1.2 Приложения и ресурсы, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение
Программа ICQ [3]. (Рис. 1.)
Рис. 1. "Пейджер ICQ"
Эта программа представляет электронный пейджер. Предоставляет возможность общаться посредством сообщений с конкретными пользователями, зарегистрированными в ICQ. Каждому пользователю выделяется номер, например 442963545. При вбивании в поиске этого номера можно найти соответствующий контакт. Эта программа имеет дружелюбный интерфейс, предоставляет возможность пересылать ссылки интернет, звонить через интернет и организовывать чат. Общение может быть организованно при условии, что участники разговора находятся в сети. ICQ использует протокол OSCAR(система для передачи сообщений и общения в данное время).
Использование данной программы бесплатно.
Состояния протокола:
- Offline -- отключён
- Do not disturb (DND) -- не беспокоить
- Online -- доступен
- Away -- вдали от компьютера (долго не работал)
- Occupied -- занят
- Not available (N/A) -- недоступен
- Free for chat (F4C) -- свободен
- Invisible -- невидим
Бесплатная служба. Компания Mirabilis является разработчиком [4]. В 1998 году владельцем стала компания AOL, с апреля 2010 года российскому фонду DST. После чего ICQ завладела компания Mail.Ru. Существует долгое время. Много раз менялась и выпускала множество клиентов. Ежемесячно в России это приложение используют 7,9 миллионов человек.
Электронная почта и телеконференция.
Можно общаться группами или один на один. Если группами- то сообщение от одного человека- получают все люди в группе. Письмо вопрос-ответ - увидят все участники группы. Можно осуществлять видеоконференцию и помощью программы skype.
Обобщая, мы можем сделать вывод, что электронное обучение стало легальным, хотя с точки зрения закона и учитывая новизну понятия в нашей стране, глубина данного термина не отражена в законе. Помимо прочего рассматривается законом не столько отдельным, самостоятельным видом обучения, сколько дополнением к традиционному.
Учитывая то, что сейчас, наблюдается крайне высокая динамика в развитии информационных технологий, в обиходе всё чаще используется термин e-Learning 2.0.
Впервые данный термин использовал в своих работах Стефан Доун. Под данным определением он подразумевает производную для всего спектра тенденций в цифровом обучении, которые были созданы в комбинации со средствами Web 2.0. Web 2.0 не как технология или определенный стиль Web-программирования. В данном случае под определением Web 2.0 мы понимаем комплексный подход к осуществлению организации, реализации, а так же поддержке Web-ресурсов. [5]
Говоря о возможностях, предоставляемых e-Learning, то они ничем не ограничены.
Рассмотрим плюсы e-Learning по порядку: Во-первых это возможность получения образовательных материалов в любом возрасте.
Во-вторых, одной из основных достоинств e-Learning является коммуникация. Возможность осуществлять коммуникацию с людьми, которые могут находится в любой точке земного шара, где есть доступ к интернету. Можно осуществлять коммуникацию сразу с большим количеством людей, с одной областью научных исследований и в общении с ними нарабатывать собственную информационную базу.
В-третьих, e-Learning обычно самый дешевый вид образования. Это возможно благодаря снижению расходов на такие необходимые для очного обучения аспекты, как переезды, расходы на учебную площадь, административный аппарат и так далее.
В-четвертых, e-Learning - Это общее информационное поле, не имеющее рамками определенной программы. Это возможность и удобства получения любой нужной информации, возможность параллельного получения образования в разных учебных заведениях и выбора наиболее необходимых и лучших образовательных программ.
В-пятых выбирая e-Learning человек постоянно находится в среде современных и актуальных технологий, что, безусловно, является одним из важнейших аспектов для человека в условиях двадцать первого века.
Увеличение мобильности и самостоятельности обучающихся.
Цифровое обучение встроено в структуру современного общества, является одним из его основополагающих элементов.
Сейчас на рынке есть два системных решения для интернет-обучения: это LMS (Learning Managment System) и LCMS (Learning Content Managment System) [6].
LMS создана для удобства обучающихся, преподавателей, руководства и для всех остальных участников процесса обучения, а так же предоставляет функции контроля и управления процессом обучения. Контроль успеваемости, предоставление возможности для совместной работы студентов. При помощи LMS удается осуществлять управление как цифровым обучением, так и классическим учебным процессом.
LCMS создана для разработчиков учебных материалов и учащихся, как потребителей индивидуального контента.[7] LCMS является системой, которая занимается созданием, хранением, сбором и проигрыванием персонализированного образовательного материала в форме учебных объектов или КСО (Компьютерных средств обучения), а так же предоставляет возможность навигации по контенту.
Рассмотрим некоторые системы дистанционного обучения.
Рис. 2 Система дистанционного обучения "Прометей"
Данная система состоит из образовательных модулей. Имеется возможность использовать мультимедиа и графику в текстовых материалах, соединять несколько систем в одну общую образовательную среду и управлять всем спектром цифрового обучения.
Программа имеет несколько лингвистических пакетов - русский, украинский, узбекский, казахский, английский. [8]
Имеется сертификат "Росинфорсерт" о том, что данная программа соответствует требованиям к программным продуктам и может легально использоваться в учебных заведения в РФ и странах СНГ.
Данная система имеет один существенный недостаток в виде цены- 90000 рублей.
Система дистанционного обучения "Доцент". Рис. 3.
Рис. 3 Система дистанционного обучения "Доцент"
Это автоматизированная система дистанционного обучения, созданная фирмой "УНИАР", представляет из себя совокупность средств, созданных для автоматизации процесса дистанционного донесения знаний.
Система дистанционного обучения "Доцент" имеет в своей структуре средства поддержки централизованной базы данных учебного центра, задачами которой является ведение статистики и учет. [9].
Так же в "Доцент" входит административная подсистема, которая разделена на автоматизированные рабочие места (АРМ) "Администратор", "Куратор" и "Преподаватель.
Среди минусов - ограниченная масштабируемость, малый функционал и привязка к продукта Microsoft.
Elearning Server (Рис. 4)
Рис. 4. Elearning Server
Elearning Server (Рис. 4) - система, позволяющая организовать в сети интернет учебный центр, обеспечивающий полный цикл ДО или смешанного обучения. В своем арсенале система содержит инструменты для разработки электронных курсов, огромное количество заготовленных шаблонов, большое количество адаптивных способов проверки усвоенного материала, имеет поддержку разнообразных стандартов.
Помимо прочего, данная СДО рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации [10], имеет низкую стоимость в сравнении с аналогичными продуктами.
Уже есть версия для высших учебных заведений, имеющая возможность организации ДО в высшей школе. В её функционал входит: создание планов разных специальностей и направлений, перевод, зачисление и отчисление, а так же включена кредитная система.
Из распространяемых свободно систем, можно отметить "Sakai", "Claroline" и "Moodle".
Рис. 5. Система ДО Sakai
"Sakai" (Рис. 5) - это система имеющая открытый исходный код, предоставляется по лицензии GNU PGL и состоит из нескольких отдельных модулей, что дает возможность использовать именно те компоненты, которые в той или иной ситуации нужны пользователю [11].
"Sakai" позволяет загружать, редактировать и предоставлять пользователю учебные материалы.
Система так же имеет возможности автоматического тестирования, осуществления проведения лекций и семинаров в режиме реального времени и может собирать и выдавать готовые задания в заданные промежутки времени.
СДО "Claroline"
Рис. 6. Система ДО "Claroline"
СДО "Claroline" (Рис. 6) - так же является системой с открытым исходным кодом, создана с учетом потребностей преподавателей. В её арсенале такие функции, как генерация викторин, создание форумов. Встроен календарь и разумеется система контроля успеваемости обучающихся.
С помощью "Claroline" [12] можно создавать и управлять курсами в режиме реального времени. Каждый курс содержит в себе ряд инструментов, позволяющих преподавателю:
- Указать описание курса; - управлять публичными и приватными форумами; - планировать пути обучения; - объединять студентов в группы; - вести подготовку упражнения для обучающихся; - публиковать новости; - размещать информацию о текущих заданиях; - контролировать статистику активности пользователей; - использовать wiki технологию для совместного написания документов.
Система насчитывает 35 языков. Сейчас она используется в более чем 90-та странах и в тысячах организаций.
Благодаря открытому исходному коду система легко настраивается и изменяется под нужды пользователя.
"Moodle"
Рис. 7. СДО "Moodle"
На данный момент самой популярной среди систем управления в свободном доступе является "Moodle" (Рис. 7). Эта программа ДО, рассчитанная на создание полноценных дистанционных курсов обучения. Сейчас "Moodle" используется повсеместно университетами, школами, компаниями, независимыми преподавателями, а так же тренинговыми школами. На начало 2015 года эта система используется более чем 85000 сайтов в 240 странах мира [13].
Преимущества "Moodle":
- система имеет открытый исходный код, как следствие - имеется возможность доработки и внесения исправлений и дополнений;
- позволяет организовывать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач;
- широкие возможности для коммуникации: обмен файлами разных форматов, форум, чат, рецензирование работ обучающихся;
- использование балльно-рейтинговой системы оценивания с возможностью комментирования ответа.
Однако анализ сообщений многочисленных форумов показывает, что пользователи отмечают его сложность по причине широких функциональных возможностей и далеко не каждый способен разобраться в системе. Для решение этой проблемы зачастую требуется отдельный специалист, специализирующийся в данной системе, это предполагает дополнительные финансовые затраты, и в свою очередь по-прежнему не гарантирует стабильной работы системы после изменений в исходном коде.
К основным недостаткам системы можно отнести следующие:
- не смотря на легкость адаптации к одной образовательной организации, систему сложно внедрить и адаптировать для использования совместных сетевых программ;
- необходимость реализации системы в сетевом формате потребует создание отдельной команды разработчиков для всех университетов стран-участниц с серьезным аппаратно-техническим и кадровым потенциалом, что представляет собой дополнительные затраты;
- обладает достаточно сложным визуально-графическим пользовательским интерфейсом, который требует крайне высокий уровень подготовки профессиональных кадров для работы в системе;
- необходимость постоянной модернизации системы штатом квалифицированных программистов по запросам отдельных участников образовательного процесса.