Введение
Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, изучаемых в высшей школе, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 300 миллионов единиц и продолжает удваиваться в среднем каждые три года. При этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.
Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.
Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и коммерческого рынка, — настолько динамичны процессы в области информационных технологий.
Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодоления общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.
Анализируя вышеуказанные особенности информатики, авторы данного пособия приходят к выводу, что для преподавания информатики в сложившихся условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами общетехнических и специальных дисциплин и учебной программой курса информатики. Основные принципы, вытекающие из такого подхода, включают непрерывность и системность образования, а также раннюю профессиональную ориентацию.
Непрерывность образования. Практические приемы работы со средствами вычислительной техники закрепляются не только в рамках дисциплины «Информатика», но и в течение всего периода обучения. Они используются при проведении учебных занятий по самым разным дисциплинам.
Системность образования. В едином методическом подходе, основанном на системе задача — средство — методы — приемы, происходит перекрестное взаимодействие изучаемых дисциплин. Конкретная дисциплина поставляет комплекс задача — методы, а информатика обеспечивает комплекс средства — приемы.
Ранняя профессиональная ориентация. В системе высшего технического образования действует многоуровневая иерархическая система, основанная на том, что знания студента по общетехническим дисциплинам, как правило, реализуются в практические навыки опосредованно, то есть через дисциплины специального цикла, базирующиеся на общетехнических. Информатика — одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востре-буются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.
Свою работу над книгой авторы подчинили реализации указанных принципов. Этому подчинена структура и содержание пособия. В целом книга состоит из двадцати глав, содержащих достаточно полные сведения о современном состоянии аппаратных и программных средств вычислительной техники.
Главы 1,2,8,15 являются теоретическими и обеспечивают единую методическую базу как для изучения информатики, так и для взаимодействия различных учебных дисциплин на платформе информатики.
Главы 7,9-14,16,18 представляют единую технологическую базу для взаимодействия информатики и других предметных дисциплин. Средства, рассмотренные здесь, могут быть использованы при подготовке домашних заданий, контрольных, курсовых и дипломных работ, при обработке результатов экспериментов, сборе исходной информации для самостоятельных исследований, при выполнении графических работ, математическом моделировании физических и технических процессов и при математическом обосновании разрабатываемых проектов.
Главы 3-7, 10,12,13,16,17,19, 20 служат тем же задачам, но являются дополнительным средством ранней профессиональной ориентации. Сведения и навыки, полученные в ходе их изучения, могут быть востребованы немедленно после включения выпускника в практическую деятельность. Эти разделы позволяют обеспечить общую уверенность студента в востребованности его знаний по окончании учебного заведения, независимо от обстоятельств и особенностей конкретного трудоустройства.
Главы, имеющие теоретическое и методообразующее содержание, завершаются списком контрольных вопросов, которые могут обсуждаться на лекционных и семинарских занятиях. Главы, имеющие практическое содержание, завершаются упражнениями и исследовательскими работами. Предполагается, что практические упражнения носят инструктивно-методический характер и выполняются под руководством преподавателя (лаборанта), а исследовательские работы имеют творческий характер и комплексное содержание. Они предназначены для самостоятельной работы и предполагают подготовку итогового отчета. Различие между этими видами занятий отражено в балансе отводимого на них времени.
Исходя из структуры и содержания книги, авторы рассчитывают на то, что она будет полезна следующим категориям читателей:
студентам технических специальностей вузов, изучающим информатику как самостоятельную дисциплину;
преподавательскому составу, осуществляющему теоретическую и практическую подготовку студентов по дисциплине «Информатика»;
преподавателям иных дисциплин, использующим персональные компьютеры в качестве технического средства обучения и (или) средства подготовки учебно-методических материалов (бумажных и электронных) по своей предмет ной области;
лицам, самостоятельно изучающим или осваивающим аппаратные и программные средства вычислительной техники.
От издательства
Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной почты comp@piter-press.ru (издательство «Питер», компьютерная редакция).
Мы будем рады узнать ваше мнение!
Подробную информацию о наших книгах вы найдете на Web-сайте издательства http://www.piter-press.ru.
