4.1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы
4.1.1. Требования к структуре и содержанию выпускных квалификационных работ устанавливаются в соответствии с ГОСТ 7.32 – 91 («Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение;
– главы основной части;
– заключение;
– список использованных источников и литературы;
– приложения.
Используемые в выпускной квалификационной работе сокращения слов и словосочетаний, не включенных в специальные списки сокращений ГОСТ, должны быть представлены в виде отдельного списка сокращений, который помещается после оглавления перед введением. Допускается расшифровка сокращений непосредственно в тексте (в ссылке) при первом упоминании.
4.1.2. Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам (рис. 1)
Как правило, объем работы, не должен превышать 60 страниц для (рекомендуется использовать шрифт – 14, интервал – 1,5, поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 15 мм).
Выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист на русском языке, оглавление, введение, содержание, заключение и список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами, принятыми в научной литературе по специальности.
Титульный лист (приложение 1) должен содержать название работы, фамилию, имя и отчество автора, научного руководителя, заведующего кафедрой и рецензента (см. приложение). Титульный лист должен быть подписан автором работы и заведующим кафедрой. Титульный лист оформляется на русском языке. В верхней части титульного листа помещается гриф допуска к защите, подписываемый заведующим кафедрой. Титульный лист не нумеруется.
Квалификационная работа должна быть переплетена по левому краю в твердую обложку.
4.1.3. Оглавление – отражает содержание и структуру работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все структурные элементы работы, включая введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, и указываются страницы, с которых они начинаются. Разделы (главы) и подразделы (параграфы) выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами. Первый параграф каждой главы содержит номер главы, в которую он входит, и собственный порядковый номер. Знак параграфа не ставится.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав. Все заголовки помещаются над текстом в средней части листа, начинаются с заглавной буквы с красной строки и выделяются жирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. В заголовки не включают сокращенные слова, аббревиатуры и формулы.
4.1.4. Основной текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав (как правило) с разбивкой на подразделы (параграфы), заключения.
Во введении обосновывается
Актуальность темы исследования, в которой обосновываются степень ее значимости, место и значение в соответствующей области науки. Этим обоснованием студент демонстрирует свои знания по широкому круг дисциплин учебного плана и представления о реалиях в общем образовании в стране, регионе, конкретном образовательном учреждении. В связи с актуализацией темы формулируется объект педагогического исследования.
Объект. Объектом педагогического исследования являются какой-либо аспект образования, широкая педагогическая область.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает некоторая подсистема педагогической области, система (методическая, дидактическая педагогическая), адекватная исследуемому объекту. Например, если объектом исследования избран процесс формирования толерантности подростков в основной общеобразовательной школе, то предметом может быть изучение особенностей формирования толерантности подростков на занятиях по освоению различных технологий в основной школе. Здесь рассматривается некоторая система, отражающая «модель» объекта.
Цель исследования. Цель исследования направлена на выявление связи объекта с предметом исследования и воплощение результата исследования.
Гипотеза исследования. (Если использовать… ,обеспечивающее реализацию…, то это обеспечит …) В гипотезе формулируется прогнозируемый процесс переноса выявленных наблюдений на объект исследования, т. е. на прогнозируемый основной его вывод.
Исходя из цели и гипотезы исследования, формулируются задачи исследования.
Задачи раскрывают тему, связаны с содержанием глав и параграфов. Оглавление глав и параграфов должны согласовываться с задачами.
Количество задач может быть около 3-5. Например, формулируются 4 задачи. Первые две задачи раскрываются в первой главе, две другие – во второй главе. В задачах важно показать практическую значимость выбранной темы (приводятся статистические или иные данные, подтверждающие реальную пользу от реализации разработанных предложений и методических рекомендаций). Подтверждением разрабатываемой темы может быть ссылка на целевой характер ВКР которая выполняется по заказу конкретного образовательного учреждения.
Практическая значимость работы. Здесь приводятся результаты, не требующие доработки, и готовые к использованию в практику педагогической деятельности. К ним относятся: разработка алгоритма, технологии, диагностики, методики, методов подготовки, модели уроков (зачетов, экзаменов, упражнений), программа проектов, пособия.
