Выводы по первой главе
Сейчас на дворе XXI-й век и мир стремительно меняется, так же меняется и система образования. Мир движется все быстрей, в ускоренном темпе. Цифровые устройства получают всё большее распространение и невозможно уже представить мир без интернета, телефонов, планшетов и прочих устройств. По сравнению с тем, что было 100лет назад, когда средства коммуникации только начинали развиваться и входить в нашу жизнь или даже 20-30 лет назад, когда телевизор был в каждой семье, сейчас мы получаем в тысячи раз больше информации за ту же единицу времени благодаря интернету. К сожалению увеличение количества информации имеет и существенный минус - нам становится сложно ориентироваться в этом потоке. Все эти факторы приводят нас к тому, что мы и сами сильно меняемся и нам необходимо адаптироваться к стремительно меняющейся объективной реальности и использовать все новейшие средства и достижения. Это же касается и образования.
Сейчас активно развиваются системы дистанционного образования, они ещё далеки от совершенства и использовать их в наших реалиях как отдельную систему образования для получения образования в университетах ещё нецелесообразно. Но с другой стороны они дают возможность сделать существующую систему образования эффективней и удобней для всех участников- руководства, преподавателей и студентов.
Постепенная интеграция СДО в учебный процесс позволит добиться сразу нескольких положительных результатов: 1. Сделать обучение эффективней и сократить расходы 2. Адаптировать системы дистанционного образования под текущие нужды, освоить работу в них, ввести адекватные системы оценки. 3. Со временем подготовить программы для 100%-го дистанционного обучения и вести набор студентов для обучения посредством сети интернет.
Глава 2. Разработка дистанционного курса
2.1 Правила размещения курсов в СДО "Moodle"
Moodle - система дистанционного обучения, включающая в себя средств для разработки курсов дистанционного образования(ДО).
Moodle доступен в свободном доступе и распространяется бесплатно, является программным обеспечением с открытым исходным кодом (по лицензии GNU Public License).[14] Согласно данной лицензии, Moodle охраняется законом об авторских правах, но имеется возможность вносить в программу изменения и доработки в широком диапазоне. По сути можно делать с программой всё, что угодно, при соблюдении правил:
- предоставление исходного когда в свободный доступ для всех желающих.
- Запрещено изменять и удалять исходные лицензии и авторские права.
- Все производимые вами работы будут иметь такую же лицензию.
Для установки Moodle необходимо иметь на компьютере Web- сервер с поддержкой PHP, должна быть установленная SQL база данных. Имеется клиент для всех популярных операционных систем- windows, mac и для некоторых дистрибутивов linux. Благодаря популярности Moodle и открытому исходному коду, существует большое количество партнеров, а так же форумов посвященных Moodle, где можно получить техническую поддержку и консультацию по работе с данной программой.
Преподавателю в системе Moodle предоставляется очень широкий набор инструментов для создания дистанционных курсов.
Возможности Moodle:
- позволяет составить курс для дистанционного, так и для традиционного обучения;
- Moodle совместим с любым браузером;
- Moodle использует только одну БД;
- есть возможность разбить курсы по категориям;
- можно искать нужный курс из всех;
- предоставляется высокая безопасность;
- есть встроенный редактор.
Функциональные возможности:
1. Управление пользователями:
- виды регистрации: ручная, использование LDAP, саморегистрация и администратором;
- через почту есть возможность восстановления пароля;
- итоги по курсу хранятся в профайлах;
- есть защита от взлома;
- для управления в курсе используются роли;
2. Управление сайтом:
- ведет администратор;
- конфигурация сайта - в любое время;
- настраиваемые шрифты цвета, расположение объектов;
- есть языковые пакеты для любой страны;
- открытый код.
3. Управление курсами:
- преподаватель - обладатель всех прав над курсом;
- лента последних изменений;
- можно осуществлять импортирование с одного курса в другой;
- каждый курс имеет свои настройки;
- есть много различных элементов для добавления в курс;
- графа успеваемости;
- использование почты;
- курсы имеют возможность располагаться в одном ZIP-пакете
3. Взаимодействие пользователей:
- блог;
- чат;
- вики;
- форум.
Интерфейс системы
Темы оформления:
- набор пиктограмм;
- набор использующихся цветов;
- перечень шрифтов;
Тема может определяться всеми ролями пользователя.
Язык настраивается из интерфейса системы, где установлен Moodle.
Определяется пользователем или администратором. Может быть на любом языке, но на некоторых есть не достоверный перевод. Перед установкой пакета - нужно его проверить.
Для того чтобы преподаватель смог разместить курс в электронной среде Moodle, ему необходимо пройти процедуру регистрации в системе через администратора.
Затем нужно авторизоваться на сайте дистанционного обучения. Для этого необходимо в адресной строке браузера ввести адрес сайта и перейти по ссылке "Вход", затем ввести с помощью клавиатуры логин и пароль, которые были сообщены ему администратором. После успешного прохождения данной процедуры преподаватель получает возможность создавать и редактировать учебные курсы.
В электронной обучающей среде Moodle предусматривается градация ролей для всех участников (как студентов, так и преподавателей - руководителей и исполнителей курсов). Чтобы зарегистрированный и прошедший авторизацию преподаватель мог размещать материалы учебного модуля, редактировать их и осуществлять контроль учебного процесса, администратор присваивает преподавателю роли "Teacher" и "Non-editing teacher" ("Управление" > "Назначить роли"). Эта операция производится в момент присвоения логина и пароля, т.е. до момента авторизации пользователя. Также преподавателю автоматически присваивается роль "Student", которая позволяет временно переключиться к роли студента, проходящего данный курс, и посмотреть, как курс будет выглядеть для студента.
Переключение ролей доступно на панели переключения ролей в правом верхнем углу экрана. Важно, чтобы преподаватель, работающий в среде Moodle, всегда знал, в какой роли он в данный момент находится на сайте ("Teacher" или "Student"), а также периодически менял роль "Teacher" на роль "Student" и проверял размещенные материалы с точки зрения их восприятия студентом [15].
2.2 Порядок действий для разработчика курса
Для того чтобы создать новый курс, нужно выбрать блок "Администрирование" > "Курсы" > "Добавить/редактировать курсы" и внизу страницы кликнуть по кнопке "Добавить курс" (Рис. 3).
Далее необходимо заполнить появившуюся форму "Редактировать настройки курса", которая содержит следующие настройки:
1. Блок параметров "Основные":
Категория - здесь необходимо указать категорию, которая наиболее близко подходит для создаваемого курса. От того какая будет указана категория зависит то, в какой тематической рубрике курс будет представлен, чтобы студентам было проще его найти.
Полное имя - название, которое будет отображаться в верхней части экрана.
Короткое имя - сокращенное название курса. Это название будет использоваться для обозначения курса.
ID курса - идентификационный номер курса необходим только при использовании его во внешних системах. Это поле можно оставить пустым.
Краткое описание - информация о курсе, его цель, структура, продолжительность.
Формат курса - определяет форму организации занятий, а также расположение материала на странице курса.
Курс может быть представлен в формате:
"Структура" - организация курса как совокупности тематических модулей, не привязанных к определенному расписанию;
"Календарь" - организация курса на основе расписания работы (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания курса. На странице курса для каждой недели появляется секция, в которую помещаются материалы, предназначенные для изучения в данный период времени;
"Форум" - организация курса на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.
Наиболее удобным считается формат "Структура".
Количество нед/тем - определяет количество модулей курса. В зависимости от того, какой формат курса задан разработчиком, эта цифра будет обозначать количество недель ("Календарь"), тем ("Структура"), разделов форума ("Форум").
Дата начала курса - здесь задается время начала обучения на курсе. Если используется формат "Календарь", то блок первой недели будет виден в день, установленный в этом поле.
Отображение скрытых секций - селектор: "В неразвернутом виде", "Полностью невидимы". По умолчанию отображается небольшая область, чтобы было видно, где находится скрытая секция. Учащимся не видно содержимое такой секции. Такой подход полезен в формате "Календарь", чтобы было видно наличие прошедших и будущих недель. Если выбрано, что скрытые секции "Полностью невидимы", то студенты не будут знать об их существовании.
Новости - специальный форум, предоставляющий возможность для размещения сообщений, которые должны увидеть все студенты. Необходимо указывать, сколько новостей может появляться на главной странице курса. Если поставить значение "0", то рамка с новостями не появится.
