из числа знакомых или людей со схожими данными в анкетах. Это объясняется приоритетной ролью потребности в коммуникации в жизни социума. Почти все популярные службы социальных сетей стремятся удовлетворить ключевые потребности личности, определенные в «пирамиде Маслоу»: общение, признание и самовыражение, - предлагая социальную и техническую базу для решения данных задач. Наконец, немаловажными (в некоторых случаях - ключевыми) функциями социальных сетей могут выступать обмен ресурсами и кооперация с целью достижения совместных целей.

Важно отметить, что с социологической точки зрения популяризация социальных сетей приводит к изменению принципов концентрации аудитории в сети Интернет. Если традиционно пользователи объединялись в тематические сообщества (подобное структурирование по темам было свойственно еще до развития сети Интернет, в частности, сети FidoNet), то в настоящее время аудитория часто организуется вокруг людей, т.е. социальные сети стали более эгоцентричны.

Социальные и коммуникационные функции сайтов обеспечили стремительный рост популярности социальных сетей в Интернете. Благодаря заметному увеличению числа пользователей сети Интернет во всем мире участники популярных служб социальных сетей получили значительное пространство для коммуникации и фактически основанный на практике принцип «шести рукопожатий». С 2002 - 2003 гг. стремительно растет и количество сайтов, обладающих элементами социальной сети. В англоязычной литературе даже распространилась формула YASNS - Yet Another Social Networking Service (букв. «еще одна служба социальной сети»). Более того, появились службы, позволяющие пользователям с минимальными затратами создавать собственные службы социальных сетей.

Хотя точный суммарный объем аудитории социальных сетей во всем мире не известен, можно предположить, что это сотни миллионов пользователей. При этом исследования отмечают также высокую активность коммуникаций: в среднем каждый участник социальной сети проводит в ней около часа в день (в России примерно 30% пользователей сети Интернет проводят в социальных сетях от одного до трех часов в день). В некоторых случаях увлечение пользователей социальными взаимодействиями в сети Интернет наносит урон их деятельности и активности в реальном мире. Известны случаи запрета доступа сотрудникам коммерческих и даже правительственных организаций к тем или иным социальным сетям (так, солдатам американской армии запрещен доступ к MySpace, в Канаде чиновникам запрещен доступ к Facebook [8]). Популярность социальных сетей определяет высокий интерес к подобным службам со стороны бизнеса, инвестиционных фондов и государственных организаций.

В настоящий момент не существует общепринятого бесспорного определения социальной сети в Интернете. Обычно это понятие определяется как интернет-ресурс, предназначенный для взаимодействия людей в группе или в группах (ITpedia.ru). При этом указывается, что в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое сообщество в сети Интернет, представители которого участвуют в совместных обсуждениях. Однако данное определение чрезмерно размытое и не выделяет именно социальные аспекты сетей.

Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение понятию «социальная сеть». Социальная сеть в сети Интернет - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:

· содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;

· сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);

· пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;

· пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.

Таким образом, от других типов ресурсов в сети Интернет, в том числе от сайтов, имеющих функции обратной связи или предлагающих инструменты для общения пользователей, социальные сети отличаются развитой социальной направленностью и наличием механизмов, явно позволяющих пользователям объединяться и взаимодействовать в группах.

Стандартная социальная сеть включает в себя следующие инструменты:

· хранение карточки с личными данными;

· онлайновая адресная книга;

· онлайновый органайзер, которым можно пользоваться с любого компьютера;

· хранилище мультимедийных данных пользователя;

· возможность создавать черный список пользователей и много других инструментов и функций.

Можно выделить типичные характеристики и функции социальных сетей:

· хранение персональных анкетных данных участников и информации об их связях («друзья», «контакты» и т.п.);

· возможность устанавливать связи типа «друг», «знакомый» и т.п. в отношении других участников сети;

· возможность размещать на сайте собственное информационное наполнение (статьи, комментарии), в том числе мультимедийное (фотографии, музыка, видеоролики);

· возможность обмена мгновенными или почти мгновенными сообщениями с другими участниками сети (чат);

· возможность отслеживать активность (публикуемую информацию) других пользователей и реагировать на нее голосованием, комментированием;

· возможность индексировать информационное наполнение посредством задания ключевых слов, упрощающих систематизацию и в дальнейшем поиск информации;

· возможность создавать тематические группы, устанавливать принадлежность к тематическим группам;

· наличие рейтингов пользователей по различным параметрам (статистические, вычисляемые), например популярность, активность, рейтинг отношения или доверия со стороны других пользователей;

· назначение модераторов из числа участников сети (преимущественно в тематических коллективных блогах);

· расширенные функции, построенные на базе связей участников (например, календарь событий или встреч пользователей с функциями совместного доступа);

· возможность создания мини-программ на основе стандартизированного открытого языка разработки для интеграции в функционал социальной сети;

· игровой составляющей, создающей дополнительную мотивацию общения и взаимодействия участников (как правило, многопользовательские игры, частично ориентированные на расширение круга контактов пользователя).

Кроме того, для социальных сетей обычно характерны:

· высокая скорость распространения информации, в том числе доверительных мнений («экспертные трибуны») и настроений («сарафанное радио»);

· высокая активность коммуникаций (каждый участник социальной сети проводит в ней в среднем два часа в день).

Неспециализированные социальные сети изначально лишены какой-либо специализации и не предполагают никаких ограничений по тематике коммуникаций участников. В то же время в крупных социальных сетях часто происходит сегментация аудитории по тематическим интересам с созданием соответствующих групп внутри сети, таких как тематические и профессиональные сообщества в LiveJournal.com.

Специализированная социальная сеть - это социальная сеть, участники которой изначально объединяются вокруг определенной темы, идеи или области профессиональной деятельности. Такой специализацией могут выступать фотография, автомобили, политика, природа, воспитание и другие темы. В качестве специализированных социальных сетей можно рассматривать тематические группы и объединения пользователей внутри крупных глобальных социальных сетей (MySpace, Facebook, ВКонтакте, LiveJournal).

Основными отличиями специализированных социальных сетей от обычных является:

· наличие специфического функционала, востребованного в данном сообществе;

· существенно меньшая аудитория;

· более сильная степень влияния на участников;

· высокая активность аудитории в вопросах, связанных со специализацией конкретной сети, профессиональное понимание тематики.[2]

Для того чтобы социальные сети можно было как-то упорядочить, придумана определенная классификация, к которой с 2008 года присоединилось еще несколько типов социальных сетей.

Во-первых, они классифицируются по типу:

* личного общения (Classmaters.com);

* делового общения (LinkedIn);

* развлечений (My Space);

* аудио интересы (Last.fm);

* видео интересы (YouTube);

* увлечение фотографией и их размещение (Flickr);

* новости (Reddit);

* покупки (Groupon);

* геолокация (Foursquare);

* блоггинг (Tumblr);

* закладки (Delicious);

* вопрос - ответ (Answer.com);

* тематические (Slashdot);

* виртуальные миры (Second Life).

Во-вторых, социальные сети подразделяются по доступности:

* закрытые (PlayboyU);

* открытые (Facebook);

* смешанные (VK).

В-третьих, классификация по региону:

* мировое значение (hi5);

* отдельно взятая страна (Qzone);

* территориальная единица;

* без региональной принадлежности (InterNations).

Социальные сети

Русскоязычные

Англоязычные

В Контакте, Мой Круг, Мой Мир@mail.ru, Одноклассники.ru, ЖЖ, Украиноязычные, Connect (есть русскоязычный интерфейс)

Bebo (англ.), Facebook (есть русскоязычный интерфейс), Last.fm (есть русскоязычный интерфейс), LinkedIn, MySpace (есть русскоязычный интерфейс), XING (англ.), MyAnimeList (англ.).

В разных регионах популярность социальных сетей различна:

· MySpace, Facebook, Twitter и LinkedIn(Северная Америка);

· Nexopia (Канада);

· Bebo (Великобритания);

· Facebook, Hi5, dol2day (Германия);

· Tagged.com (англ.), XING (англ.), Skyrock (в разных странах Европы);

· PublicBroadcastingService, Orkut, Facebook, Hi5 (Южная и Центральная Америки);

· Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei и Cyworld (Азия).

По числу пользователей лидируют Facebook (500 000 000) ,MySpace (255 000 000), WindowsLiveSpaces (120 000 000[9]), HabboHotel (121 000 000), В Контакте (100 000 000), Friendster (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, 90 000 000), Hi5 (80 000 000), Tagged.com (70 000 000) [4].

Facebook

Самая популярная социальная сеть в мире и самый посещаемый сайт. С момента своего создания не перестает демонстрировать потрясающий рост, как пользователей, так и прибыли. Компания постоянно придумывает и внедряет новые идеи, ведет активную интеграцию с внешним миром, создает свой «facebook-интернет». В ближайшие несколько лет стремительный рост останется неизменным.

Сайт: http://www.facebook.com/

Регион: преимущественно США, Индонезия, Великобритания, Турция, Мексика, Филиппины, Франция, Италия, Германия, более 5 млн. пользователей в России.

Год основания: 2004 год.

Тип: сеть для личного общения.

