Алфавит и лексическая структура языка паскаль
Языком называется совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования элементарных информационных и языковых единиц.
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит – конечный набор знаков, состоящих из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h I j k l m n o p q r s t u v w x y z
и знак подчеркивания (_);
в качестве десятичных цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
Шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от A до F (или от a до f).
Примечание. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например ‘Пример текста на русском языке’.
Слова (лексемы) в Паскале.
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова (лексемы), отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем могут служить пробел, символ конца строки, комментарий. Набор слов (лексем), используемый в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные лова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание, раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом
Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом для обозначения величин и т.д.
Группа слов, имеющая некоторый смысл. Называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Ели предложение языка программирования задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных – объектов языка, над которыми производятся различные действия, называется описанием.
Для того чтобы научиться правильно писать программы для компьютера, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).
Идентификаторы
Для того чтобы программа решения задачи обладала свойством массовости, следует не употреблять конкретные значения величин, а использовать их обозначения для возможности изменения по ходу выполнения программы их значений. Для обозначения программ, а в программе переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов используются имена – идентификаторы (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).
Для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом, применяются идентификаторы пользователя. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными, т.е. в данном блоке программы не может использоваться один идентификатор для обозначения более чем одной переменной или постоянной величины и т.д.
В идентификатор не могут входить пробелы, специальные символы алфавита. Обратите внимание, что буквы русского алфавита не могут входить в идентификатор Турбо Паскаля.
При записи программ следует соблюдать общие правила написания идентификаторов:
-
Идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и цифрой, и буквой).
-
Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификаторов недопустимы).
-
Между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере, один пробел.
-
Максимальная длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63 символы.
-
При написании идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы. Компилятор не делает различий между ними, хотя они и имеют различные номера в стандартном коде обмена информацией. На практике рекомендуется применять эту особенность для более простого чтения и понимания значений идентификаторов. Так, вместо идентификатора nomerotdela лучше написать NomerOtdela, выделив прописными буквами каждую из двух смысловых частей.
Константы и переменные
Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. Как и в других языках программирования, в Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя дается раз и навсегда, и не меняет своего значения.
В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами.
Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программ. Каждые переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.
Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Этим как бы объявляем компьютеру, какие ячейки мы собираемся использовать для хранения данных в своей программе.
Само название «переменная» подразумевает, что содержимое объявленной области памяти будет изменяться в ходе выполнения программы. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).
Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать константой.
Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами. Слово «константа» означает, что данные этого типа описываются в разделе const, а слово «типизированные» указывает, что для них должен указываться и тип, как у переменных.
- Информатика – предмет и задачи курса
- Появление и развитие информатики
- Информатизация общества
- Информационная культура
- Информация
- Информация
- Свойства информации
- Адекватность информации
- Измерение информации
- Классификация способов измерения информации
- Синтаксическая мера информации
- Семантическая мера информации
- Прагматическая мера информации
- Системы счисления
- Перевод целых чисел в двоичную систему счисления
- Перевод целых чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
- Сложение и вычитание чисел в различных системах счисления
- Представление данных в памяти компьютера
- Кодирование текстов
- Кодирование изображений
- Кодирование звука
- Управление компьютером
- Программное управление компьютером
- Архитектура компьютера и принципы фон Неймана
- Основные блоки ibm-совместимого компьютера
- История развития вычислительной техники
- Тенденции развития современных компьютеров
- Программы для компьютеров.
- Операционная система.
- Развитие операционных систем.
- Операционные оболочки
- Операционная система windows.
- Концепция ос windows.
- Многопоточность
- Дескриптор
- Прерывания
- Объектно-ориентированная платформа windows
- Объект – файл.
- Объект папка.
- Иерархическая структура подчиненности папок
- Объекты пользовательского уровня – приложение и документ
- Обмен данными.
- Способы обмена данными.
- Пользовательский интерфейс Windows
- Обработка текстовой информации.
