logo
informatika

18. Автоматизированные рабочие места и автоматизированные системы управления.

Автоматизированное рабочее место (далее АРМ) – это совокупность аппаратных и программных средств, позволяющая автоматизировать бизнес-процессы и повысить эффективность работы сотрудников организации. Обычно АРМ состоит из персонального компьютера с установленным программным обеспечением и периферийных устройств.

Автоматизированное рабочее место

Структурная схема АРМа

Функция АРМ

Классификация АРМ по видам решаемых задач

Современная концепция АРМ предполагает перспективное развитие по следующим направлениям

Автоматизированная система управления (сокращённо АСУ) — комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин «автоматизированная», в отличие от термина «автоматическая», подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т. д.

Цели автоматизации управления

В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

  1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР), релевантных данных для принятия решений

  2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных

  3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР

  4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины

  5. Повышение оперативности управления

  6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов

  7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений