5.2.Маршрутизация
Задача маршрутизации, в свою очередь, включает в себя две подзадачи:
□ определение маршрута;
□ оповещение сети о выбранном маршруте.
Определить маршрут — это значит выбрать последовательность транзитных узлов и их интерфейсов, через которые надо передавать данные, чтобы доставить их адресату. Определение маршрута — сложная задача, особенно когда конфигурация сети такова, что между парой взаимодействующих сетевых интерфейсов существует множество путей. Чаще всего выбор останавливают на одном - оптимальном по некоторому критерию маршруте (на практике для снижения объема вычислений ограничиваются поиском не оптимального в математическом смысле, а рационального, то есть близкого к оптимальному, маршрута.). В качестве критериев оптимальности могут выступать, например, номинальная пропускная способность и загруженность каналов связи; задержки, вносимые каналами; количество промежуточных транзитных узлов; надежность каналов и транзитных узлов. Но даже в том случае, когда между конечными узлами существует только один путь, при сложной топологии сети его нахождение может представлять собой нетривиальную задачу.
Маршрут может определяться эмпирически («вручную») администратором сети на основании различных, часто не формализуемых соображений. Среди побудительных мотивов выбора пути могут быть: особые требования к сети со стороны различных типов приложений, решение передавать трафик через сеть определенного поставщика услуг, предположения о пиковых нагрузках на некоторые каналы сети, соображения безопасности.
Однако эмпирический подход к определению маршрутов мало пригоден для большой сети со сложной топологией. В этом случае используются автоматические методы определения маршрутов. Для этого конечные узлы и другие устройства сети оснащаются специальными программными средствами, которые организуют взаимный обмен служебными сообщениями, позволяющий каждому узлу составить свое «представление» о сети. Затем на основе собранных данных программными методами определяются рациональные маршруты.
При выборе маршрута часто ограничиваются только информацией о топологии сети. Этот подход иллюстрирует рис. 5.2. Для передачи трафика между конечными узлами А и С существуют два альтернативных маршрута: А-1-2-3-С и А-1-3-С. Если мы учитываем только топологию, то выбор очевиден — маршрут А-1-3-С, который имеет меньше транзитных узлов.
Рисунок 5.2. Выбор маршрута
Решение было найдено путем минимизации критерия, в качестве которого в данном примере выступала длина маршрута, измеренная количеством транзитных узлов. Однако, возможно, наш выбор был не самым лучшим. На рисунке показано, что каналы 1-2 и 2-3 обладают пропускной способностью 100 Мбит/с, а канал 1-3 — только 10 Мбит/с. Если мы хотим, чтобы наша информация передавалась по сети с максимально возможной скоростью, то нам следовало бы выбрать маршрут А-1-2-3-С, хотя он и проходит через большее количество промежуточных узлов. То есть можно сказать, что маршрут А-1-2-3-С в данном случае оказывается «более коротким».
Абстрактный способ измерения степени близости между двумя объектами называется метрикой. Так, для измерения длины маршрута могут быть использованы разные метрики — количество транзитных узлов, как в предыдущем примере, линейная протяженность маршрута и даже его стоимость в денежном выражении. Для построения метрики, учитывающей пропускную способность, часто используют следующий прием: длину каждого канала-участка характеризуют величиной, обратной его пропускной способности. Чтобы оперировать целыми числами, выбирают некоторую константу, заведомо большую, чем пропускные способности каналов в сети. Например, если мы в качестве такой константы выберем 100 Мбит/с, то метрика каждого из каналов 1-2 и 2-3 равна 1, а метрика канала 1-3 равна 10. Метрика маршрута равна сумме метрик составляющих его каналов, поэтому часть пути 1-2-3 обладает метрикой 2, а альтернативная часть пути 1-3 — метрикой 10. Мы выбираем более «короткий» путь, то есть путь А-1-2-3-С.