В основной части работы, состоящей из глав, излагается материал темы, решаются задачи, поставленные во введении. Содержание работы должно соответствовать и раскрывать название заявленной темы. Ссылки на других авторов в тексте обозначаются квадратными скобками - [1], [2] и т.д.
В первой главе рассматриваются исследования отечественных и зарубежных авторов по теории и практике психолого-педагогических, философских, социологических проблем и др., в том числе касающихся специальности, по которой выполняется ВКР; обосновываются собственные позиции автора относительно направлений их решения; показывается неоднозначность (вариативность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов. Первая глава носит теоретический характер. В ней дипломник должен показать широту своей теоретической подготовки, умение видеть исследуемые процессы в их взаимообусловленности, давать им оценку, выделять существенные признаки, факторы, явления, процессы, отношения и т. д. Важно описать разные концепции и теории и уметь выбрать и обосновать одну в качестве базовой для дальнейшей работы. Необходимо также проанализировать состояние проблемы в практике применения ее исследования, рассмотреть методы, приемы, формы, средства, технологии и другие педагогические действия, направленные на решение задач, обозначенных в работе.
Как переход к практической (экспериментальной части исследования) необходимо зафиксировать состояние, оценку реалий по исследуемой проблеме, в том числе и в конкретном образовательном учреждении. Необходимо описать исследовательские методы, которые автор применяет в работе. Например: наблюдение (целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей изучаемого процесса или явления); беседа (позволяющая глубже понять психологические особенности личности, характер и уровень знаний, интересов, мотивов действий и поступков человека); метод опроса (интервью, анкетирование); тестирование (выявление уровня знаний, умений и навыков); эксперимент (поставленный опыт в точно учитываемых условиях); моделирование; интерпретация и др.
Каждая глава завершается выводом, где обобщаются результаты анализа, предлагаются основные направления устранения имеющихся недостатков. Материалы для аналитической части подготавливаются в период преддипломной практики.
Во второй главе(проектной, методической, практической) конкретизируется предмет анализа, определяемый темой ВКР. Проектные решения должны содержать:
предлагаемые изменения (программы, курсы, методы, способы и т. д.), характеризующиеся новизной; методические рекомендации по их осуществлению, практические предложения по реализации;
технологические разработки внедрения предложений (новаций), включая организационно-экономическое, кадровое, технологическое обеспечение;
апробирование предлагаемых решений в реальной образовательной практике;
диагностический срез последствий реализации предложений (как позитивных, так и, возможно, негативных). Во второй главе можно использовать гистограммы, графики, круговые диаграммы, таблицы, данные исследования и т. д. В подтверждение успешности реализации предложений можно обратиться к участникам процесса (ученикам, учителям, родителям учеников и др.) и получить их отзывы, мнения, которые должны содержать указание полезности проводимых действий, полученных изменений в ходе исследования, которые являются доказательством эффективности дипломного исследования студента.
Заключение– самостоятельная часть выпускной квалификационной работы. Заключение не должно содержать пересказ содержания исследования. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы,отражается решение задач, поставленных во введении, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой теме, подтверждается гипотеза исследования. формулируются предложения и рекомендации.
Выявление результатов квалификационной работы является делом чрезвычайно важным, и сложным, поскольку необходимо точно сформулировать знания, которые сам студент получил в ходе исследования. Возможно, в заключении продуктивно будет выявление внутренней согласованности исследования и на этом основании построен прогноз о том, какие результаты должны бытии быть построены (по видам и типам) и какие результаты получены в действительности (результаты, указанные в гипотезе).
После заключения указывается дата окончания работы и ставится подпись исполнителя.
4.1.5. Список использованных источников и литературы составляет одну из существенных частей выпускной квалификационной работы. Помещается после заключения и имеет заголовок - Список использованных источников и литературы. Включенные в такой список источники должны иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы.
Существуют пять основных способов построения списка литературы:
– алфавитный, в котором фамилии авторов и заглавия (если автор не
указан) размещены по алфавиту;
– хронологический, в котором применяется принцип расположения
описаний – по году издания (используется, как правило, в случае, когда необходимо отразить развитие научной идеи);
– тематический– по темам разделов или глав (применяется, когда необходимо отразить большое количество библиографических описаний);
- по видам изданий(используется для систематизации тематически
однородной литературы);
- по характеру содержания – сначала располагаются общие, затем более
частные работы (применяется в работах с небольшим объемом использованной литературы).