Показывать оценки - селектор: "Нет", "Да". Многие модули позволяют проводить их оценивание. По умолчанию результаты оценки курса могут быть просмотрены в разделе "Оценки", который находится на главной странице курса в блоке "Управление". Чтобы студенты не видели оценки, преподаватель может выбрать "Нет", предварительно запретив показывать результаты оценивания в блоке "Установки" > "Оценки".
Показать отчет о действиях - селектор: "Нет", "Да". Если выбрать "Да", то все действия студентов будут автоматически отображаться на первой странице курса. Не рекомендуется выбирать "Да", если в курсе обучается большое количество студентов, так как это может привести к неоправданному увеличению нагрузки на сервер.
Максимальный размер загружаемого файла - указывается максимальный размер файла, который может загрузить ученик в пределах курса.
Это МЕТАКУРС? - селектор: "Нет", "Да". Если выбрать "Да", то курс может быть использован как общая область, чтобы допустить участников других связанных курсов. Метакурс может использоваться, чтобы сгруппировать курсы (например, связанные предметные области или курсы, которые имеют специфическую характеристику).
2. Блок параметров "Подписка":
Метод записи - селектор: "Сайт по умолчанию (Internal Enrolment)", "Internal Enrolment". Этот параметр можно оставить по умолчанию, что будет означать использование внутренней регистрации.
Роль по умолчанию - выбирается роль, которой будет наделен ученик (по умолчанию эта роль - "Student").
Курс доступен для самозаписи - определяет, будут ли студенты иметь возможность записаться на курс самостоятельно ("Нет", "Да", "Период").
Начальная дата - устанавливается начальная дата обучения. Эту опцию можно отключить.
Конечная дата - устанавливается конечная дата обучения. Эту опцию можно отключить.
Продолжительность обучения - определяется продолжительность обучения курсу. Селектор: "Неограниченно" или указывается точное количество дней (от 1 до 365).
3. Блок параметров "Уведомление об окончании подписки":
Оповещать - устанавливается, уведомлять ли об окончании регистрации. Селектор: "Нет", "Да".
Оповещать учеников - устанавливается, уведомлять ли учеников об окончании регистрации. Селектор: "Нет", "Да".
Порог - устанавливается, за сколько дней уведомлять об окончании регистрации (от 1 до 30).
4. Блок параметров "Группы":
Групповой метод - селектор:
- "Нет групп" - здесь нет разделения учеников на группы, каждый обучающийся является частью одного большого сообщества;
- "Отдельные группы" создаются изолированные группы, глее ученикам кажется, что их группа - единственная, работа учеников других групп для них не видна;
- "Доступные группы" ученики каждой группы работают только в пределах своей группы, но могут видеть, что происходит в других группах.
Принудительно - селектор: "Нет", "Да". Если установить "Да", то ко всем элементам данного курса будет применяться выбранный групповой режим. Изменение режима для отдельных элементов курса становится невозможным. Это полезно, когда необходимо создать курс для нескольких полностью отдельных групп.
5. Блок параметров "Доступность":
Доступность - селектор: "Курс доступен", "Курс не доступен". Позволяет скрыть курс на время его редактирования. Доступ к этому курсу будет только у преподавателя и администратора.
Кодовое слово - средство для контроля состава участников курса. Игнорирование этой опции означает, что разработчик делает свой курс открытым для любого пользователя, создавшего учетную запись на сайте. Если разработчик вносит в это поле слово, набор цифр или фразу, то они становятся кодом, и каждый пользователь должен будет использовать его для того, чтобы записаться на курс.
Доступ для гостя - разработчик может разрешить гостевой доступ в курс. В этом случае любой пользователь может зайти на курс, используя кнопку "Зайти гостем" на странице идентификации.
6. Блок параметров "Перевод":
Принудительный язык - указывается язык, на котором ведется обучение курсу: "Не вынужденный", "Русский", "English".
7. Блок параметров "Переименование ролей" отвечает за изменение отображаемых имен для ролей, используемых в курсе. Например, можно изменить "Учитель" на "Инструктор" или "Преподаватель".
