15.4. Средства для работы с векторной графикой
Средства создания и обработки векторной графики
К программным средствам создания и обработки векторной графики относятся графические редакторы (например Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, CorelDraw) и векторизаторы (трассировщики) — специализированные пакеты преобразования растровых изображений в векторные (например Adobe StreamLine, CorelTrace).
Векторный редактор Adobe Illustrator является одним из общепризнанных лидеров среди программ этого класса. Его особое преимущество заключается в хорошо отлаженном взаимодействии с другими продуктами компании Adobe, прежде всего с пакетами Photoshop и PageMaker. Эти приложения выполнены в едином стиле и образуют законченный пакет.
Векторный редактор Macromedia Freehand с простым и дружественным интерфейсом служит удобным инструментом работы для начинающих. Программа отличается небольшим размером и хорошим быстродействием. Нетребовательность к аппаратным ресурсам позволяет работать на компьютерах среднего уровня. Инструментальные средства программы достаточны для разработки сложных документов и лишь в некоторых элементах уступают более мощным средствам Adobe Illustrator и CorelDraw. Пакет специально адаптирован для совместной работы с программой компьютерной верстки QuarkXPress.
Векторный редактор CorelDraw исторически, особенно в России, считается основным пакетом создания и обработки векторной графики на платформе Windows. К его преимуществам относятся развитая система управления и обширные средства настройки параметров инструментов. По возможностям создания самых сложных художественных композиций CorelDraw заметно превосходит конкурентов. Однако интерфейс программы сложен для освоения.
Трассировщик Adobe StreamLine по праву занимает ведущее место в своем классе программ. Хотя имеются более мощные пакеты, ориентированные на обработку чертежей, они очень требовательны к аппаратным ресурсам, да и по стоимости много дороже. StreamLine позволяет проводить тонкую настройку параметров векторизации, что улучшает ее точность. Более всего векторизация удобна для преобразования чертежей, черно-белых рисунков и другой простой графики без полутонов. Полутоновые и цветные изображения обрабатываются хуже, и результат требует значительной доработки для приближения к оригиналу.
Основные понятия векторной графики
Основным объектом векторной графики является линия. При этом прямая линия рассматривается как частный случай кривой. Иногда вместо понятия линии используется понятие контур. Этот термин более полно отражает суть, поскольку контур может иметь любую форму — прямой, кривой, ломаной линии, фигуры.
Каждый контур имеет две или более опорных точек, также именуемых узлами. Элемент контура, заключенный между двумя смежными опорными точками, называют сегментом контура. Форму контура меняют перемещением опорных точек, изменением их свойств, добавлением новых и удалением имеющихся узлов. Контур может быть открытым или замкнутым — когда последняя опорная точка одновременно является и первой. Свойства замкнутых и открытых контуров различны.
. Контур является элементарным графическим объектом. Из контуров создают новые объекты или их группы. С несколькими контурами выполняют операции группировки, комбинирования, объединения. В результате образуются соответственно: группа объектов, составной контур, новый контур. После операции группировки каждый контур сохраняет свои свойства и принадлежащие ему узлы. После операции комбинирования составной контур приобретает новые свойства, но узлы остаются прежними. После операции объединения образуются новые узлы и меняются свойства исходных контуров (рис. 15.20).
Параметры обводки контура определяют его вид при отображении. К ним относятся:
толщина линии;
цвет линии;
тип линии (сплошная, пунктирная и прочие);
форма концов (со стрелкой, закругленные и прочие).
Рис. 15.20. Действия с группой векторных объектов
Замкнутые контуры обладают особым свойством — заливкой, то есть параметрами заполнения охватываемой области. Заливка также является объектом и обладает собственным набором свойств. Различают несколько типов заливки:
Заливка основным цветом, то есть, заполнение внутренней области избранным цветом;
Градиентная заливка — заполнение двумя цветами с плавным переходом между ними;
Текстурная заливка — заполнение узором с регулярной структурой;
Заливка изображением-картой — заполнение готовым растровым изображением, называемым картой.
Векторный редактор Adobe Illustrator
Редактор Adobe Illustrator удобен для изучения начинающими пользователями по причине наличия официальной русской версии (Adobe Illustrator 7.0), понятного интерфейса и развитых функциональных возможностей (рис. 15.21).
Основные элементы управления программы Adobe Illustrator сосредоточены в строке меню, на панели инструментов и в инструментальных палитрах.