Посетителей в месяц: более 700 млн. активных пользователей.

Прирост посещаемости: положительный.

Проблемы: Facebook часто критикуют за проблемы с приватностью и сильную открытость для внешнего мира. Также есть проблемы с монетизацией, в связи с чем компания постоянно экспериментирует в этой области, хотя даже несмотря на проблемы валовая прибыль растет ежегодно в 2 раза. Многим не нравится интерфейс сети.

Linkedin

Социальная сеть для делового общения экономически активных людей. Сайт активно используют целые компании по всему миру. В целом проект имеет очень хорошие перспективы: его аудитория отличается «высоким качеством», а все показатели неуклонно растут буквально каждый день.

Сайт: http://www.linkedin.com/

Регион: США, Великобритания, Испания, Индия. Активно набирает популярность в развитых европейских и азиатских странах. Всего охвачено более 200 стран мира.

Год основания: 2003 год.

Тип: сеть для делового общения.

Посетителей в месяц: более 100 млн. активных пользователей.

Прирост посещаемости: положительный, более 4 млн. новых пользователей ежемесячно.

Проблемы: сети не хватает функционала для работы.

Twitter

Довольно молодая социальная сеть, основанная на микроблоггинге. Идея довольно интересная: создатели взяли старые идеи блоггинга, искусственно ограничили длину сообщения и сильно упростили все, что можно было, в результате в условиях современного мира, когда жизнь ускоряется с каждым днем, а времени не хватает, появилась новая популярная социальная сеть.

Сайт: http://twitter.com/

Регион: преимущественно США, а также Бразилия, Великобритания, Канада и Германия.

Год основания: 2006 год.

Тип: сеть для блоггинга.

Посетителей в месяц: более 98 млн. пользователей, при этом сеть имеет более 200 млн. регистраций и быстро растет.

Прирост посещаемости: положительный.

Проблемы: у данной сети при всем ее успехе есть и серьезные проблемы. Прежде всего, конкуренция с другими социальными сетями, которые также имеют большую популярность и предоставляют те же возможности микроблоггинга, что и Twitter, в частности речь о Facebook, Вконтакте и др. проектах, при этом кроме микроблоггинга конкуренты предлагают и другие социальные возможности. Многие новые пользователи после первой пробы сервиса остаются разочарованными и покидают его. Кроме того, сеть приносит мало пользы ее участникам: возможности в основном сводятся к микроблоггингу, который многие используют для бесполезной болтовни и не более. Есть проблемы со спамом, который составляет 5-10% от всех сообщений. И в довершении сеть до сих пор остается убыточной, при этом с легкостью отвергая щедрые предложения инвесторов о покупке.

Groupon

Самый популярный в мире скидочный сервис, который дает большие скидки на продукты при условии значительного спроса на них. Это не классическая социальная сеть, но проект использует некоторые принципы социальных сетей, основной упор делается все-таки на электронную коммерцию.

Сайт: http://www.groupon.com/

Регион: США, Великобритания, Канада, Франция, Бразилия, Индия и многие другие страны. Для проекта регион очень важен, компания продает продукты в крупных городах.

Год основания: 2008 год.

Тип: сеть для покупок.

Посетителей в месяц: 8,8 млн. пользователей, при этом более 83 млн. зарегистрированных аккаунтов.

Прирост посещаемости: положительный, проект самый молодой из всех анализируемых и сейчас находится в стадии взрывного роста, который продлится еще не менее 1-2 лет.

Проблемы: у компании есть только одна большая проблема - как справиться с ростом и максимально быстро расширять свою региональную сеть. Большой потенциал кроется в социализации проекта, добавлении возможности коммуникации внутри проекта и геолокационных сервисов. Некоторые эксперты называют бизнес-модель Groupon сомнительной.

Вконтакте

Самая популярная социальная сеть в СНГ, по сути, является аналогом Facebook. Темпы роста в последнее время снизились, особенно с начала действий Facebook по локализации сайта для русскоязычной аудитории и ввода Вконтакте регистрации по приглашениям в начале 2011 года. За последний год сеть начала очень активно развиваться, постоянно появляется новый функционал.

Сайт: http://vk.com/

Регион: преимущественно Россия, также проект популярен в странах СНГ: Украина, Беларусь, Казахстан и др. С 2009 года Вконтакте купил домен VK.com, с чего и началась экспансия в другие страны.

Год основания: 2006 год.

Тип: сеть для личного общения.

Посетителей в месяц: более 40 млн. активных пользователей, при этом более 135 млн. аккаунтов на начало 2011 года.

Прирост посещаемости: положительный.

Проблемы: популярность во многом поддерживается за счет пиратского контента, из-за чего у компании большие проблемы с правообладателями, а власти США внесли сайт в список крупнейших распространителей пиратского контента в мире. Уже сейчас многие заходят ВКонтакт «послушать музыку и посмотреть фильмы», что подтверждается исследованием TNS Web Index Report, согласно которому около 30% популярности сети приходится на видео. Это, безусловно, очень негативно для социальной сети, люди перестают использовать её по назначению, а правообладатели постепенно удаляют свой контент, такое положение дел со временем может привести к серьезному падению популярности. Хотя основатель сети Павел Дуров это отрицает, он недавно заявил: «Обращения к страницам с видео составляют менее 5% от всей активности пользователей ВКонтакте». При этом умолчав, что именно понимается под «обращениями», - если это время, проведенное в разделе или количество просмотренных страниц, то выглядит вполне правдоподобно, пользователи тратят основное время на общение, а если это процент уникальных посетителей раздела от общего числа посетителей сайта, то данные сомнительны. Павел также ничего не сказал про раздел аудио, который занимает важное место у пользователей. Также сеть известна некачественной поддержкой, и в СМИ неоднократно появлялись скандальные истории, связанные с этим.

Одноклассники

Социальная сеть для поиска одноклассников, русский аналог Classmates.com. Еще два года назад была самой популярной в восточной Европе, однако сейчас потеряла лидерские позиции.

Сайт: http://www.odnoklassniki.ru/

Регион: Россия, Украина и другие страны СНГ.

Год основания: 2006 год.

Тип: сеть для личного общения.

Посетителей в месяц: более 20 млн. активных пользователей, при этом более 68 млн. аккаунтов.

Прирост посещаемости: положительный.

Проблемы: Одноклассники имеют большую проблему с агрессивной монетизацией, в проекте многие сервисы платные, что вызывает негативную реакцию пользователей, хотя новая команда проекта пытается решать эту проблему. Кроме того сеть очень открытая, и много информации доступно внешнему миру после регистрации. Последней большой проблемой является некачественный интерфейс, который плохо воспринимается пользователями. Все эти проблемы серьезно тормозят рост аудитории, несмотря на то, что он до сих пор положительный, в ближайшие несколько лет рост может остановиться, или даже стать отрицательным.

Connect

Самая популярная сеть в Украине. По сути, создавалась, как клон Facebook. Однако сейчас проект перешел в нишу знакомств.

Сайт: http://connect.ua/

Регион: Украина, сейчас выходит в Россию с проектом Plirt.ru, в планах выход на азиатские рынки.

Год основания: 2007 год.

Тип: сеть для личного общения.

Посетителей в месяц: более 2 млн. пользователей.

Прирост посещаемости: положительный.

Проблемы: есть определенные проблемы с интерфейсом, большая конкуренция в нише знакомств с популярными сервисами стран СНГ. Из анализа можно сделать вполне однозначные выводы: социальные сети еще не достигли пика популярности и будут уверенно расти в течение ближайших 3-5 лет. У всех проектов сейчас в основном экстенсивный (количественный) рост за счет привлечения неохваченных пользователей в основных и второстепенных регионах, однако компании уже начинают интенсивный (качественный) рост, и в ближайшие годы начнется очень жесткая конкуренция между проектами. На рынке до сих пор есть много свободных тематических ниш, в которых можно создавать миллиардные бизнесы, что сейчас и наблюдается. Сегодня популярны сети, которые эффективно решают не только потребность в общении, но и другие глобальные потребности человека. Трендами этого года можно назвать геолокацию и электронную коммерцию в социальных сетях [9].

Социальные сети - это ещё и площадка для развития собственного бизнеса. Здесь абсолютно бесплатно каждый человек может прорекламировать свой цветочный магазин, новое арт-кафе или службу доставки пиццы. Можно сделать бизнес известным не только кругу знакомых, но и всем жителям своего города или даже страны.

Это возможность не только сделать известным новый бизнес, но и площадка для пиара уже имеющейся организации. Можно найти здесь новых клиентов, повысить лояльность постоянных покупателей, организовав здесь конкурс на лучшее фото, к примеру, в продаваемой вами одежде, и учредить приз за первое место.

Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно - мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться - главное не упустить эту возможность.

Мы слишком много тратим время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная.

Во-первых, такое проведение досуга негативно сказывается на здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в социальных сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном - обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли современный человек общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами - все это негативно отражается на реальном общении.

Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой молодой человек, может выдавать себя за уверенного в себе мачо, а в действительности являться закомплексованным студентом-первокурсником.

Имея такой образ, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным [10].

А. Моль пишет о социальных сетях: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» [6].