logo
KSR_Info_Shynkeich_91001c

1.7 Анализ конкуренции

Конкурентный анализ должен быть частью процесса веб-редизайна с тем или иным уровнем подхода, а уровень может быть и очень высоким. В крупных, жестко конкурирующих отраслях, таких как коммерческие авиалинии или производство компьютерных комплектующих, могут быть и насущная потребность и бюджет для формального анализа отрасли. В этих случаях на внешний маркетинг или исследование компании, возможно, придется потратить шестизначные суммы и выпустить исчерпывающий документ объемом, как роман Л. Толстого «Война и мир».

В проектах, не имеющих таких гигантских бюджетов, рекомендуется провести неформальный анализ особенностей. В чем разница между анализом отраслей и анализом особенностей? В квалификации эксперта, бюджете и подходе. Всесторонний формальный анализ отрасли проводится квалифицированными и стратегически-ориентированными маркетинговыми группами, вооруженными методологией исследований, основанной на их опыте.

Анализ отрасли в значительной степени сосредотачивается на рынке и позиционировании данного бизнеса в широкой конкурентной среде. Анализ особенностей, формальный или неформальный, фокусируется на сравнении фактических интересов и ощущений потенциальных заказчиков — прежде всего в онлайне, но иногда также и вне Сети.

Он обеспечивает представление о сервисе и особенностях конкурентов с точки зрения пользователей. Результаты этого исследования будут полезны и команде веб-разработки и клиенту. Команда приобретет бесценный опыт - возможность моделировать поведение пользователей в сфере деятельности клиента. Клиент - внешний или внутренний - получит данные, которые помогут ему оценить, какой контент, функциональность и сервисы предлагают его конкуренты в онлайне.

Через анализ особенностей и команда, и клиент придут к лучшему пониманию, что работает и не менее важно - что не работает для пользователей. При изначальном формировании сайта клиент, вероятно, интенсивно просматривал, кто и что делал на разных сайтах в его отрасли. Клиент усиливал одни идеи конкурентов и отвергал другие.

Теперь, когда сайт находится в редизайне, устраивается еще один, новый просмотр. Отрасль, вероятно, изменилась - даже если сайт был сформирован всего год назад. Существенные изменения в отрасли могут даже стать главной причиной редизайна сайта. В анализ включается и существующий сайт. Его оценка на фоне конкурирующих сайтов даст возможность не только сравнить какие-либо его особенности и ожидания пользователей, но и выяснить его конкурентоспособность. Это помогает сформулировать цели редизайна.

На протяжении всего процесса разработки необходимо и полезно нанимать экспертов. Проведение анализа конкуренции - не исключение. Квалифицированно собранная информация всегда заслуживает внимания и обычно подчеркивает моменты, которые неспециалисты даже не рассматривают. А проведение неформального анализа особенностей важно по другой причине: это позволяет самой команде дизайнеров и разработчиков, ведущей редизайн сайта, участвовать в процессе сбора информации.

Проведение неформального конкурентного анализа ценно, в частности, тем, что это помогает команде начать думать с позиции пользователя в отрасли клиента, а такой подход очень важен.