Стандартные арифметические функции.
Функция – это последовательность инструкций, имеющая имя и результат. Имена функций можно использовать в выражениях. После имени функции в круглых скобках надо указать ее аргумент (то есть от какого значения, переменной или от какого выражения вычисляется функция). Например, функция sqrt(x) вычисляет значение квадратного корня из числа, хранящегося в переменной х. Обращение к этой функции выглядит так:
y:=sqrt(x);
Следует обратить внимание на то, что каждая функция возвращает значение определенного типа, и тип возвращаемого значения (как говорят, тип функции) должен совпадать с типом переменной, которой присваивается значение функции.
Тип и количество параметров (аргументов) функции строго определены.
Таблица 8. Стандартные арифметические функции.
Функция | Назначение | Тип результата |
Abs(x) | Абсолютное значение х | Совпадает с типом х |
Sqr(x) | Квадрат х | Совпадает с типом х |
Sqrt(x) | Квадратный корень х | Вещественный |
Sin(x) | Синус х | Вещественный |
Cos(x) | Косинус х | Вещественный |
Arctan(x) | Арктангенс х | Вещественный |
Exp(x) | Экспонента х | Вещественный |
Ln(x) | Логарифм натуральный х | Вещественный |
Round(x) | Ближайшее к х целое число | Вещественный |
Trunc(x) | Целая часть х | Целый |
Frac(x) | Дробная часть вещественного х, представленная как целое число | Целый |
Int(x) | Целая часть вещественного х, представленная как целое число | Целый |
Для возведения числа в произвольную степень можно воспользоваться равенством:
то есть на языке Turbo Pascal возведение в степень будет выглядеть так:
y:=Exp(b*Ln(a));
Для вычисления логарифма по другому основанию пользуемся формулой перехода к другому основанию (через натуральный логарифм):
то есть на языке Turbo Pascal вычисление, например, десятичного логарифма будет выглядеть так:
y:=Ln(a)/Ln(10);
- 230401 «Информационные системы»
- 230115 «Программирование в компьютерных системах»
- Лабораторная работа №1. Организация ввода-вывода информации
- Алфавит языка Turbo Pascal.
- Переменные и константы.
- Основные типы переменных.
- Структура программы.
- Оператор присваивания, операторы ввода с клавиатуры и вывода на экран.
- Процедуры управления выводом на экран.
- Компиляция и выполнение программы.
- Лабораторная работа №2. Арифметические выражения. Программирование алгоритмов линейной структуры.
- Арифметические выражения в языке Turbo Pascal.
- Стандартные арифметические функции.
- Генератор случайных чисел.
- Составление алгоритма и программы для решения задачи.
- Лабораторная работа № 3. Программирование алгоритмов разветвленной структуры. Оператор ветвления if … then … else
- Условный оператор if … then … else.
- Составной оператор.
- Лабораторная работа № 4. Программирование алгоритмов разветвленной структуры. Оператор ветвления case.
- Условный оператор Case.
- Лабораторная работа № 5. Программирование алгоритмов циклической структуры с известным числом повторений.
- Оператор циклаWhile.
- Оператор цикла repeat.
- Вложенные циклы
- Оператор перехода
- Лабораторная работа № 6. Обработка строк с использованием операторов цикла.
- Лабораторная работа № 7. Программирование алгоритмов циклической структуры с неизвестным числом повторений.
- Лабораторная работа № 8. Обработка одномерных числовых массивов.
- Лабораторная работа № 9. Обработка двумерных числовых массивов.
- Лабораторная работа № 10. Использование процедур и функций при обработке массивов.
- Лабораторная работа № 11. Тип запись. Массивы записей.
- Лабораторная работа № 12. Обработка информации из файлов последовательного доступа.
- Лабораторная работа № 13. Обработка информации из файлов прямого доступа.
- Лабораторная работа № 14. Модуль программиста. Многомодульный проект.
- Текст модуля программиста к задаче 14.