logo
Данеев Деменченок

Особенности организации лвс

ЛВС можно рассматривать как сово­купность серверов и рабочих станций.

Сервер – компьютер, подключенный к сети и обеспечивающий ее пользо­вателей определенными услугами.

Серверы могут осуществлять хранение данных, управление базами данных, уда­ленную обработку заданий, печать заданий и ряд других функций, потребность в которых может возникнуть у пользователей сети. Сервер – источник ресурсов сети.

Рабочая станция – персональный компьютер, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам.

Рабочая станция сети функционирует как в сетевом, так и в локальном режи­ме. Она оснащена собственной операционной системой (DOS, Windows и т. д.), обеспе­чивает пользователя всеми необходимыми инструментами для решения прикладных задач.

Различают два основных технологических способа организации сетевого обслуживания.

Технология «файл – сервер» заключается в использовании в сети файл-серверов, которые хранят в своей памяти базы данных, а часто и программы их обработки. При такой организа­ции информационной системы пользователь со своей рабочей станции обращается к накопителю файл-сервера точно так же, как к собствен­ному диску, только под другим логическим именем. В зависимости от присвоенного ему статуса пользователь имеет право на обращение к определенным базам данных, в которых он может выполнять все или только некоторые из следующих транзакций: ввод новых данных, коррекция имеющихся данных, поиск и статистическая обработка ин­формации. Для выполнения любой транзакции пользователь с диска своей рабочей станции или сервера запускает необходимую программу (которая выполняется компьюте­ром пользователя). Так как все рабочие станции функционируют параллельно и неза­висимо друг от друга, то на каналы передачи данных приходится большая нагрузка, ведущая к возникновению очередей и снижению скорости обслуживания.

Техно­логия «клиент – сервер», при которой вся обработка информации, все транзакции, задаваемые пользователями, выполняются самим серве­ром, а в оперативную память рабочих станций пересылаются только конечные результаты. Компьютер, планируемый для использования в качестве клиент-сервера, должен быть существенно мощнее, чем для файл-сервера. К пропускной способности каналов связи такой сети предъявляются значительно меньшие требования, что позволяет стро­ить глобальные открытые информационно-вычислительные сети на базе телефонных каналов.

Клиент – задача, рабочая станция или пользователь компьютерной сети.

Архитектура «клиент – сервер» может использоваться как в одноранговых локальных вы­числительных сетях, так и в сети с выделенным сервером.

Одноранговая сеть. Сетевая операционная система распределена по всем рабочим станциям. Каждая станция сети может обслуживать запросы от других рабочих станций и направлять свои запросы на обслуживание в сеть. Пользователю сети доступны устройства, подключенные к другим станциям (диски, принтеры).

Достоинства одноранговых сетей: низкая стоимость и высокая надежность. Недостатки:

Сеть с выделенным сервером. В сети с выделенным сервером один из компьютеров выполняет функции хранения данных, предназначенных для использования всеми рабочи­ми станциями, управления взаимодействием между рабочими станциями и ряд сервисных функций. На сервере устанавливается сетевая операционная система. Взаимодействие между рабочими станциями в сети, как правило, осуществляется через сервер.

Достоинства сети с выделенным сервером:

• надежная система защиты информации;

• высокое быстродействие;

• отсутствие ограничений на число рабочих станций;

• простота управления по сравнению с одноранговыми сетями.

Недостатки:

• высокая стоимость из-за выделения одного компьютера под сервер;

• зависимость быстродействия и надежности сети от сервера;

• меньшая гибкость по сравнению с одноранговой сетью.

Самое существенное в работе вычислительной сети – определение набора функций, доступных ее абоненту.

Взаимодействие абонентских ЭВМ в сети можно рассматривать как взаимодействие прикладных процессов конечных пользователей через коммуникацион­ную сеть.

Коммуникационная сеть обеспечивает физическое соединение между абонентскими ЭВМ – передачу сообщений по каналам связи. Для того чтобы могли взаимодействовать процессы, между ними должна существовать и логическая связь (процессы должны быть инициированы, файлы данных открыты).

Формы взаи­модействия между абонентами сети:

• абонент – удаленный процесс;

• абонент – доступ к удаленному файлу;

• абонент – доступ к удаленной базе данных;

• абонент – абонент;

• электронная почта.

Взаимодействие абонент – удаленный процесс предусматривает обра­щение с одной из абонентских ЭВМ к процессу, находящемуся на другой або­нентской ЭВМ сети. При этом устанавливается логическая связь с процессом и проводится сеанс работы с ним. Можно запустить удаленный процесс, получить результаты обработки данных этим процессом.

При взаимодействии абонент – доступ к удаленному файлу можно открыть удаленный файл, модифицировать или скопировать его на абонентскую ЭВМ для дальнейшей работы с ним в ло­кальном режиме.

Работа в режиме абонент – доступ к удаленной базе данных ана­логична предыдущей форме взаимодействия. Только в этом случае производится работа с базой данных в ее полном объеме в соответствии с правами доступа, которыми обладает данный пользователь вычислительной сети.

Взаимодействие абонент – абонент предусматривает обмен сообщения­ми между абонентами сети в диалоговом режиме. Сообщения могут посылаться как отдель­ным абонентам, так и группам абонентов сети.

Форма взаимодействия электронная почта в последнее время стала очень распространенной. Каждый абонент имеет на своей ЭВМ «почтовый ящик». Это специаль­ный файл, в который записываются все поступающие в его адрес сообщения. Пользователь может проверять свой «почтовый ящик», выводить сообще­ния на печать и передавать сообщения в адрес других абонентов сети.