logo
Информатика_методичка

Свойства информации

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность информации.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Так например рисунок и фотоснимок. У рисунка меньше объективной информации нежели у фотоснимка и т. д.

Полнота информации. Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных, на основе имеющихся.

Пример: Вы прочитали в газете такое сообщение: "Будет дождь". Это неполная информация, т. к. не сказано, когда именно будет дождь.

"Завтра после полудня будет дождь" - полная информация.

Адекватность информации это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Достоверность информации. При регистрации сигналов могут появляться не только "полезные" сигналы, но и посторонние сигналы - информационный шум. Если полезный сигнал зарегистрирован более чётко, чем посторонние сигналы, достоверность информации будет более высокой. Чем выше информационный шум, тем ниже достоверность информации.

Пример: "Волга впадает в Черное море" - недостоверная информация.

"Волга впадает в Каспийское море" - достоверная информация

Доступность информации мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

Актуальность информации это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Пример:"На прошлой неделе в это время в Ярославле шёл дождь" - эта информация для нас не актуальна, т. к. она является устаревшей.

"Завтра в Лондоне будет дождь" - это может быть новая, достоверная и полная информация, но для нас она не актуальна, т.к. мы не поедем в Лондон и нам не интересно, какая там погода.

"Скоро улицы нашего города будут затоплены" - такая информация является для нас актуальной.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4