1.2.4. Сетевые службы и сетевые сервисы
Совокупность серверной и клиентской частей ОС, предоставляющих доступ к конкретному типу ресурса компьютера через сеть, называется сетевой службой. В приведенном выше примере клиентская и серверная части ОС, которые совместно обеспечивают доступ через сеть к файловой системе компьютера, образуют файловую службу.
Говорят, что сетевая служба предоставляет пользователям сети некоторый набор услуг. Эти услуги называют также сетевым сервисом (от англоязычного термина «service»). Хотя указанные термины иногда используются как синонимы, следует иметь в виду, что в некоторых случаях различие в значениях этих терминов носит принципиальный характер. Далее в тексте под «службой» мы будем понимать сетевой компонент, который реализует некоторый набор услуг, а под «сервисом» описание того набора услуг, который предоставляется данной службой. Таким образом, сервис это интерфейс между потребителем услуг и поставщиком услуг (службой).
Каждая служба связана с определенным типом сетевых ресурсов и/или определенным способом доступа к этим ресурсам. Например, служба печати обеспечивает доступ пользователей сети к разделяемым принтерам сети и предоставляет сервис печати, а почтовая служба предоставляет доступ к информационному ресурсу сети электронным письмам. Способом доступа к ресурсам отличается, например, служба удаленного доступа она предоставляет пользователям компьютерной сети доступ ко всем ее ресурсам через коммутируемые телефонные каналы. Для получения удаленного доступа к конкретному ресурсу, например к принтеру, служба удаленного доступа взаимодействует со службой печати. Наиболее важными для пользователей сетевых ОС являются файловая служба и служба печати.
Среди сетевых служб можно выделить такие, которые ориентированы не на простого пользователя, а на администратора. Такие службы используются для организации работы сети. Например, служба Bindery операционной системы Novell NetWare 3.x позволяет администратору вести базу данных о сетевых пользователях компьютера, на котором работает эта ОС. Более прогрессивным является подход с созданием централизованной справочной службы или, по-другому, службы каталогов, которая пред-назначена для ведения базы данных не только обо всех пользователях сети, но и обо всех ее программных и аппаратных компонентах. В качестве примеров службы каталогов часто приводятся NDS компании Novell. Другими примерами сетевых служб, предоставляющих сервис администратору, являются служба мониторинга сети, позволяющая захватывать и анализировать сетевой трафик, служба безопасности, в функции которой может входить, в частности, выполнение процедуры логического входа с проверкой пароля, служба резервного копирования и архивирования.
От того, насколько богатый набор услуг операционная система предлагает конечным пользователям, приложениям и администраторам сети, зависит ее позиция в общем ряду сетевых ОС.
Сетевые службы по своей природе являются клиент-серверными системами. Поскольку при реализации любого сетевого сервиса естественно возникают источник запросов (клиент) и исполнитель запросов (сервер), то и любая сетевая служба содержит в своем составе две несимметричные части клиентскую и серверную. Сетевая служба может быть представлена в операционной системе либо обеими (клиентской и серверной) частями, либо только одной из них.
Обычно говорят, что сервер предоставляет свои ресурсы клиенту, а клиент ими пользуется. Необходимо отметить, что при предоставлении сетевой службой некоторой услуги используются ресурсы не только сервера, но и клиента. Клиент может затрачивать значительную часть своих ресурсов (дискового пространства, процессорного времени и т.п.) на поддержание работы сетевой службы. Принципиальной разницей между клиентом и сервером является то, что инициатором выполнения работы сетевой службой всегда выступает клиент, а сервер всегда находится в режиме пассивного ожидания запросов. Например, почтовый сервер осуществляет до-ставку почты на компьютер пользователя только при поступлении запроса от почтового клиента.
Обычно взаимодействие между клиентской и серверной частями стандартизуется, так что один тип сервера может быть рассчитан на работу с клиентами разного типа, реализованными различными способами и даже разными производителями. Единственное условие для этого клиенты и сервер должны поддерживать общий стандартный протокол взаимо-действия.
