11. Автоматизированные информационные системы в области права.
Автоматизированная система - это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций. В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.
Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.
Один из основных подходов к классификации автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.
При классификации автоматизированных систем правовой информации можно выделить АСПИ, основанные на системе нормативных правовых актов (например, информационно-поисковые по законодательству). Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.
С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.
С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации на документированную и иную правовую информацию.
Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.
Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.
Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС:
-автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
-автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
-автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
-автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);
-автоматизированные рабочие места (АРМ);
-автоматизированные системы управления (АСУ);
-автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);
-экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.
В компьютеризации юридической деятельности можно условно выделить три группы систем:
1) автоматизированные информационные системы о нормативных актах, включающие в себя банки законодательных, правительственных и ведомственных актов, решения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда, материалы судебной и арбитражной практики;
2) автоматизированные информационные системы, обеспечивающие оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, охрану общественного порядка, где отражены банки данных криминального учета лиц -- владельцев оружия и автотранспорта, лиц, разыскиваемых и без вести пропавших и единиц разыскиваемого оружия и т. д.;
3) автоматизированные информационные системы регистрации и учета преступлений, лиц, их совершивших, осужденных, заключенных, иной статистической информации о деятельности правоохранительных органов, судов, других юридических учреждений.
- 2. Структура информации в правовой сфере.
- 3. Официальная правовая информация.
- 4. Неофициальная правовая информация.
- 5. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение.
- 7. Система: элементы системы; назначение системы; свойства элементов системы.
- 8. Понятие информационной системы. Корпоративная информационная система.
- 9. Классификация информационных систем по областям применения.
- 10. Классификация информационных систем по назначению (понятие из 9).
- 11. Автоматизированные информационные системы в области права.
- 12. Автоматизированные информационные системы в правоохранительной и судебной сферах.
- 14. Справочные правовые системы как класс информационных систем.
- 15. Место и роль справочных правовых систем в решении проблемы распространения правовой информации. 16. Справочные правовые системы в нашей стране и развитых странах мира.
- 17. Экспертные системы: назначение и возможности. Экспертные системы в области права.
- 18. Автоматизированные рабочие места и автоматизированные системы управления.
- Функции асу
- Функции при формировании управляющих воздействий[
- 19. Структура Общероссийской системы распространения правовой информации. 20. Системы по законодательству и системы поддержки принятия решений.
- 22. Спс Консультант Плюс: анализ правовой проблемы через множество связей документа с информационным массивом.
- 26. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы.