logo
ДИПЛОМ111

Свойства шрифта

Изменение начертания шрифта и его размера происходит через свойства CSS, которые описаны в таблице 1. [20]

Таблица 1

Атрибуты CSS для управления шрифтами

Свойство

Значение

Описание

Пример

font-family

имя шрифта

Задает список шрифтов

P {font-family: Arial, serif}

font-style

normal italic oblique

Нормальный шрифт Курсив Наклонный шрифт

P {font-style: italic}

font-variant

normal small-caps

Капитель (особые прописные буквы)

P {font-variant: small-caps}

font-weight

normal lighter bold bolder 100–900

Нормальная жирность Светлое начертание Полужирный Жирный 100 — светлый шрифт, 900 — самый жирный

P {font-weight: bold}

font-size

normal pt px %

нормальный размер пункты пикселы проценты

font-size: normal font-size: 12pt font-size: 12px font-size: 120%

Средства CSS. Каскадные таблицы стилей или CSS (от английского Cascading Style Sheets) являются следствием дальнейшего развития HTML и дают возможность перейти на следующий уровень представления информации. Таблицы стилей позволяют разделить смысловое содержимое странички и его оформление.

В первых версиях стандарта HTML не было предусмотрено никаких средств для управления внешним видом информации. Общая концепция гипертекста была направлена на доступность информации для любых устройств, способных воспроизводить текст. Для разметки рекомендовалось использовать только логические теги, определяющие заголовки, подзаголовки, списки, абзацы, цитаты и т.д. – то есть, те элементы, которые и составляют структуру документа. Интерпретация же внешнего вида оставалась полностью на совести оконечного терминала.

Однако с тех пор много что изменилось, и стандарт HTML потерял первоначальную стройность. Вначале Netscape добавил "улучшенные теги", которые позволили более широко управлять внешним видом представляемой информации. Нововведение прижилось, и все расширения Netscape стали стандартом defacto. Потом точно также поступила Microsoft. Когда спохватились, то HTML представлял собой ужасную смесь логических и оформительских тегов, несовместимых расширений и полностью перестал отвечать первоначальной концепции – представлять информацию на любом устройстве независимо от его характеристик по выводу информации.

Тогда была предпринята широкомасштабная стандартизация. В результате чего на свет явился стандарт HTML 3.2. Он не был революционным, а лишь расставил по местам все нововведения и выработал общие рекомендации для производителей браузеров. Революционные изменения были введены в новом стандарте – HTML 4.0 или, как его стали называть, Dynamic HTML. В обращение были введены слои, таблицы стилей и универсальная объектная модель браузера.

В новом стандарте попытались вернуться к истокам концепции HTML. Четвертая версия, как и первая, рекомендует создавать странички таким образом, чтобы они могли быть воспроизведены на любом устройстве – будь это 21" дисплей или маленький черно-белый экран сотового телефона.

Каким же образом была решена проблема с представлением внешнего вида информации? В этом и заключается революционность подхода. Все оформление рекомендуется вынести во внешний стилевой файл. Основная же страничка будет содержать только информацию и ссылки на необходимые стили.

При показе странички конкретному устройству задействуется соответствующая случаю таблица стилей. Для сотового телефона и дисплея компьютера они, разумеется, должны быть разными. В первом случае используется минимальное оформление, которое позволяет представить информацию наиболее оптимально и компактно. Во втором же случае имеется все богатство шрифтового и цветового оформления.

Таблица стилей пишется всего один раз при создании сайта для каждого из устройств, на котором планируется вывод информации. К тому же таблица стилей может быть единой для целого сайта. И, следовательно, не нужно будет повторять одни и те же описания стилей на каждой из страниц.

Размещение всей стилевой информации в одном внешнем файле открывает и другие полезные возможности – ведь изменив содержимое только одногостилевого файла, можно в считанные секунды сменить весь дизайн сайта. Причем никаких других переделок не понадобится. Разумеется, это верно лишь в том случае, если первоначально сайт был спроектирован, верно.[20]

CSS2 (Cascading Style Sheets, Level 2) – самая последняя рекомендация по каскадным таблицам стилей, предоставляет механизмы для улучшенной интерпретации страниц неграфическими и не визуальными устройствами. Усовершенствования включают:

– механизмы, с помощью которых созданная пользователем таблица стилей может заменить все таблицы стилей более высоких уровней в каскаде. Это дает конечному пользователю возможность полностью управлять отображением. Пользователь получает возможность создавать настраиваемые таблицы стилей для вывода страниц в соответствии со специальными требованиями;