Рекомендуется устанавливать неизвестные настройки по умолчанию, например, такие настройки, как "Доступность", следует изменять лишь в том случае, если преподаватель преследует цель сделать курс недоступным до его полной разработки.
После установки требуемых преподавателю настроек и нажатия на кнопку "Сохранить" (в нижней части страницы), курс будет размещен в электронной обучающей среде Moodle и доступен для дальнейшего редактирования.
Система перейдёт на главную страницу курса и на экране в центре появится столбец "Заголовки тем", под которым высветятся блоки, предназначенные для разработки модулей курса.
Приведем несколько практических советов, которые основаны на рекомендациях по разработке дистанционных курсов в системе Moodle [17, 18, 19, 20, 21]:
- необходимо распределить учебный материал на несколько относительно самостоятельных модулей;
- тщательно изучайте ресурсы сети Интернет на соответствующую тематику и создайте каталог полезных ссылок с подробным описанием ресурсов;
- для организации входного контроля лучше использовать инструмент "Опрос", так как он позволит оценить подготовленность студентов к изучению курса;
- основные положения изучаемого содержания лучше разместить в виде веб-страниц;
- можно использовать гиперссылки для структурирования материала и разбиения его на небольшие смысловые блоки (учебные элементы);
- для улучшения визуального восприятия учебного материала нужно применять графические иллюстрации;
- наименования ресурсов и интерактивных элементов курса должны быть краткими и ёмкими;
- размещать презентации, аудио, видео файлы и другие мультимедийные файлы на страницах курса можно с помощью ресурса "Ссылка на файл";
- для размещения большого объема информации лучше использовать элемент "Вики" в формате сборника статей;
- наполняя банк вопросов, нужно использовать разные виды вопросов;
- необходимо обязательно создать глоссарий, так как автоматическое связывание текста с определениями из глоссария поможет студентам лучше усваивать терминологию;
- применять методику совместной познавательной деятельности учащихся можно с помощью форумов и семинаров;
- для отработки навыков и умений можно использовать инструмент "Лекция" - он позволяет проводить детальный анализ знаний учащихся;
- завершать каждый учебный модуль рекомендуется контрольным тестом для оценки качества обучения;
Прежде, чем приступить к созданию курса в Moodle, нужно определить цели и подходы к преподаванию курса, затем подготовить ресурсы и инструменты для активной деятельности обучаемых, и только потом выставить их в Moodle. После этого начинается постоянная работа по использованию и совершенствованию курса, поскольку одно из основных преимуществ On-line курсов - возможность их постоянной модификации и улучшения.
При создании курса в него автоматически включается только "Новостной форум". Он может использоваться преподавателем для различных объявлений, указаний об изменении расписания, о дополнительных заданиях и прочее. Всем пользователям курса, по указанным почтовым адресам, автоматически посылаются копии этих сообщений. Студенты не должны отвечать на эти сообщения. Если учащиеся захотят, то они могут задать любой вопрос через другие источники общения: форумы, обмен сообщениями, почту.
Система Moodle располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые Moodle.
2.3 Разработка структуры курса
Для разработки структуры электронного курса была использована программа BPwin. Эта программа позволяет наглядно представить любой вид деятельности или структуру в виде модели, что, в свою очередь, позволяет выполнить оптимизацию работы предприятия, исключить ненужные функции, создать организационную структуру и так далее. BPwin поддерживает 3 нотации моделирования: IDEF0, IDEF3 и DFD.
Сначала была разработана контекстная диаграмма.
Контекстная диаграмма структуры курса.
Дальше разбиваем диаграмму на декомпозиции, чтобы показать сколько разделов будет содержать данный дистанционный курс.
Декомпозиция контекстной диаграммы.
В последнем этапе разработки структуры дистанционного курса стала декомпозиция каждого раздела на лекции, практические, лабораторные и самостоятельные работы.
Декомпозиция раздела 1.
Выводы по второй главе
Среди всех систем дистанционного образования была выбрана система Moodle и выбор этот был не случайным. В ходе использования данной системы мы на практике убедились в правильности и целесообразности данного решения. Moodle отвечает всем требованиям и стандартам как технически, с точки зрения цифрового продукта, так и с точки зрения образовательной системы, как эффективное, легкое в использовании как для преподавателей, так и для студентов средство обучения, контроля успеваемости решение имеющее интуитивно понятный интерфейс и широчайший спектр возможностей.
Moodle имеет открытый исходный код, что открывает широкие возможности для доработки и адаптации системы под потребности современного высшего образования. Помимо прочего, доработкой программного кода могут заниматься и сами студенты БГПУ IT-специальностей, что будет для них отличной практикой и позволит совместно с преподавателями и руководством университета постоянно улучшать и совершенствовать программу.
Moodle распространяется бесплатно и нет необходимости тратить деньги ни на серверную часть, ни повышать стоимость обучения для студентов. К тому же разработка Moodle началась в 1991году и за эти 24 года постоянно улучшалась и адаптировалась для разных целей, разных учебных заведений, разных курсов, программ. Наработки за четверть века крайне обширны и это делает программу ещё более гибкой и удобной в использовании.
Модульность данной СДО позволяет очень точно настраивать её под определенные потребности и использовать в самых разнообразных целях, имеет широкий спектр средств коммуникации между всему участниками обучения, распространяется на многих языках и имеет крайне качественную Русскую локализацию, что не создает лишних трудностей при использовании.
Безусловно, возможности Moodle в использовании его как системы дистанционного образования практически не ограничены и будут постоянно развиваться и соответствовать всем требованиям.
Заключение
В ходе проделанной работы была проведена аналитическая деятельность и сделано сравнительно описание существующих и пользующихся наибольшей популярностью систем дистанционного обучения.
Выбрана наиболее оптимальная система, которой стала СДО Moodle, которая является одним из лучших средств дистанционного обучения на сегодняшний день. Были изучены возможности, преимущества и недостатки системы Moodle и возможности её текущего использования в нашем университете и перспективы работы в ней.
Литература
1. Педагогическое образование в России. 2013. №4 / ГСНТИ 15.81.21 // Марчук Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург.
2. Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография / Е.В. Ширшов, Е.В. Ефимова. - М.: Унив. кн.; М.: Логос, 2006. - 272 с.
3. Грачев Н.Н. Выбор и построение системы дистанционного Интернет обучения в вузе [Текст] // Н.Н. Грачев, В.В. Порошин. - Научный вестник МГИИТ. - 2009. - №2
4. Министерство образования и науки РФ. Приказ "Об использовании дистанционных образовательных технологий" [Электронный ресурс] /федеральный закон принят в 06.05.2005 - Режим доступа: www. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html
5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Учпедгиз, 2010.
6. Демкин В.П., Можаева Г.В. Телекоммуникации для образования. [Текст] / Санкт-Петербург: "БХВ-Петербург", 2004.
7. О Moodle [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://docs.moodle.org/ru/О_Moodle
8. Никульшин Б.В. Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века [Текст] // Б.В. Никульшин, В.В. Голенков, В.М. Бондарик, Г.И. Малыхина, В.В. Нелаев, В.А. Прытков, - Материалы VII Международной научно-методической конференции - Минск: БГУИР, 2011.
9. Дистанционное образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://www.scherbakov.biz/main/distant/intro.htm
10. Официальный сайт LMS Moodle. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: - http:// moodle.org/
11. Преимущества Moodle [Электронный ресурс] / Режим доступа : www. URL: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd
12. Овсянников В.И. Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности. [Текст]/ М.:МГОПУ, 1998.
13. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения [Электронный ресурс] / И.А. Морев. - Режим доступа: www. URL: http://www.pedlib.ru/Books/0195/index.shtml.
14. Мясникова Т.С., Мясников С.А. Система дистанционного обучения MOODLE. [Текст] / Харьков: Издательство Шейниной Е.В., 2008.
15. Устюгова В.Н. Практикум для изучения возможностей работы в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. Казань, ТГГПУ, 2010. - 54 с.
16. https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]
17. Андреев А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
18. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / А.М. Анисимов. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.
19. Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. - СПб., 2007. - 108 с.
20. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle [Текст] / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. - Казань, КГУ, 2008. - 169 с.
21. Инструменты контроля знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uztest.com/lms.php?file=glava5.html. - Загл. с экрана.
22. Электронный ресурс (http://www.ispring.ru/elearning-insights/course-scorm/)