logo
Разработка группы "Виртуальная педагогическая практика" в качестве учебной площадки в социальной сети "ВКонтакте"

1.2 Использование социальных сетей в образовании

социальный сеть образование специализированный

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими [10]. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени [5]. Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт [11] использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

4. Социальные сети обладают функционалом, позволяющим оперативно делиться со студентами важной информацией и делать напоминания.

5. Обучаясь в социальных сетях, студенты осваивают навыки XXI века, а именно, овладение средствами и способами коммуникации с другими людьми и поиск-анализ информации в эпоху информационного общества.

6. Социальные сети открывают студентам возможность поделиться тем, чему они научились, не только со своими сокурсниками, но и со всем миром.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

9. Поддержка учебного курса с помощью социальной сети позволяет студентам, пропускающим по тем или иным причинам аудиторные занятия, не выпадать из образовательного процесса, наблюдать за учебной работой и принимать в ней участие в режиме он-лайн.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

11. Использование преподавателями социальных сетей для решения своих профессиональных задач повышает их уровень коммуникативных компетенций.

12. С помощь социальных сетей у преподавателя появляется возможность проводить аудиторные лекционные занятия в интерактивном режиме.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

14. Ваш виртуальной класс, созданный в социальной сети, может быть доступным для студентов везде, где бы они ни находились, с помощью мобильного Интернета.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

20. Социальные сети делают преподавателей в плане коммуникации более социально доступными для студентов.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

22. Социальная сеть позволяет лучше запоминать студентов и понимать их интересы.

23. В некоторых социальных сетях присутствует большой выбор приложений, которые можно использовать в учебных целях[7].

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Примером использования социальных сетей в обучении может быть обучение при помощи блогов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

С помощью средств социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом[12].

Глава II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

2.1 Создание группы «Виртуальная педагогическая практика» в «ВКонтакте»

Группа в «ВКонтакте» - это сообщество людей с общими интересами.

ШАГ 1. СОЗДАНИЕ ГРУППЫ «ВИРТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА».

Для того чтобы создать группу в данной социальной сети, необходимо зайти на главную страницу пользователя:

Далее в левом блоке надо выбрать «Мои Группы», переходя по ссылке которой пользователь попадает на страницу со списком групп, на которые он подписан.

После чего надо перейти по ссылке «Создать сообщество» в правом верхнем углу:

Выйдет окно «Создание нового сообщества». В строке «Название» вводится предполагаемое название группы. В списке «Вид сообщества» надо выбрать «Группа», после чего нажать на кнопку «Создать сообщество».

Затем откроется страница, в которой вводится основная информация группы: название, адрес, описание, тематика, местоположение. После чего необходимо нажать на кнопку «Сохранить».

Далее откроется созданная основная страница группы.

ШАГ 2. ЗАГРУЗКА ФОТОГРАФИИ ГРУППЫ.

Фотография группы должна отображать тему группы. Чтобы фотографию загрузить, на правой верхней стороне страницы надо щелкнуть на ссылку «Загрузить фотографию»:

После чего выходит диалоговое окно, где надо нажать на кнопку «Выбрать файл» и подобрать подходящую фотографию.

Затем можно выбрать область фотографии, которая будет выводится на странице группы.

Чтобы перейти к следующему этапу загрузки фотографии «Выбор миниатюры», надо щелкнуть по кнопке «Сохранить и продолжить».

Завершается процесс загрузки фотографии группы нажатием кнопки «Сохранить изменения».

Итак, на стене группы появится первая запись.

ШАГ 3. ДОБАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ.

Участники группы - это пользователи «ВКонтакте», которые могут просматривать видеозаписи, аудиозаписи, документы, ссылки и другие новости группы.

Администратор может добавить в качестве участников группы только своих друзей.

Для этого надо перейти по ссылке «Пригласить друзей», которая находится под официальной фотографией группы.

После чего откроется окно «Приглашение друзей». В правой части данного окна напротив каждого аккаунта имеются ссылки «Выслать приглашение», нажимая на которые высылаются приглашения вступить в группу.

После приглашения друга в группу, появится ссылка «Отменить приглашение», с помощью которой возможно отменить выше проделанную операцию.

Так как искать друзей без поисковой строки крайне неудобно, можно перейти к полному списку друзей при помощи ссылки «Пригласить друзей из полного списка».

Перейдя по ссылке «Пригласить друзей из полного списка», откроется страница со всеми друзьями пользователя. В данной странице удобно искать интересующего человека, введя его имя в поисковую строку, и пригласить друга в группу.

ШАГ 4. ДОБАВЛЕНИЕ ССЫЛОК.

Чтобы добавить ссылку на внутренние страницы ВКонтакте или на внешние сайты, в правом нижнем углу в блоке «Ссылки» надо перейти по ссылке «Добавить ссылку».

После этого откроется страница добавления ссылки.

Чтобы добавить ссылку, нужно ее скопировать в строку. Затем нажать на кнопку «Добавить ссылку».

Далее появится окно потверждения добавления, в котором надо нажать кнопку «Добавить».