– специализированная поддержка для загружаемых шрифтов – таким образом уменьшается тенденция помещать текст в графику для улучшения внешнего вида страницы;

– механизмы позиционирования и выравнивания, которые отделяют содержимое от внешнего представления. Эти таблицы стилей должны исключить некорректное использование тегов HTML для создания особых эффектов отображения. Теги HTML можно использовать для логической структуризации документа, делая его более простым для интерпретации не визуальными посредниками;

– средства управления для звукового вывода доставленной по Web информации;

– улучшенные средства навигации, такие как цифровые маркеры, которые можно добавлять в документ в целях ориентации.[22]

    1. Представление текста на Web-страницах

При создании профессиональной графики для Web используется текст со сглаженными краями. Сглаживание – это легкая размытость на неровных краях, сглаживающая переходы между цветами. Не сглаженные края, напротив, выглядят зазубренными и ступенчатыми. Исключением из этого общего правила является текст очень малого размера, (10 пунктов и меньше), применение сглаживания делает его практически неразличимым. Текст малых размеров будет выглядеть намного лучше без сглаживания.

Два комплекта шрифтов. При разработке Web-страницы средствами базового HTML есть два комплекта шрифтов; пропорциональный и шрифт фиксированной ширины. Проблема заключается лишь в том, что неизвестно, какой из них и какого размера будет использован при отображении.

Пропорциональный шрифт – иначе "шрифт переменной ширины" для каждого символа выделяет разное количество места в зависимости от его начертания. Например, в пропорциональном шрифте заглавная "W" занимает больше места в строке по горизонтали, чем прописная "I". Такие гарнитуры, как: Times, Helvetica и Arial являются примерами пропорциональных шрифтов.

Web-браузеры для большинства текстов на Web-странице, включая основной текст, заголовки, списки, цитаты и т. д., используют пропорциональные шрифты. Как правило, большие отрывки основного текста удобнее читать, когда они напечатаны пропорциональными шрифтами. Поскольку большинство пользователей не имеют времени заменить шрифты, установленные по умолчанию, с большой вероятностью можно предположить, что текст на странице будет отображен шрифтом Times размером 10 или 12 пунктов (по умолчанию в Netscape) или Helvetica (по умолчанию в Microsoft Internet Explorer). Но это всего лишь общее правило.

Шрифт с фиксированной шириной предоставляет одинаковое место для всех символов шрифта. Заглавная "W" занимает не больше места, чем прописная "I". Примерами шрифтов фиксированной ширины являются гарнитуры Courier и Monaco. В Web-браузерах шрифты фиксированной ширины используются для отображения любого текста внутри следующих HTML-тегов: <рге>, <tt>, <code>, <kbd>,<samp>, <хтр>.

Поскольку многие люди не меняют настройку шрифтов, установленную по умолчанию, текст, находящийся в указанных тегах, будет выведен одним из шрифтов типа Courier.

Текст в изображениях. Дизайнеры быстро поняли, что самый верный способ абсолютного контроля над шрифтами – поместить текст в изображение. Можно часто видеть заголовки, подзаголовки и объявления, выполненные в виде файлов GIF. Многие Web-страницы представлены исключительно в графике, которая содержит внутри себя весь текст страницы.[59]

Таблица 2

Результат использования различных параметров шрифтов

Таблица 3

Результат использования различных параметров текста

Преимущества использования графики вместо HTML-текста абсолютно очевидны:

– можно определять тип шрифта, размер, интерлиньяж, промежуток между буквами, цвет и выравнивание – все атрибуты, которые вызывают сложности только в HTML;

–страница будет одинакова при выводе во всех графических браузерах.

Но у этого метода имеется ряд недостатков:

– изображение загружается дольше, чем текст, т.к. графические файлы обычно на несколько порядков больше, чем HTML-тексты, имеющие то же содержание;

– в неграфических браузерах содержание утрачивается. Пользователи, которые не могут (или не хотят) просматривать графику, не увидят и текста. Альтернативный текст (используется атрибут Alt) на месте графического изображения помогает, но его возможности ограничены и это не всегда надежный способ отождествления отсутствующей графической информации;

– информацию, находящуюся в изображении, нельзя индексировать или организовать ее поиск. В результате исключаются из документа важные части информации.