- Рецензенты:
- Ответственные за выпуск:
- Оглавление
- Введение
- 1. Назначение и функции операционной системы
- 1.1. Функциональные компоненты операционной системы автономного компьютера
- 1.1.1. Управление процессами
- 1.1.2. Управление памятью
- 1.1.3. Управление файлами и внешними устройствами
- 1.1.4. Защита данных и администрирование
- 1.1.5. Интерфейс прикладного программирования
- 1.1.6. Пользовательский интерфейс
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 1.2. Сетевые операционные системы
- 1.2.1. Сетевые и распределенные ос
- 1.2.2. Два значения термина «сетевая ос»
- 1.2.3. Функциональные компоненты сетевой ос
- 1.2.4. Сетевые службы и сетевые сервисы
- 1.2.5. Встроенные сетевые службы и сетевые оболочки
- 1.3. Требования к современным операционным системам
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2. Архитектура операционной системы
- 2.1. Ядро и вспомогательные модули ос
- 2.2. Ядро и привилегированный режим
- 2.3. Многослойная структура ос
- 2.4. Аппаратная зависимость ос
- 2.5. Переносимость операционной системы
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 2.6. Микроядерная архитектура
- 2.6.1. Концепция
- 2.6.2. Преимущества и недостатки микроядерной архитектуры
- 2.7. Совместимость и множественные прикладные среды
- 2.7.1. Двоичная совместимость и совместимость исходных текстов
- 2.7.2. Трансляция библиотек
- 2.7.3. Способы реализации прикладных программных сред
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3. Процессы и потоки
- 3.1. Мультипрограммирование
- 3.1.1. Мультипрограммирование в системах пакетной обработки
- 3.1.2. Мультипрограммирование в системах разделения времени
- 3.1.3. Мультипрограммирование в системах реального времени
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3.2. Мультипроцессорная обработка
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 3.3. Планирование процессов и потоков
- 3.4. Понятия «процесс» и «поток»
- 3.4.1. Создание процессов и потоков
- 3.4.2. Планирование и диспетчеризация потоков
- 3.4.3. Состояния потока
- 3.4.4. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования
- 3.4.5. Алгоритмы планирования, основанные на квантовании
- 3.4.6. Алгоритмы планирования, основанные на приоритетах
- 3.4.7. Смешанные алгоритмы планирования
- 3.5. Синхронизация процессов и потоков
- 3.5.1. Цели и средства синхронизации
- 3.5.2. Сигналы
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4. Управление памятью
- 4.1. Функции операционной системы по управлению памятью
- 4.2. Типы адресов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 4.3. Алгоритмы распределения памяти
- 4.3.1. Алгоритмы распределения без использования внешней памяти Распределение памяти динамическими разделами
- Распределение памяти перемещаемыми разделами
- 4.3.2. Алгоритмы распределения с использованием внешней памяти
- Свопинг и виртуальная память
- Страничное распределение
- Сегментное распределение
- Сегментно-страничное распределение
- Разделяемые сегменты памяти
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 5. Ввод-вывод и файловая система
- 5.1. Задачи операционной системы по управлению файлами и устройствами
- 5.2. Специальные файлы
- 5.3. Логическая организация файловой системы
- 5.3.1. Цели и задачи файловой системы
- 5.3.2. Типы файлов
- 5.3.3. Иерархическая структура файловой системы
- 5.3.4. Имена файлов
- 5.3.5. Монтирование
- 5.3.6. Атрибуты файлов
- 5.3.7. Логическая организация файла
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 5.4. Физическая организация файловой системы
- 5.4.1. Диски, разделы, секторы, кластеры
- 5.4.2. Физическая организация и адресация файла