После проделанной операции пользователь перейдет на страницу с добавленной ссылкой, которая будет выглядеть следующим образом:

ШАГ 5. ДОБАВЛЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСЕЙ.

Для того чтобы добавить видеозаписи в группу, нужно в блоке «Видеозаписи» перейти по ссылке «Добавить».

После чего откроется диалоговое окно «Новое видео». Первый способ добавления видеоролика - это добавление с компьютера пользователя. Для этого необходимо нажать на кнопку «Добавить видеоролик», затем прописать название и описание данной видеозаписи. Далее надо нажать на кнопку «Загрузить видео».

После нажатия кнопки «Загрузить видео» откроется новое диалоговое окно, в котором нужно щелкнуть на кнопку «Выбрать файл».

Затем откроется окно загрузки файла, его остается только выбрать из нужной папки ПК пользователя.

2 способ добавления - добавление по ссылке с других ссайтов.

Для этого ссылку на видеурок надо скопировать в строку «Ссылка на видеоролик».

3 способ - добавление из списка видеозаписей пользователя или поиска.

Для этого надо перейти по ссылке «Добавить из моих видеозаписей или поиска», которая находится внизу слева диалогового окна «Новое видео».

Для того чтобы найти нужный видеоролик, надо прописать его название в поисковой строке. После того как видеозапись нашлась, нужно щелкнуть на нее и видео появится в списке видеороликов.

ШАГ 6. ЗАГРУЗКА ДОКУМЕНТОВ.

Теперь можно приступить к загрузке документов.

Это возможно сделать следующим образом: в правом нижнем углу найти блок «Документы», затем перейти по ссылке «Добавить».

Или открыть блок «Документы», после чего можно перейти к загрузке файлов при помощи кнопки «Добавить документ» рядом с поисковой строкой, иначе с помощью ссылки «Загрузить документ» на основной странице.

После нажатия кнопки «Выбрать файл» выйдет диалоговое окно. На следующем шаге происходит обычная процедура загрузки файла в социальную сеть.

После загрузки файла выйдет окно «Загрузка документа», в котором надо прописать название, тип и метки документа, с помощью которых легко найти его среди других документов.

ШАГ 7. ДОБАВЛЕНИЕ ТЕМ ОБСУЖДЕНИЙ.

Чтобы добавить тему для обсуждений, в блоке «Обсуждения» надо перейти по ссылке «Новая тема».

После откроется следующая страница, в которой надо прописать тему и сам текст обсуждения:

Чтобы завершить процесс добавления темы обсуждения, необходимо нажать на кнопку «Создать тему».

Добавив тему, сразу откроется страница с новой темой обсуждения.

ШАГ 8. ДОБАВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЙ.

Добавить фотографии можно в блоке «Фотографии», перейдя по ссылке «Добавить фотографии».

Далее откроется страница добавления собственно самих фотографий. Для чего надо нажать на ссылку «Добавить фотографии в альбом».

Перейдя по ней, раскроется окно, в котором можно выбрать изображение нужной тематики из любой папки компьютера пользователя.

После загрузки фотографии, чтобы ее сохранить в группе, необходимо нажать кнопку «Сохранить фотографии». Так же есть возможность описать изображение в поле «Описание».

Эту процедуру можно выполнять столько раз, сколько фотографий необходимо загрузить пользователю.

ШАГ 9. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.

На странице аудиозаписей написано: «Для того, чтобы загрузить первую аудиозапись, «Нажмите здесь».

Перейдя по данной ссылке выйдет такое же окно загрузки музыки, как и загрузки фотографий, в котором нужно нажать кнопку «Выбрать файл».

После этого раскроется окно выбора аудиозаписей. Дальше идет стандартная процедура загрузки файла.

Страница с аудиозаписями преобразуется следующим образом:

Страница аудиозаписей.

Процедуру добавления музыки можно выполнять огромное количество раз, необходимое пользователю.

ШАГ 10. ДОБАВЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ НА СТЕНЕ ГРУППЫ.

Чтобы пользователь смог поделиться какой-либо информацией с другимим участниками, в ВКонтакте придумана стена, которая видна всем участникам группы.

Она выглядит следующим образом:

Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

Чтобы добавить запись на стену, необходимо ввести сообщение в строку:

Так же в сообщение можно прикрепить изображение, аудиозапись, документ и т.п. Для этого необходимо выбрать из всплывающего списка соотвествующую строку.

После того как сообщение написано, чтобы отправить его на стену, необходимо нажать на кнопку «Отправить».

Теперь на стене группы уже 2 записи:

ШАГ 11. РЕДАКТИРОВАНИЕ РОЛЕЙ.

Чтобы настроить роль пользователя, необходимо перейти по ссылке «Ред.» в верхнем правом углу блока «Контакты».

Откроется диалоговое окно, в котором напротив аккаунта пользователя можно назначить роль по ссылке «Редактировать».

Перейдя по данной ссылке, откроется следующее окно.

В нем пользователь может прописать нужную ему информацию:

После проделанной операции не надо забывать сохранить введенную информацию.

2.2 Возможности использования группы в прохождении педагогической практики

«В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 14 до 24 лет. Эта социальная сеть также является и лидером по активности посещения проекта пользователями. Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени[13].