Размер шрифта. Обычно размер шрифта определяется в пунктах (72 пункта (пт) = 1 дюйм высоты шрифта) но, к сожалению, эти размеры не достаточно точно переводятся между платформами. Отчасти это происходит потому, что их операционные системы управляют дисплеями с различными разрешениями. Обычно Windows использует разрешение экрана 96 точек/дюйм, a MacOS – 72 точек/дюйм. Мониторы Multi Scan допускают более высокое разрешение.

Шрифт на экране дисплея Масintosh имеет точно такой же размер, как и при печати (например, 12 пт Times на экране выглядит так же, как 12 пт Times на бумаге).

Для шрифтов Microsoft подобное соглашение не выполняется, и размер шрифта при выводе на экран больше, что облегчает чтение с дисплея. В результате шрифт размером 12 пт на Windows больше похож на печатный шрифт в 16 пунктов. Чтобы получить на Windows печатный размер 12 пт, вам нужно выбрать размер шрифта 9 пунктов (но тогда пользователи компьютеров Масintosh увидят текст почти неразборчивым, так как он будет отображен шрифтом размером всего 6,75 пт).[47]

Таблица 4

Свойства CSS для управления видом текста

    1. Представление графики на Web-страницах

На данный момент почти все изображения в Web, представлены в двух форматах: GIF и JPEG. Третий соперник, заслуживающий упоминания, формат PNG, борется за поддержку и внимание браузеров. Далее – краткий обзор "большой тройки" онлайновых графических форматов.

GIF. GIF – Grafic Interchange Format называется традиционным форматом файлов Web. Он был первым форматом файлов, который поддерживался Web-браузерами, и по сей день продолжает оставаться основным графическим форматом Web.

Его свойства состоят в следующем:

– поддерживает не более 256 цветов (меньше можно и часто нужно);

– использует палитру цветов;

– использует сжатие без потери информации по методу LZW (который подобен применяемому в архиваторе PKZIP, и, следовательно, GIF-файлы в дальнейшем практически не сжимаются);

– поддерживает чересстрочную развертку;

– является поточным форматом, т.е. показ картинки начинается во время перекачки;

– позволяет назначить одному из цветов в палитре атрибут прозрачный, что применяется при создании так называемых прозрачных GIFов;

– имеет возможность сохранения в одном файле нескольких изображений, что находит свое применение при изготовлении анимированных GIFов;

– поддерживает возможность вставки в файл управляющих блоков, которые позволяют вставлять комментарии в файл (например, об авторских правах), осуществлять задержку между показами изображений и т.д.[34]

JPEG. Вторым наиболее популярным графическим форматом в Web является JPEG – Joint Photographic Experts Group. Он содержит 24-разрядную информацию о цвете. Это 16,77 млн цветов в отличие от 256 цветов формата GIF. В JPEG используется так называемое сжатие с потерями. Это означает, что некоторая информация об изображениях в процессе сжатия отбрасывается, но в большин­стве случаев ухудшение качества изображения не наносит вреда и часто даже не заметно.

Фотографии или любые изображения с плавными градациями цветов лучше всего сохранять в JPEG-формате, потому что он предлагает более высокое качество изображений, умещающихся в файл меньшего объема. Тем не менее, JPEG не является лучшим решением для графических изображений с одноцветными областями, поскольку этот формат имеет тенденцию испещрять цвета крапинками и конечный файл, как правило, будет несколько больше, чем GIF-файл для того же изображения.[38]

PNG.Графический формат, конкурирующий за постоянное использование в Web. Это формат PNG – Portable Network Graphic. Только недавно браузеры начали поддерживать PNG как встроенную графику, но PNG имеет все шансы стать очень популярным форматом в Web. PNG может поддерживать 8-разрядные индексированные цвета, 16-разрядные полутона или 24-разрядные полноцветные изображения, используя схему сжатия без потерь. Это обеспечивает более высокое качество изображений, а иногда и меньший объем файлов по сравнению с форматом GIF. Кроме того, файлы PNG имеют некоторые замечательные функции, например, встроенное управление коэффициентом гамма, и изменяемые уровни прозрачности (это позволяет показывать рисунок фона сквозь отбрасываемые мягкие тени).[43]

Разрешение и размер файла изображений. Поскольку изображения в Web существуют только на экране дисплея, будет технически правильно измерять их разрешение в пикселах на дюйм (ppi – pixels per inch). Другая единица измерения разрешения – количество точек на дюйм (dpi – dots per inch) относится к разрешению печатных изображений и зависит от разрешения печатающего устройства.

Но, так как реальные размеры графики зависят от разрешения дисплея, измерение в дюймах становится для Web-окружения неприемлемым. Единственной значимой единицей измерения становится пиксел.

Практично создавать изображения с разрешением 72 ppi (это лучший вариант для представления на экране), обращая внимание только на общие размеры в пикселах. В процессе создания графики на Web можно вообще не использовать дюймы. Важен размер изображения по сравнению с другими изображениями на странице и общего размера окна браузера.

Например, многие пользователи по-прежнему используют 14-дюймо-вые дисплеи с разрешением 640x480 пикселов. Чтобы гарантировать заполнение графической заставкой всего пространства экрана, лучше сделать его шириной не более 600 пикселов (учитывая, что часть пикселов справа и слева будет использована для окна и для полосы прокрутки). Размер остальных кнопок и изображений на странице следует измерять в пикселах относительно баннера, имеющего ширину 600 пикселов.[67]

Размер файла. Графика увеличивает время, необходимое Web-странице для передачи по сети; большой объем графики означает существенное время загрузки, которое испытывает терпение читателя, особенно если он дозванивается с использованием стандартного модемного соединения.

В этом отношении для Web-дизайнера существует единственное наиболее важное правило: размер файла графического изображения должен быть минимально возможным! Создание изображений, предназначенных для передачи по сети, возлагает ответственность на разработчиков серьезно относиться к проблеме времени загрузки.[21]

    1. Web-серверы

В большинстве случаев невозможно избежать прямого контакта с сервером, даже если речь идет о простой загрузке файлов. По этой причине все дизайнеры должны обладать базовыми знаниями о серверах и их работе. По меньшей мере, это поможет более четко общаться с администратором сервера. Если есть разрешение для более широкого доступа к серверу, можно решать определенные задачи самостоятельно, без посторонней помощи.

Web-серверы отвечают на запросы браузеров (клиентских программ), на­ходят заданные файлы (или выполняют сценарий CGI) и возвращают до­кумент или результаты сценария. Web-браузеры и серверы общаются по протоколу Hypertext Transfer Protocol (HTTP, протокол передачи гипер­текста).[13]

Программное обеспечение серверов. Большинство серверов работают на платформе Unix. Именно поэтому в мире Web по-прежнему используется терминология системы Unix. Однако процент серверов Windows NT, Windows 2007 и даже Mac OS постоянно увеличивается. Некоторые серверные пакеты предлагают графический интерфейс в качестве альтернативы управлению из командной строки Unix.

Некоторыеизвестныесерверы: NCSA Server, Apache, CERN, Netscape Servers, Internet Information Server (IIS).

Сегодня большинство серверов (приблизительно 70%) работают на Apache или его предшественнике NCSA. Конкретный тип сервера не влияет на большую часть того, что делает дизайнер, например, на создание графики или разработку базовых HTML-файлов. Конечно, он будет влиять на более совершенные методы создания Web-сайтов, такие как Server Side Includes (серверные включения), добавление типов MIME и Web-страницы, управляемые базами данных.[32]

Корневой каталог. Когда браузер запрашивает документ, сервер определяет местонахождение документа, начиная с корневого каталога документа. Это каталог, который был сконфигурирован для хранения всех документов, совместно используемых посредством Web. Он не обязательно появляется в URL, который указывает на документ, поэтому важно знать, какой каталог является корневым при загрузке файлов.[33]

Индексные файлы. Прямой слеш (/) в конце URL означает, что URL обращается к каталогу, а не к файлу. По умолчанию серверы отображают содержание каталога, указанного в URL. Большинство серверов, однако, сконфигурированы так, чтобы отобра­жать особый файл вместо списка каталога, этот файл называется индексным. Индексные файлы обычно имеют имя index.html, но на некоторых серверах они могут называться welcome.html или default.html.

Если сервер сконфигурирован на нахождение индексного файла и не обнаруживает его, вместо него может быть отображено содержание каталога, но это делает файлы уязвимыми для посторонних. По этой причине неплохо всегда называть одну из страниц (обычно главную) в каждом каталоге index.html (или другим условленным именем).[42]

Заголовки отклика HTTP. Как только сервер определяет месторасположение файла, он посылает содержимое этого файла обратно браузеру вместе с некоторыми заголовками отклика HTTP (response headers). Эти заголовки обеспечивают браузер информацией о прибывающем файле, включая его тип данных (также известный как "тип содержимого" или "тип MIME"). Обычно сервер определяет формат по расширению файла; например, файл с расширением .gif распознается как файл изображения.

