Информационные продукты и услуги
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.
Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных — совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Не библиографические базы данных имеют множество видов:
-
справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например
-
адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
-
полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
-
числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
-
текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
-
финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
-
юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.
Выпуск информационных издании означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
Ретроспективный поиск информации—это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
-
подготовку обзоров в виде рукописей;
-
подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
-
все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
-
высокой оперативности предоставления услуг;
-
возможности отказа от собственных информационных систем.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
-
непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
-
косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
-
услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
-
регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг:
-
связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг ;
-
обработка данных в вычислительных центрах;
-
программное обеспечение;
-
разработка информационных систем;
-
разработка информационных технологий.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Рисунок 1 – Основные виды информационных услуг
- Информатизация общества
- Роль и значение информационных революций
- Что такое информационное общество?
- Процесс информатизации общества
- Информационная культура
- Информационные ресурсы
- Информационные продукты и услуги
- Контрольные вопросы по теме «Информатизация общества»
- Информатика — предмет и задачи
- Появление и развитие информатики
- Структура информатики
- Контрольные вопросы по теме «Информатика ‑ предметы и задачи»
- Информация в материальном мире
- Сигналы и данные
- Данные и методы
- Понятие об информации
- Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе
- Свойства информации
- Носители данных
- Операции с данными
- Кодирование данных двоичным кодом
- Кодирование текстовых данных
- Универсальная система кодирования текстовых данных
- Единицы измерения данных
- Единицы хранения данных
- Понятие о файловой структуре
- Контрольные вопросы по теме «Информация в материальном мире»
- Информационные системы
- Понятие информационной системы
- Этапы развития информационных систем
- Процессы в информационной системе
- Структура информационной системы
- Классификация информационных систем по функциональному признаку
- Контрольные вопросы по теме «Информационные системы»
- Информационные технологии
- Понятие информационной технологии
- Этапы развития информационных технологий
- Виды информационных технологий
- Контрольные вопросы по теме «Информационные технологии»
- Устройство персонального компьютера
- Системный блок
- Монитор
- Клавиатура
- Внутренние устройства системного блока
- Материнская плата
- Жесткий диск
- Дисковод гибких дисков
- Дисковод компакт-дисков cd-rom
- Периферийные устройства персонального компьютера
- Устройства ввода знаковых данных
- Устройства вывода данных
- Устройства хранения данных
- Устройства обмена данными
- Операционные системы
- Контрольные вопросы по теме «Устройство персонального компьютера»
- Основы программирования
- Алгоритм и программа
- Что такое язык программирования
- Компиляторы и интерпретаторы
- Уровни языков программирования
- Поколения языков программирования
- Обзор языков программирования высокого уровня
- Прочие языки программирования
- Средства создания программ
- Контрольные вопросы по теме «Основы программирования»
- Компьютерная графика
- Виды компьютерной графики
- Растровая графика
- Векторная графика
- Фрактальная графика
- Представление графических данных
- Средства для работы с растровой графикой
- Классификация баз данных
- Функциональные возможности субд
- Обзор субд
- Характеристики субд:
- Контрольные вопросы по теме «Базы данных»
- Компьютерные сети
- Локальные и глобальные сети. Основные понятия
- Протоколы компьютерной сети
- Контрольные вопросы по теме «Компьютерные сети»
- Интернет. Основные понятия
- Теоретические основы Интернета
- Службы Интернета
- Терминальный режим
- Электронная почта (e-Mail)
- Списки рассылки (Mail list)
- Служба телеконференций (Usenet)
- Служба World Wide Web (www)
- Служба irc
- Служба icq
- Поиск в Интернете
- Всемирные поисковые машины
- Русскоязычные поисковые системы
- Сложный поиск в Интернет
- Контрольные вопросы по теме «Интернет. Основные понятия»
- Защита информации
- Компьютерные вирусы и их классификация
- Средства защиты от вирусов
- Разработка политики информационной безопасности
- Технические, организационные и программные средства обеспечения сохранности и защиты от несанкционированного доступа
- 2. Защита пароля.
- 4. Предосторожности при работе.
- Защита носителей информации (исходных документов, лент, картриджей, дисков, распечаток).
- Контрольные вопросы по теме «Защита информации»
- Список литературы по информатике