Оформление библиографического списка
Библиографический список приводится в конце дипломной работы после заключения. Все литературные и научные источники размещаются по алфавиту. Общие правила и требования составления библиографического списка приведены в ГОСТ Р 7.0.5. - 2008.
Примеры библиографического описания
Книги
22. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Астрель, 2006. 89 с.
Сборники научных трудов
33. Содержание и технологии в образовании взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. академии образования / под ред. А.Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с.
Журналы
58. Ширшов Е.В., Ундозерова А.Н. Комплексная реализация системно-дидактического обеспечения вузовского образовательного процесса на основе электронных средств учебного назначения // Открытое и дистанционное образование. 2008. №4. С. 49-56.
Материалы конференций
24. Мочалова Г.В. Курс по выбору // Организация пред- профильного и профильного обучения физике в общеобразовательных учебных заведениях (Красноярск, 19-20 мая 2006 г.): материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию факультета физики, информатики и вычислительной техники; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. С. 26 - 28.
Электронные ресурсы
17. Жизнь прекрасна, жизнь трагична... : 1917 год в письмах А.В. Луначарского / отв. сост. JI. Роговая; Ин-т «Открытое общество». М., 2001. URL: http//www.auditorium.ru/ books/473/ (дата обращения: 17.04.2009).
Таблица. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляется в выпускной квалификационной работе в виде таблиц. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отделенные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.
Таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста, т.е. используется сквозная нумерация по всей работе. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее (например – Таблица 5). Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают над таблицей посередине страницы и пишут с заглавной буквы без точки на конце.
Иллюстрации. Основными видами иллюстративного материала являются: схема, график, диаграмма, чертеж, технический рисунок, фотография. Иллюстрации в выпускной квалификационной работе нумеруются в пределах всего текста, т.е. используется сквозная нумерация по всей работе. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация снабжается подрисуночной подписью, состоящей из следующих основных элементов:
– сокращенное слово «Рис.»
– порядковый номер иллюстрации без знака № арабскими цифрами
– название иллюстрации с указанием ее вида
Формулы. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы располагаются на отдельных строках текста. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. При оформлении формул используется сквозная нумерация.
Список использованных источников должен иметь следующую упорядоченную структуру:
– общепризнанные международные нормативные акты, касающиеся вопросов образования;
– нормативные правовые акты Российского законодательства: нормативные документы Российской Федерации, нормативные документы органов образования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
– учебники, учебные пособия, научные сборники, научные статьи и другие публикации периодических изданий;
– энциклопедии, словари;
– диссертации, монографии, авторефераты;
– материалы педагогической практики, статистические данные.
Источники первой–второй групп располагаются в хронологическом порядке (по дате принятия).
Источники третьей–пятой групп располагаются в алфавитном порядке.
10. При наличии в списке источников на иностранных языках образуется дополнительный алфавитный список. При этом библиографические записи на иностранных языках объединяются в один список и располагаются после русскоязычных. Затем все библиографические записи в списке последовательно нумеруются, представляя единую числовую последовательность русскоязычных и иностранных источников.
При использовании в тексте выпускной квалификационной работы положений, цитат, заимствованных из литературы, студент обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник не допускаются.
4.1.6. Приложения к выпускной квалификационной работе выполняются на стандартных листах формата А4. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 1).
В приложенияхвыпускной квалификационной работы размещаются дополняющие основной текст: графики, таблицы, схемы и другие материалы, иллюстрирующие содержание работы.
Выпускная квалификационная работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.
- Оглавление
- 1. Квалификационные работы по педагогике
- 2.Общие положения
- 3. Порядок подготовки и защиты выпускной квалификационной работы
- 3.1 Выбор и утверждение темы
- 3.2. Руководство выпускными квалификационными работами
- 3.3. Процедура допуска выпускной квалификационной работы к защите
- 3.4. Защита выпускной квалификационной работы
- 3.6. Хранение выпускной квалификационной работы
- 4. Оформление выпускных квалификационных работ
- 4.1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы
- 4.2. Оформление внешнего вида и параметры печатного текста
- Приложение 1
- Литература