Браузер читает информацию в заголовке и определяет, что делать с файлом. Он может отобразить файл в окне либо запустить соответствующее вспомогательное или встраиваемое приложение (plug-ins).

Сценарии CGI. Вместо того чтобы обращаться к файлам HTML, URL может потребовать запустить программу CGI. CGI расшифровывается как Common Gateway Interface (общий шлюзовой интерфейс). Он позволяет Web-серверу общаться с другими программами (сценариями CGI), которые работают на сервере. Сценарии CGI обычно пишут на языках Perl, С или C++.

Сценарии CGI используют для выполнения разнообразных функций, таких как поиск, управление картами-изображениями на стороне сервера, игры. Однако наиболее типичное использование сценариев – обработка форм.

Большинство администраторов серверов придерживаются правила хранить сценарии CGI в специальном каталоге, озаглавленном cgi-bin (сокращенно от CGI-binaries). Когда они хранятся в одном каталоге, администраторам проще управ­лять сервером и обеспечивать его безопасность. Если сценарий CGI запрашивается браузером, сервер исполняет функцию и возвращает браузеру динамическое содержимое.[47]

Использование SSI. SSI – Server Side Includes или, по-русски, – включения на стороне сервера. SSI – это директивы, вставляемые прямо в HTML-код и служащие для передачи указаний Wев-серверу. Встречая такие директивы, которые называются SSI-вставками, Web-сервер интерпретирует их и выполняет соответствующие действия. Например: вставка HTML-фрагмента из другого файла, динамическое формирование страничек в зависимости от некоторых переменных (например, типа браузера) и другие не менее приятные вещи.

Преимущества SSI проявляются, когда нужно поддерживать достаточно большой по объему сайт, имеющий определенную структуру и повторяющиеся элементы кода на всех страничках. При применении серверных включений сайт удобно рассматривать как состоящий из отдельных блоков, каждый из которых отвечает за свою часть странички. Эти блоки практически неизменны и повторяются от страницы к странице. В эти блоки можно вынести такие элементы странички как: главное меню, рекламные вставки, повторяющиеся элементы оформления страничек и т.д. Физически эти блоки представляют собой просто HTML-файлы, содержащие часть кода, нужную для выполнения их задачи.

Для того, чтобы сервер знал, что страничка не обычная, а содержит SSI-директивы, она имеет специальное расширение: *.shtml или *.shtm, наличие которого и заставляет Web-сервер предварительно обрабатывать странички. Расширение может быть любое – в зависимости от конфигурации Web-сервера, но в основном применяется именно *.shtml.

Полная страничка формируется Web-сервером на лету, собирая код странички из таких вот блоков. Для того, чтобы указать серверу, какой блок нужно вставить и в каком месте странички, используется специальная форма записи в виде комментария. Например, вот такая:

<!--#commandparam="value" –->,

где # – признак начала SSI-вставки; command – SSI-команда; param – параметры SSI-команды.

Первое преимущество SSI с точки зрения дизайнера заключается в том, что при таком подходе Web-мастеру, занимающемуся поддержкой сайта, можно не бояться случайно, испортить дизайн. Элементы сложной верстки скрыты за счет использования SSI, и поддержка содержимого страничек становится гораздо более легким и приятным делом.

Второе, не менее важное преимущество, – это возможность мгновенной замены дизайна сайта, не требующая переделывания страничек с информационным содержанием сайта. Для смены дизайна достаточно переписать SSI-вставки, формирующие внешний вид сайта.[53]

Структуры каталогов. Поскольку Web является порождением окружения Unix, он следует многим его соглашениям. Например, чтобы в гиперссылке правильно указать путь, URL, требуется понимание организации каталогов на платформе Unix.

Каталоги ("место хранения файлов") организованы в виде иерархической структуры. Самый верхний каталог известен как корневой и обозначается прямым слешем (/). Корневой может содержать несколько каталогов, каждый из которых может иметь свои подкаталоги, и т. д. Говорят, подкаталог является "потомком" каталога, в состав которого он входит (последний на­зывают "родителем").[17]

Имя пути (pathname) – это нотация, используемая для указания конкретного файла или каталога. Оно указывает, какой путь нужно пройти, чтобы добраться до желаемой цели. Есть два типа путей: абсолютный (из корневого каталога) и относительный (из каталога в котором находишься).