Описанные подходы к выбору маршрутов не учитывают текущую степень загруженности каналов трафиком. Используя аналогию с автомобильным трафиком, можно сказать, что мы выбирали маршрут по карте, учитывая количество промежуточных городов и ширину дороги (аналог пропускной способности канала), отдавая предпочтение скоростным магистралям. Но мы не стали слушать радио или телевизионную программу, которая сообщает о текущих заторах на дорогах. Так что наше решение могло оказаться отнюдь не лучшим, если по маршруту А-1-2-3-С уже передается большое количество потоков, а маршрут А-1-3-С практически свободен.
После того как маршрут определен (вручную или автоматически), надо оповестить о нем все устройства сети. Сообщение о маршруте должно нести каждому транзитному устройству примерно такую информацию: «каждый раз, когда в устройство поступят данные, относящиеся к потоку n, их следует передать для дальнейшего продвижения на интерфейс F». Каждое подобное сообщение о маршруте обрабатывается устройством, в результате создается новая запись в таблице коммутации. В этой таблице локальному или глобальному признаку (признакам) потока (например, метке, номеру входного интерфейса или адресу назначения) ставится в соответствие номер интерфейса, на который устройство должно передавать данные, относящиеся к этому потоку.
Таблица 5.1 является фрагментом таблицы коммутации, содержащий запись, сделанную на основании сообщения о необходимости передачи потока n на интерфейс F.
Таблица 5.1. Фрагмент таблицы коммутации
Конечно, детальное описание структуры сообщения о маршруте и содержимого таблицы коммутации зависит от конкретной технологии, однако эти особенности не меняют сущности рассматриваемых процессов.
Передача информации транзитным устройствам о выбранных маршрутах, так же как и определение маршрута, может осуществляться и вручную, и автоматически. Администратор сети может зафиксировать маршрут, выполнив в ручном режиме конфигурирование устройства, например, жестко скоммутировав на длительное время определенные пары входных и выходных интерфейсов (как работали «телефонные барышни» на первых коммутаторах). Он может также по собственной инициативе внести запись о маршруте в таблицу коммутации.
Однако поскольку топология и состав информационных потоков может меняться (отказы узлов или появление новых промежуточных узлов, изменение адресов или определение новых потоков), гибкое решение задач определения и задания маршрутов предполагает постоянный анализ состояния сети и обновление маршрутов и таблиц коммутации. В таких случаях задачи прокладки маршрутов, как правило, не могут быть решены без достаточно сложных программных и аппаратных средств.
- Конспект лекций
- 6.050903 “Телекомуникации”
- 1. Эволюция компьютерных систем и сетей
- 1.1. Мультипрограммирование
- 1.2.Многотерминальные системы – прообраз сети
- 1.3.Первые сети – глобальные
- 1.4. Мини-компьютеры – предвестники локальных сетей
- 1.5. Появление стандартных технологий локальных сетей
- 2. Основные проблемы построения компьютерных сетей
- 2.1. Связь компьютера с периферийными устройствами
- 2.2. Связь двух компьютеров
- 2.3. Клиент, редиректор и сервер
- 3. Топология физических связей
- 3.1. Типы конфигураций связи компьютеров
- 4. Адресация узлов сети
- 5. Коммутация
- 5.1.Определение информационных потоков
- 5.2.Маршрутизация
- 5.3.Продвижение данных
- 5.4.Мультиплексирование и демультиплексирование
- 5.5. Разделяемая среда передачи данных
- 5.6. Типы коммутации
- 6. Декомпозиция задач сетевого взаимодействия
- 6.1. Многоуровневый подход