- Некоторые возможности текстового процессора Word
- Запуск и завершение работы с Word
- Пользовательский интерфейс Word
- Справочная система Word
- Структура документа
- Страница
- Принципы обработки текстов
- Принцип форматирования
- Стили форматирования
- Использование шаблонов
- Режим структуры документа.
- Сервисные функции Word
- Поиск и замена текста
- Оформление таблиц
- Обрамление
- Вставка объектов
- Технология внедрения и связывания объектов ole
- Внедрение объекта:
- Связывание объекта.
- Вставка графики
- Добавление объектов при помощи панели инструментов “Рисование”
- Автофигуры
- Вставка объектов WordArt
- Вставка специальных символов
- Вставка математических формул
- Построение формулы.
- Изменение формулы.
- Стиль и размер символов в формуле.
- Компьютерные сети
- Передача данных по сети
- Аппаратные средства передачи данных
- Архитектура компьютерных сетей. Понятие “открытая система”
- Модель osi
- Глобальная компьютерная сеть Интернет
- История появления сети Интернет
- Адресация компьютеров в Интернет
- Доменная система имен
- Служба World Wide Web (www)
- Электронная почта
- Табличный процессор Microsoft Excel
- История развития табличных процессоров
- Возможности табличного процессора Excel
- Структура документа Excel
- Типы данных в Excel
- Запуск программы Excel
- Интерфейс пользователя
- Ввод и редактирование данных
- Выделение ячеек
- Копирование и перемещение ячеек
- Форматирование ячеек
- Вычисления в таблице Excel
- Построение диаграмм
- Обобщенная технология работы в табличном процессоре
- Примеры использования функции “если” в Excel
- Основные понятия информационных систем
- Понятие «информационная система»
- Банки данных
- Базы данных
- История развития баз данных
- Структурные элементы базы данных
- Виды моделей данных
- Реляционный подход к построению инфологической модели
- Понятие «информационный объект»
- Нормализация отношений
- Понятие «нормализация отношений»
- Первая нормальная форма
- Вторая нормальная форма
- Третья нормальная форма
- Построение инфологической модели
- Архитектура субд
- Проектирование баз данных
- Система управления базами данных
- Субд Microsoft Access
- Особенности пользовательского интерфейса ms access
- Основные объекты ms access
- Обслуживание магнитных дисков
- Накопители на гибких магнитных дисках
- Структура магнитного диска (на примере дискеты)
- Форматирование дискет
- Правила обращения с дискетой
- Программы для обслуживания магнитных дисков
- Проверка диска
- Дефрагментация файловой системы
- Компьютерные вирусы
- Методы борьбы с компьютерными вирусами
- История развития антивирусных программ
- Современные программы для защиты от вирусов
- Основные этапы решения задач на компьютере
- Языки программирования
- Язык программирования Паскаль
- Алфавит и лексическая структура языка паскаль
- Структура паскаль - программы.
- Типы данных в языке программирования паскаль
- Перечень типовых данных в Турбо Паскале.
- Целочисленные типы данных
- Вещественные типы данных
- Операторы языка программирования паскаль
- Простые операторы
- Оператор присваивания
- Оператор безусловного перехода
- Оператор вызова процедуры
- Структурные операторы
- Составной оператор.
- Условные операторы
- Примеры программ
- Операторы цикла в языке программирования Паскаль
- Оператор цикла с параметром
- Оператор цикла с предусловием
- Оператор цикла с постусловием
- Примеры программ
- Массивы в языке программирования паскаль
- Понятие массива
- Одномерные массивы
- Двумерные массивы
- Процедуры в языке программирования паскаль
- Описание процедуры и обращение к ней
- Параметры - значения и параметры - переменные
- Процедуры функции в языке программирования паскаль
- Описание функции и обращение к ней
- Строки в языке программирования паскаль
- Литерный тип (char) в языке программирования Паскаль
- Строковый тип (string) в языке программирования Паскаль
- Строковые процедуры и функции в Турбо-Паскале
- Примеры программ
- Рекомендуемая литература