Соглашения об именах файлов. Для того чтобы файлы удачно путешествовали по сети, нужно назвать их в соответствии с установленными соглашениями об именах файлов:

– запрещено использование пробелов в именах файлов. Хотя это абсолютно приемлемо для локальных файлов в Mac OS и Windows 95/98/NT, про­белы не распознаются другими системами;

– нежелательно использование в именах файлов специальных символов, таких как ?, %, #. Лучше ограничиться буквами, цифрами, символом подчеркива­ния (вместо пробелов), дефисами и точками;

– выбор расширения должен быть правильным. Документы HTML требуют расширения .html (или htm для сервера Windows). Графические файлы GIF имеют расширение .gif, а файлы JPEG – .jpg или .jpeg. Файлы с неправильным расширением браузер не распознает в качестве файлов, разрешенных для передачи в Web;

– имена файлов HTML чувствительны к регистру. Хотя это и не обязательно, но лучше использовать только буквы нижнего регистра. Это может облегчить запоминание имен файлов.[32]

Загрузка документов (FTP). Наиболее частой транзакцией, с которой Web-дизайнер обращается к серверу, является загрузка на сервер HTML-документов, изображений или мультимедийных файлов. По сети файлы передаются между компьютерами с помощью метода, называемого FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов). При работе на Unix в сессии Telnet можно запустить программу ftp и передавать файлы с огромным числом аргументов командной строки.

На компьютерах IBM PC и Маcintosh имеется ряд программ FTP с графическими интерфейсами, которые избавляют от необходимости передавать файлы с использова­нием командной строки Unix. Более того, в большинстве случаев функции FTP встроены непосредственно в WYSIWYG HTML-редакторы, такие как Go Live Cyberstudio, Claris Home Page и Dreamweaver. Ha компьютерах Macintosh достаточно популярны специальные программы, которые осуществляют передачу файлов методом "перетаскивания". На PC есть немало простых программ FTP, таких как WS__FTP и Ace FTP.[48]

Процесс FTP. Независимо от того, какой инструментарий используется, базовые принципы и процессы остаются неизменными.

1. Запуск программы FTP, соединение с сервером. Нужно ввести точное имя сервера, регистрационное имя и пароль.

2. Находим каталог, в который нужно скопировать файлы. Можно также создать новый каталог или удалить существующие файлы и ката­логи на сервере, используя средства управления FTP-программы.

3. Задаем режим передачи. Главное во время передачи – решить, передавать данные в двоичном или ASCII –режиме.

Двоичные файлы состоят из откомпилированных данных (единиц и нулей), их примерами являются выполняемые программы, изображения, фильмы и т.д. Некоторые программы рассматривают двоичный режим как "необработанные данные" ("rawdata") или "изображение" ("Image"). Все графические (.gif или .jpeg) и мультимедийные файлы должны передаваться как двоичные или "Raw Data". В Fetch (Mac OS) можно обнаружить параметр Mac Binary, который передает файл полностью, вместе с ветвью ресурсов (часть файла, содержащая пиктограммы рабочего стола и другие специфические для компьютера Маcintosh данные). Этот вариант следует использовать только при передаче с одного компьютера Маcintosh на другой. Ветвь ресурсов отделяется от мультимедийных файлов, созданных на компьютерах Маcintosh, при передаче в двоичном режиме.

Некоторые FTP-программы имеют также параметр Auto, который позволяет передавать полностью весь каталог, содержащий файлы обоих типов. Программа проверяет каждый файл и определяет, следует ли передавать его в текстовом или двоичном режиме. Эта функция не во всех программах надежна на 100%, поэтому надо использовать ее с осторожностью, пока не будет уверенности, что результат правильный.

4. Передача файлов на сервер. Стандартный протокол FTP использует термины "поместить" ("put") для обозначения передачи файлов с компьютера пользователя на сервер и "получить" ("get") для обозначения загрузки фай­ла с сервера на компьютер, поэтому они могут использоваться и в программе FTP. Одновременно можно загружать несколько файлов.