- Введение
- Глава 1 Информация и информатика
- 1.1. Информация в материальном мире
- 1.2. Данные
- 1.3. Файлы и файловая структура
- 1.4. Информатика
- Подведение итогов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 Вычислительная техника
- 2.1. История развития средств вычислительной техники
- 2.2. Методы классификации компьютеров
- 2.3. Состав вычислительной системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 Устройство персонального компьютера
- 3.1. Базовая аппаратная конфигурация
- 3.2. Внутренние устройства системного блока
- Системы, расположенные на материнской плате
- Периферийные устройства персонального компьютера
- Практическое занятие
- Глава 4 Функции операционных систем персональных компьютеров
- 4.1. Обеспечение интерфейса пользователя
- 4.2. Обеспечение автоматического запуска
- 4.3. Организация файловой системы
- 4.4. Обслуживание файловой структуры
- Управление установкой, исполнением и удалением приложений
- Обеспечение взаимодействия с аппаратным обеспечением
- 4.7. Обслуживание компьютера
- 4.8. Прочие функции операционных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 Основы работы операционной системы windows 98
- 5.1. Основные объекты и приемы управления
- 5.2. Файлы и папки Windows
- 5.3. Операции с файловой структурой
- 5.4. Использование Главного меню
- 5.5. Установка и удаление приложений Windows
- 5.6. Установка оборудования
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 6 Настройка операционной системы Windows 98
- 6.1. Настройка средств ввода-вывода данных
- 6.2. Настройка элементов оформления Windows 98
- 6.3. Настройка элементов управления Windows 98
- 6.4. Настройка средств автоматизации Windows 98
- 6.5. Настройка шрифтов
- 6.6. Прочие настройки Windows 98
- 6.7. Справочная система Windows 98
- Практическое занятие
- Самостоятельная работа
- Глава 7 Стандартные приложения
- 7.1. Стандартные прикладные программы
- 7.2. Принципы внедрения и связывания объектов
- 7.3. Служебные приложения Windows 98
- 7.4. Стандартные средства мультимедиа
- Средства обеспечения совместимости с приложениями ms-dos
- Практическое занятие
- Глава 8 Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность
- 8.1. Компьютерные сети
- 8.2. Интернет. Основные понятия
- 8.3. Подключение к Интернету
- 8.4. Вопросы компьютерной безопасности
- Практическое занятие
- Глава 9 Получение информации из Интернета
- 9.1. Основные понятия World Wide Web
- 9.2. Работа с программой Internet Explorer 5.0
- 9.3. Поиск информации в World Wide Web
- 9.4. Отправка и получение сообщений
- Практическое занятие
- Глава 10 Создание простых текстовых документов
- 10.1. Общие сведения о текстовом процессоре
- 10.2. Приемы работы с текстами в процессоре
- 10.3. Приемы и средства автоматизации разработки документов
- Практическое занятие
- Глава 11 Создание комплексных текстовых документов
- 11.1. Ввод формул
- 11.2. Работа с таблицами
- 11.3. Работа с диаграммами
- 11.4. Работа с графическими объектами
- Практическое занятие
- Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
- Создание электронных таблиц Microsoft
- 12.2. Применение электронных таблиц для расчетов
- Практическое занятие
- Глава 13 Работа с базами данных
- 13.1. Основные понятия баз данных
- 13.2. Проектирование баз данных
- 13.3. Работа с субд Microsoft Access 2000
- Практическое занятие
- Глава 14 Приемы и методы работы со сжатыми жанными
- 14.1. Теоретические основы сжатия данных
- 14.2. Программные средства сжатия данных
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- 14.3. Программные средства уплотнения носителей
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 15 Введение в компьютерную графику
- Основы представления графических данных
- 15.2. Представление графических данных
- Практическое занятие
- 15.3. Средства для работы с растровой графикой
- 15.4. Средства для работы с векторной графикой
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 16 Векторный редактор
- 16.1. Особенности CorelDraw
- 16.2. Настройка параметров CorelDraw
- Совместное использование панелей инструментов, свойств, интерактивных средств
- Работа с графикой и текстом
- Практическое занятие
- Глава 17 Автоматизация обработки документов
- 17.1. Преобразование документов в электронную форму
- Практическое занятие
- 17.2. Автоматизированный перевод документов
- Практическое занятие
- Глава 18 Средства автоматизации научно-исследовательских работ
- 18.1. Компьютер как инструмент научной работы
- 18.2. Приемы работы с системой MathCad
- Практическое занятие
- Глава 19 Публикация web-документов
- 19.1. Создание Web-документов
- 19.2. Применение языка html
- 19.3. Работа в редакторе FrontPage Express
- 19.4. Публикация Web-документов
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 20 Основы программирования
- 20.1. Языки программирования
- 20.2. Системы программирования
- Алгоритмическое (модульное) программирование
- 20.4. Структурное программирование
- Объектно-ориентированное программирование
- 20.6. Проектирование программ
- 20.7. Пример на Бейсике. Разведение кроликов
- 20.8. Пример на Паскале. Раскрашивание круга
- Практические задания по программированию
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Основы работы операционной системы windows 98 114
- Глава 6 Настройка операционной 139
- Информатика. Базовый курс
- 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.