Панель инструментов выполнена подобно рассмотренной нами ранее для Adobe Photoshop и включает пять групп значков (рис. 15.22). Первая группа объединяет инструменты выделения объектов. Инструмент Выделение позволяет выделить объект целиком щелчком на его контуре или построением рамки вокруг объекта. Инструмент Частичное выделение служит для выделения части контура, например, одного сегмента. При нажатой клавише SHIFT этими инструментами выделяют несколько объектов.
Рис. 15.21. Рабочее окно векторного редактора Adobe Illustrator
Для рисования предназначены инструменты Эллипс, Прямоугольник, Карандаш, Перо, Текст, Ножницы. Инструменты Эллипс и Прямоугольник служат для создания соответствующих геометрических фигур. Инструментом Карандаш рисуют контуры произвольной формы (с автоматической расстановкой узлов). Перо является основным инструментом программы для создания прямолинейных и криволинейных сегментов с указанием узлов самим пользователем. Инструмент Текст позволяет создавать текстовые объекты. Инструментом Ножницы разрезают контур на независимые сегменты.
Инструменты третьей группы позволяют осуществлять различные операции преобразования. Суть этих операций ясна из названий инструментов — Поворот, Наклон, Зеркало, Размер.
Следующая группа включает инструменты Превращение и Диаграмма. Первый из них открывает доступ к группе альтернативных инструментов для выполнения трансформаций объектов. Под трансформацией понимают превращение объектов одной формы в объекты другой формы с сохранением всех промежуточных объектов, возникающих на этапах трансформации. Инструмент Диаграмма открывает доступ к группе альтернативных инструментов для построения диаграмм различного вида.
Последняя группа объединяет инструменты управления просмотром (Масштаб, Рука, Линейка), выбора цвета по образцу (Пипетка), заливки контуров (Заливка, Градиент). Причем заливка может назначаться как замкнутым, так и разомкнутым контурам (это особенность данной программы).
Элементы управления в нижней части Панели инструментов практически совпадают с рассмотренными выше для программы Adobe Photoshop.
В векторном редакторе Adobe Illustrator используется тринадцать палитр инструментов. Их общие свойства и методы управления отображением, параметрами совпадают с таковыми в редакторе Adobe Photoshop. Поэтому мы рассмотрим только их особенности.
Восемь палитр предназначены для работы с графикой — Линия, Синтез, Каталог, Градиент, Трансформирование, Выравнивание, Атрибуты, Слои.
Четыре палитры служат для работы с текстовыми объектами — Символ, Абзац, ММ-дизайн, Линейка табуляции.
Палитру Инфо применяют при работе со всеми типами объектов.
Палитра Линия служит для задания свойств контуров. В поле Толщина задают толщину линии в пунктах (один пункт равен 0,353 мм). Параметр Концы указывает способ оформления концевых узлов контура, а параметр Стыки влияет на свойства промежуточных узлов. В зависимости от вида узлов (гладкие или угловые) сопряжение сегментов контура происходит по-разному. Гладкие опорные точки обеспечивают плавный переход между кривыми за счет совпадения касательных, угловые опорные точки игнорируют это требование. При сопряжении толстых линий под острым углом длина области стыка может превышать толщину линии. Параметром Срезание задают значение, превышение которого приводит к срезу стыка. Форму линии определяют в полях Штрих и Зазор при установленном флажке Пунктирная.
Палитра Атрибуты предназначена для присвоения дополнительных атрибутов объектам — текстового комментария, гиперссылки на объект Интернета.
Палитру Выравнивание применяют для выравнивания или равномерного распределения выделенных объектов относительно друг друга или листа документа.
Палитра ММ-дизайн содержит средства управления шрифтами Multiple Master, позволяющими менять начертание символов в определенных пределах.
- Введение
- Глава 1 Информация и информатика
- 1.1. Информация в материальном мире
- 1.2. Данные
- 1.3. Файлы и файловая структура
- 1.4. Информатика
- Подведение итогов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 Вычислительная техника
- 2.1. История развития средств вычислительной техники
- 2.2. Методы классификации компьютеров
- 2.3. Состав вычислительной системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 Устройство персонального компьютера
- 3.1. Базовая аппаратная конфигурация
- 3.2. Внутренние устройства системного блока
- Системы, расположенные на материнской плате
- Периферийные устройства персонального компьютера
- Практическое занятие
- Глава 4 Функции операционных систем персональных компьютеров
- 4.1. Обеспечение интерфейса пользователя
- 4.2. Обеспечение автоматического запуска
- 4.3. Организация файловой системы
- 4.4. Обслуживание файловой структуры
- Управление установкой, исполнением и удалением приложений
- Обеспечение взаимодействия с аппаратным обеспечением
- 4.7. Обслуживание компьютера
- 4.8. Прочие функции операционных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 Основы работы операционной системы windows 98
- 5.1. Основные объекты и приемы управления
- 5.2. Файлы и папки Windows
- 5.3. Операции с файловой структурой
- 5.4. Использование Главного меню
- 5.5. Установка и удаление приложений Windows
- 5.6. Установка оборудования
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 6 Настройка операционной системы Windows 98
- 6.1. Настройка средств ввода-вывода данных
- 6.2. Настройка элементов оформления Windows 98
- 6.3. Настройка элементов управления Windows 98
- 6.4. Настройка средств автоматизации Windows 98
- 6.5. Настройка шрифтов
- 6.6. Прочие настройки Windows 98
- 6.7. Справочная система Windows 98
- Практическое занятие
- Самостоятельная работа
- Глава 7 Стандартные приложения
- 7.1. Стандартные прикладные программы
- 7.2. Принципы внедрения и связывания объектов
- 7.3. Служебные приложения Windows 98
- 7.4. Стандартные средства мультимедиа
- Средства обеспечения совместимости с приложениями ms-dos
- Практическое занятие
- Глава 8 Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность
- 8.1. Компьютерные сети
- 8.2. Интернет. Основные понятия
- 8.3. Подключение к Интернету
- 8.4. Вопросы компьютерной безопасности
- Практическое занятие
- Глава 9 Получение информации из Интернета
- 9.1. Основные понятия World Wide Web
- 9.2. Работа с программой Internet Explorer 5.0
- 9.3. Поиск информации в World Wide Web
- 9.4. Отправка и получение сообщений
- Практическое занятие
- Глава 10 Создание простых текстовых документов
- 10.1. Общие сведения о текстовом процессоре
- 10.2. Приемы работы с текстами в процессоре
- 10.3. Приемы и средства автоматизации разработки документов
- Практическое занятие
- Глава 11 Создание комплексных текстовых документов
- 11.1. Ввод формул
- 11.2. Работа с таблицами
- 11.3. Работа с диаграммами
- 11.4. Работа с графическими объектами
- Практическое занятие
- Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
- Создание электронных таблиц Microsoft
- 12.2. Применение электронных таблиц для расчетов
- Практическое занятие
- Глава 13 Работа с базами данных
- 13.1. Основные понятия баз данных
- 13.2. Проектирование баз данных
- 13.3. Работа с субд Microsoft Access 2000
- Практическое занятие
- Глава 14 Приемы и методы работы со сжатыми жанными
- 14.1. Теоретические основы сжатия данных
- 14.2. Программные средства сжатия данных
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- 14.3. Программные средства уплотнения носителей
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 15 Введение в компьютерную графику
- Основы представления графических данных
- 15.2. Представление графических данных
- Практическое занятие
- 15.3. Средства для работы с растровой графикой
- 15.4. Средства для работы с векторной графикой
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 16 Векторный редактор
- 16.1. Особенности CorelDraw
- 16.2. Настройка параметров CorelDraw
- Совместное использование панелей инструментов, свойств, интерактивных средств
- Работа с графикой и текстом
- Практическое занятие
- Глава 17 Автоматизация обработки документов
- 17.1. Преобразование документов в электронную форму
- Практическое занятие
- 17.2. Автоматизированный перевод документов
- Практическое занятие
- Глава 18 Средства автоматизации научно-исследовательских работ
- 18.1. Компьютер как инструмент научной работы
- 18.2. Приемы работы с системой MathCad
- Практическое занятие
- Глава 19 Публикация web-документов
- 19.1. Создание Web-документов
- 19.2. Применение языка html
- 19.3. Работа в редакторе FrontPage Express
- 19.4. Публикация Web-документов
- Практическое занятие
- Исследовательская работа
- Глава 20 Основы программирования
- 20.1. Языки программирования
- 20.2. Системы программирования
- Алгоритмическое (модульное) программирование
- 20.4. Структурное программирование
- Объектно-ориентированное программирование
- 20.6. Проектирование программ
- 20.7. Пример на Бейсике. Разведение кроликов
- 20.8. Пример на Паскале. Раскрашивание круга
- Практические задания по программированию
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Основы работы операционной системы windows 98 114
- Глава 6 Настройка операционной 139
- Информатика. Базовый курс
- 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.