5. Разъединение. Когда передача закончена, связь с сервером завершается. Перед этим можно протестировать переданные в браузер файлы, чтобы убедиться, что передача прошла удачно.[55]

Установка права доступа. При передаче файлов на Web-сервер, нужно убедиться, что все права доступа к файлам установлены таким образом, что каждый может их прочитать. Право доступа контролирует, кто может читать, записывать (редактировать) или выполнять файл (если это программа). Права доступа требуется установить для владельца файла, группы файла или для всех пользователей. Устанавливать права доступа может только автор файла.

Установка права доступа программой FTP. Некоторые FTP-про-граммы позволяют устанавливать право доступа по умолчанию в диалоговом окне. [11]

    1. Разработка административной части сайта

Административная часть сайта представлена в виде системы управления содержимым.

Система управления содержимым (англ. Content management system, CMS) — программа, используемая для управления содержимым чего-либо (обычно это содержимое рассматривается как неструктурированные данные предметной задачи в противоположность структурированным данным, обычно находящимися под управлением СУБД). Обычно такие системы используются для хранения и публикации большого количества документов, изображений, музыки или видео.

Частным случаем такого рода систем являются системы управления сайтами. Подобные CMS позволяет управлять текстовым и графическим наполнением web-сайта, предоставляя пользователю удобные инструменты хранения и публикации информации.

Сейчас существует множество готовых систем управления содержимым сайта, в том числе и бесплатных. Их можно разделить на три типа, по способу работы:

Генерация страниц по запросу. Системы такого типа работают на основе связки «Модуль редактирования → База данных → Модуль представления». Модуль представления генерирует страницу с содержанием при запросе на него, на основе информации из базы данных. Информация в базе данных изменяется с помощью модуля редактирования. Страницы заново создаются сервером при каждом запросе, а это создаёт нагрузку на системные ресурсы. Нагрузка может быть многократно снижена при использовании средств кэширования, которые имеются в современныхweb-серверах.

Генерация страниц при редактировании. Системы этого типа суть программы для редактирования страниц, которые при внесении изменений в содержание сайта создают набор статичных страниц. При таком способе жертвуется интерактивность между посетителем и содержимым сайта.

Смешанный тип. Сочетает в себе преимущества первых двух. Может быть реализован путем кэширования — модуль представления генерирует страницу один раз, в дальнейшем она в разы быстрее подгружается из кэша. Кэш может обновляться как автоматически, по истечению некоторого срока времени или при внесении изменений в определенные разделы сайта, так и вручную по команде администратора. Другой подход — сохранение определенных информационных блоков на этапе редактирования сайта и сборка страницы из этих блоков при запросе соответствующей страницы пользователем.

Обоснование выбора CMS (ContentManagementSystem)необходима развитая гипертекстовая структура –HTMLсоздан именно для этого; необходимо обеспечить гибкую структуру управления материалом – управлятьHTML-содержанием удобно с помощьюPHP+MySQL. Именно эта связка позволяет генерировать динамическиеHTML-страницы; необходимо реализовать вариативность представления материала – в этом случае использованиеHTML+CSSболее чем обоснованно. Именно эта комбинация средств позволяет создавать мультимедийные документы; необходимо обеспечить поддержку внутренней обратной связи web-сайта.[18]

Принятие правильного решения о выборе браузеров и использовании новых технологий во многом зависит от выбранной аудитории пользователей. Прежде чем разрабатывать новый сайт, необходимо провести исследования, каким платформам, браузерам, техническим новинкам отдается предпочтение, какие скорости соединения используют потенциальные пользователи. Если переделывается существующий сайт, предварительно анализируются регистрационные записи на сервере, хранящие информацию о использовании сайта.

Все предугадать невозможно, но на начальном этапе можно придерживаться следующих правил:

– если разрабатывается сайт научного или академического содержания, особое внимание следует обратить на то, как сайт работает в Lynx (или в другом неграфическом браузере);

– если сайт предназначен для потребителей – например, сайт, который предлагает обучающие игрушки для детей, – внимание обращается на скорость загрузки и внешний вид сайта для AOL-браузеров;

– если это сайт для контролируемого окружения, например корпоративной, то точно зная, какой браузер и какую платформу используют клиенты, можно показать все, на что способен этот браузер, включая звуковые эффекты – свистки, звонки и разработки;

– если разрабатывается сайт компьютерных игр, предназначенный для юных фанатов, с большой вероятностью можно предположить, что они пользуются самыми последними версиями браузеров и встраиваемых приложений (или непременно достанут их, если сказать, что это им нужно).