- 2048 Записей
- 5.5. Физическая организация fat
- Кластер № 17 – начальный кластер файла file1; кластер № 18 – начальный кластер файла file2
- 5.6. Физическая организация файловых систем s5 и ufs
- 5.7. Физическая организация файловой системы ntfs
- 5.7.1. Структура тома ntfs
- 5.7.2. Структура файлов ntfs
- 5.7.3. Каталоги ntfs
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 5.8. Контроль доступа к файлам
- 5.8.1. Доступ к файлам как частный случай доступа к разделяемым ресурсам
- 5.8.2. Механизм контроля доступа
- Имена файлов
- 5.8.3. Организация контроля доступа в ос unix
- Процесс
- Запрос операции
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- 5.8.4. Организация контроля доступа в ос Windows nt
- 5.8.5. Разрешения на доступ к каталогам и файлам
- Соотношение индивидуальных и стандартных разрешений для файлов
- Вопросы для самопроверки
- Контрольные вопросы
- Ответы на вопросы для самопроверки
- Лабораторные работы
- Методические указания для проведения лабораторных занятий и выполнения контрольной работы
- Лабораторная работа № 1 Системный реестр Windows 9x. Редактор базы данных регистрации
- Редактор системного реестра. Утилита regedit.Exe
- Командный файл системного реестра
- Утилита редактора системных правил Poledit
- Список ключей системного реестра
- Заблокировать возможность удаления принтеров.
- Заблокировать возможность добавления принтеров.
- Скрыть вкладку «Устройства» утилиты «Система».
- Скрыть вкладку «Профили оборудования» утилиты «Система».
- Лабораторная работа № 2 Администрирование сетевой ос Windows xp
- Установка удаленного терминала (Remote DeskTop Connection)
- Работа с Windows 2003 Server
- Утилиты панели управления
- Управление рабочей станцией
- Администрирование
- Конфигурирование сервера
- Управление контроллером домена
- Предоставление доступа к ресурсам сервера
- Привилегия клиента удаленного терминала
- Панель задач. Управление процессами
- Лабораторная работа № 3 Командные центры Windows 9х
- Утилита «Дата/время»
- Утилита «Клавиатура»
- Утилита «Мышь»
- Утилита «Специальные возможности»
- Утилита «Принтеры»
- Утилита «Шрифты»
- Утилита «Установка и удаление программ»
- Утилита «Система»
- Утилита «Язык и стандарты» Окно утилиты Язык и стандарты содержит вкладки Денежные единицы, Время, Дата, Региональные стандарты, Числа.
- Рабочий стол. Свойства рабочего стола
- Лабораторная работа № 4 Установка ос Fedora Core X. Режимы работы системы. Инсталляция приложений
- Подготовка жесткого диска к инсталляции ос Linux
- Программа редактирования разделов жесткого диска PowerQuest PartitionMagic 8.0
- Создать как: (Create as:) Logical Partition Тип раздела: (Partition type:) Linux Ext3 Размер: (Size:) 9500
- Инсталляция ос Fedora Core X
- Графический интерфейс gnome ос Linux
- Лабораторная работа № 4 Установка ос Fedora Core X
- Текстовый интерфейс ос Linux Алфавитно-цифровой терминал
- Режимы работы ос Linux
- Установка приложений в ос Red Hat
- Лабораторная работа № 5 Подсистемы управления ос
- Управление ресурсами ос Linux
- Графические утилиты управления процессами. Системный монитор
- Подсистемы управления, общие для всех ресурсов
- Администрирование в ос Red Hat. Локальные системы
- Пользовательский интерфейс
- Регистрация событий
- Лабораторная работа № 6 Файловые системы. Сетевые сервисы ос Linux
- Команды и утилиты, предназначенные для работы с файловыми системами
- Создание, редактирование и удаление разделов жесткого диска. Утилита fdisk
- Создание и локализация файловой системы
- Файловые службы и сетевые файловые системы
- Автомонтирование
- Сервисы Linux
- Список вопросов к контрольной работе
- Библиографический список