- 6.2. Протокол. Интерфейс. Стек протоколов
- 7. Модель взаимодействия открытых систем - osi
- 7.1. Общая характеристика модели osi
- 7.2. Уровни модели osi
- 8. Структура стандартов ieee
- 9. Протокол llc
- 9.1. Три типа процедур уровня llc
- 9.2. Структура кадров llc
- 10. Технология ethernet
- 10.1. Адресация в сетях Ethernet
- 00-E0-14-00-00-00
- 01-00-0C-cc-cc-cc
- 10.2. Метод доступа csma/cd
- 10.3. Форматы кадров технологии Ethernet
- 10.4. Спецификации физической среды Ethernet
- 10.5. Методика расчета конфигурации сети Ethernet
- 11.Технология 100vg-AnyLan
- 11.1. Общая характеристика технологии 100vg-AnyLan
- 11.2. Структура сети 100vg-AnyLan
- 11.3. Стек протоколов технологии 100vg-AnyLan
- 11.4. Функции уровня mac
- 11.5. Функции уровня pmi
- 11.6. Функции уровня pmd
- 12. Технология fast ehternet
- 12.1. Создание стандарта Fast Ethernet
- 12.2. Структура физического уровня и его связь с mac-подуровнем
- 12.3. Физический уровень 100Base-fx - многомодовое оптоволокно
- 12.4. Физический уровень 100Base-tх - двухпарная витая пара
- 12.5.Физический уровень 100Base-t4 - четырехпарная витая пара
- 12.6. Правила построения сегментов Fast Ethernet при использовании повторителей класса I и класса II
- 13. Технология gigabite ehternet
- 13.1. Хронология разработки стандарта
- 13.2. Архитектура стандарта Gigabit Ethernet
- 13.3. Интерфейс 1000Base-X
- 13.4. Интерфейс 1000Base-t
- 13.5. Уровень mac
- 14. Беспроводные локальные сети (Wi-Fi)
- 14.1. Стек протоколов ieee 802.11
- Технология уширения спектра
- Скорость 1 Мбит/с
- Скорость 2 Мбит/с
- Cck-последовательности
- Двоичное пакетное сверточное кодирование pbcc
- Ортогональное частотное разделение каналов с мультиплексированием
- 14.2.Топологии локальных сетей стандарта 802.11
- 15. Структуризация локальных сетей
- 15.1. Причины структуризации локальных сетей
- 15.2. Физическая структуризация локальной сети
- 15.3.Логическая структуризация сети на разделяемой среде
- 15.4. Алгоритм прозрачного моста ieee 802.1d
- 15.5. Топологические ограничения коммутаторов в локальных сетях
- 16. Дуплексные протоколы локальных сетей
- 16.1. Изменения в работе мас-уровня в дуплексном режиме
- 16.2.Борьба с перегрузками
- 17. Виртуальные локальные сети
- 17.1. Назначение виртуальных сетей
- 17.2. Создание виртуальных сетей на базе одного коммутатора
- 17.3. Создание виртуальных сетей на базе нескольких коммутаторов
- 18. Основные задачи оптимизации сетей передачи данных
- 18.1. Критерии эффективности работы сети
- 18.2. Показатели надежности и отказоустойчивости
- 19. Параметры оптимизации транспортной подсистемы
- 19.1. Влияние на производительность сети типа коммуникационного протокола и его параметров
- 19.2. Влияние на производительность алгоритма доступа к разделяемой среде и коэффициента использования
- 19.3. Влияние размера кадра и пакета на производительность сети
- 19.4. Назначение максимального размера кадра в гетерогенной сети
- 19.5. Время жизни пакета
- 19.6. Параметры квитирования
- 19.7. Сравнение сетевых технологий по производительности: Ethernet, TokenRing, fddi, 100vg-AnyLan, FastEthernet, atm
- 19.8. Сравнение протоколов ip, ipx и NetBios по производительности
- 19.9. Влияние широковещательного служебного трафика на производительность сети
- 19.9.1. Назначение широковещательного трафика
- 19.9.2. Поддержка широковещательного трафика на канальном уровне
- 19.9.3. Широковещательный шторм
- 19.9.4. Поддержка широковещательного трафика на сетевом уровне
- 19.9.5. Виды широковещательного трафика
- 6.050903 “Телекомуникации”