Для большинства многоцелевых сайтов разумнее использовать подход "разделение различий" или, если позволяют ресурсы, можно создать несколько версий и обслуживать их соответствующим образом.[28]

    1. Влияние дисплеев на Web-дизайн

Каким образом множество типов дисплеев и условий просмотра влияет на принятие решений при разработке страницы? Большая часть аудитории различает дисплеи лишь по размерам дисплея (или, если быть более точным, по разрешению) и по цветовым возможностям. Тем не менее важно помнить, что различия на этом не заканчиваются. Некоторые пользователи могут смотреть сайт на экране телевизора. В то же время другие будут просматривать Web на своей ладони, с экрана PDA (Personal Digital Assistant, персональный цифровой секретарь) или сотового телефона. Пользователи с ограничениями по зрению, вероятно, будут слушать, а не смотреть вашу страницу.

Рабочее ("живое") пространство в окне браузера. Узнать размер дисплея – это только часть дела, поскольку операционная система и сам браузер занимают на экране довольно много места. Размер пространства, которое действительно доступно в окне браузера (оно называется "рабочим" или "живым" пространством окна браузера), зависит от операционной системы компьютера, используемого браузера и индивидуальных установок параметров пользователя.

Минимальное рабочее пространство окна измеряется со всеми возможными видимыми инструментами браузера (такими как кнопки, панели расположения и полосы прокрутки). Максимальное рабочее пространство измеряется при скрытии всех необязательных элементов, это делало окно браузера максимально большим для данного разрешения.[22]

Но это два крайних случая. На практике размеры окна браузера варьируются. Часть кнопок будет присутствовать на экране, но, возможно, не все. Полосы прокрутки включаются и выключаются автоматически, поэтому их трудно учесть. Пользователи дисплеев с очень высоким разрешением (от 1024 пикселов и выше) всегда открывают окна целиком, а часто открывают одновремен­но несколько окон. Наряду с этим существует множество неизвестных факторов, которые могут повлиять на размер окна браузера.

Особенности цветов дисплея. Мониторы, если они цветные, различаются по числу воспроизводимых цветов. Это еще один фактор, который влияет на решения разработчика. Мониторы обычно воспроизводят 24-раз-рядные (16,77 млн. цветов), 16-разрядные (65 536 цветов) или 8-разрядные (256 цветов).

Цвета, полученные в "истинном", 24-разрядном пространстве цветов будут искажаться (выводиться с пятнами и крапинками) при обработке браузерами на 8-разрядных дисплеях.

Существует, однако, набор из 216 цветов, составленный из цветов системных палитр Мас OS и Windows, который не будет искажаться на 8-разрядных дисплеях. Одно из названий этого множества цветов – Web-палитра (Web Palette). Многие дизайнеры предпочитают пользоваться этой палитрой при создании Web-графики и элементов HTML, так чтобы страница выглядела одинаково для всех пользователей.

Если ориентироваться на пользователей с монохромными или полутоновыми (Gray Scale) дисплеями, то необходимо применение высококонтрастной графики. Когда цвета конвертируются во множество оттенков серого цвета (или смешиваются с черными и белыми пикселами), имеет значение только яркость цветов. Можно представить пурпурный текст на темно-серо-зеленом фоне. Вообще это цвета контрастных тонов, по общей яркости они достаточно близки, так что текст становится неразличимым при просмотре на полутоновом дисплее.[24]

Стандартные размеры и разрешения дисплеев

Первым шагом при определении вероятного размера Web-страницы должно стать определение максимального пространства, обеспечиваемое дисплеем. Компьютерные дисплеи имеют различные стандартные размеры и обычно измеряются в дюймах. Можно привести некоторые типичные размеры дисплеев – 14", 15", 17", 19" и 21".

Более значимой характеристикой является разрешение дисплея – общее число пикселов (picture's element – элемент картинки) на экране. Чем выше разрешение, тем более детальным может быть изображение. Зная возможное число пикселов, можно создавать в соответствии с ним изображения (также измеряемые в пикселах) и элементы страницы.

Важно помнить, что чем выше разрешение на данном дисплее, тем больше пикселов спрессовано в имеющемся пространстве экрана. В результате пикселы становятся меньше и соответственно уменьшаются изображения и другие элементы страницы.

Именно по этой причине измерения в Web производятся в пикселах, а не в дюймах. То, что в системе представляется величиной в дюйм, на дисплеях других пользователей может выглядеть больше или меньше. Когда идет работа с пикселами, известно, каковы размеры элементов относительно друг друга.[41]