45. Классическая архитектура "клиент-сервер".
Недостатки, свойственные первым вычислительным системам с централизованной архитектурой, а также одноранговым компьютерным сетям, устраняются при построении вычислительных систем по архитектуре «клиент-сервер». Компьютеры, предоставляющие те или иные общие ресурсы, были названы серверами, а компьютеры, использующие общие ресурсы, - клиентами.
Особенности:
На сервере порождается не конечная информация, а данные, подлежащие интерпретации компьютерами-клиентами.
Фрагменты прикладной системы распределены между компьютерами сети.
Для обмена данными между клиентами и сервером могут использоваться закрытые протоколы, несовместимые с открытым стандартом TCP/IP, применяемом в сети Internet.
Каждый из компьютеров сети ориентирован на выполнение только своих локальных программ.
Последняя особенность способствует повышению информационно-компьютерной безопасности. В случае выполнения на каждом компьютере только своих локальных программ исключается миграция программ по сети при обработке серверами запросов со стороны клиентов. Соответственно снижается вероятность запуска на выполнение вредоносных программ и заражения компьютерными вирусами.
С точки зрения безопасности обработки и хранения данных архитектура «клиент-сервер» обладает и рядом недостатков:
Территориальная распределенность компонентов программных приложений и неоднородность элементов вычислительной системы приводят к существенному усложнению построения и администрирования системы информационно-компьютерной безопасности.
Часть защищаемых информационных ресурсов может располагаться на персональных компьютерах, которые характеризуются повышенной уязвимостью.
Использование для обмена данными между компьютерами сети закрытых протоколов требует разработки уникальных средств защиты, а соответственно - повышенных затрат.
При потере параметров настройки программного обеспечения какого-либо компьютера-клиента необходимо выполнение сложных процедур связывания и согласования этого компьютера с остальной частью вычислительнокл системы, что приводит к увеличению времени восстановления работоспособности компьютерной сети при возникновении отказов.
Многие недостатки, свойственные классической архитектуре клиент-сервер, снимаются в вычислительных системах с Web-архитектурой. Основной особенностью архитектуры Intranet является возвращение к серверам ряда функций, которые были вынесены за пределы центральной ЭВМ на втором этапе эволюции вычислительных систем. Базисом новой архитектуры является Web-технология, пришедшая из Internet. В соответствии с Web-технологией на сервере размещаются так называемые Web-документы, которые визуализируются и интерпретируются браузером. Логически Web-документ представляет собой гипермедийный документ, объединяющий ссылками различные Web-страницы, каждая из которых может содержать ссылки и на другие объекты. Физически Web-документ представляет собой текстовый файл специального формата, содержащий ссылки на другие объекты и Web-документы, расположенные в любом узле сети.
Отличительные черты intranet-архитектуры:
На сервере порождается конечная информация, предназначенная для представления пользователю программой навигации, а не полуфабрикат, как в системах с классической архитектурой «клиент-сервер».
Все информационные ресурсы, а также прикладная система сконцентрированы на сервере.
Для обмена данными между клиентами и сервером используются протоколы открытого стандарта TCP/IP применяемые в Internet.
Облегчено централизованное управление не только сервером, но и компьютерами-клиентами, так как они стандартизованы с точки зрения программного обеспечения (на каждой рабочей станции достаточно наличия только стандартной программы навигации).
На рабочих станциях помимо своих программ могут выполняться программы с других компьютеров сети. Все перечисленные особенности, за исключением последней, способствуют решению проблемы информационно-компьютерной безопасности.
Концентрация на сервере всех информационных ресурсов и прикладной системы существенно упрощает построение и администрирование системы безопасности, так как защита любых объектов, находящихся в одном месте, реализуется намного проще, чем в случае их территориального распределения. Использование для обмена данными между компьютерами сети протоколов открытого стандарта (TCP/IP) приводит к унификации всех способов взаимодействия между рабочими станциями и сервером. Не нужно решать задачу обеспечения безопасного информационного взаимодействия для множества приложений каждого компьютера. Решение по безопасности взаимодействия для одного компьютера и будет стандартным для всех. Кроме того, по отношению к протоколам открытого стандарта намного интенсивнее и шире публичное обсуждение вопросов информационной безопасности и богаче выбор защитных средств.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Криптографические методы защиты информации»
- 1. Основные типы криптографических протоколов и задач.
- 2. Системы открытого распределения ключей и их инфраструктура.
- 3. Открытое шифрование.
- 4. Системы цифровой подписи на основе сложности факторизации чисел специального вида.
- 5. Системы цифровой подписи на основе сложности дискретного логарифмирования.
- 6. Слепая подпись и ее применение.
- 7. Свойства блочных шифров и режимы их использования.
- 8. Управляемые подстановочно-перестановочные сети как криптографический примитив.
- 9. Управление ключами в криптосистемах.
- 10. Хэш-функции: основные требования к ним и их применение.
- 11. Механизмы жеребьевки через Интернет.
- «Технические методы и средства защиты информации»
- 12. Основные каналы утечки защищаемой информации
- 13. Причины образования технических каналов утечки информации, их основные характеристики и факторы, способствующие их возникновению.
- 14. Технические средства негласного съема защищаемой информации.
- 15. Методы и средства перехвата сигнала в проводных и сотовых линий связи.
- 16. Методы и средства выявления закладных устройств в помещениях и сетях коммуникации.
- 17. Аппаратура контроля и средства защиты проводных линий связи.
- 18. Многофункциональный поисковый прибор st-031 "Пиранья" и основные режимы его работы.
- 19. Технические средства защиты помещений и сетей коммуникации от технических средств негласного съема информации по акустическому каналу.
- 20. Криптографические методы и средства защиты линий связи, применяемые для борьбы с промышленным шпионажем.
- 21. Нелинейный локатор «Катран» и основные правила его использования.
- «Технология построения защищенных автоматизированных систем»
- 22. Определение понятия «система»
- 23. Принципы системного анализа. Принцип физичности.
- 24. Принципы системного анализа. Принцип моделируемости.
- 25. Принципы системного анализа. Принцип целенаправленности.
- 26. Три принципа существования систем.
- 27. Деструктивные воздействия на зас и их типы.
- 28. Многоуровневые иерархические модели структур.
- 29. Стратифицированная модель описания проектирования системы.
- Модель стратов.
- 30. Модель многоэшелонной иерархической структуры системы.
- 31. Основные методы противодействия угрозам безопасности.
- 32. Принципы организации защиты.
- «Информационная безопасность транспортных объектов»
- 33. Организация контроля физического доступа в помещения предприятия.
- 34. Организация системы видеонаблюдения на объектах предприятия.
- 35. Объекты и направления информационного нападения на проводные средства связи.
- 36. Методы защиты проводных сетей связи.
- 37. Способы защиты речевой информации.
- 38. Организация управления доступом на предприятии. Охрана периметра.
- 39. Биометрическая и парольная аутентификация
- 40. Методы защиты от информационного нападения на цифровую атс
- «Безопасность вычислительных сетей»
- 41. Модель взаимодействия открытых систем (osi)
- 42. Стек протоколов tcp/ip
- 43. Логическая архитектура компьютерных сетей.
- 44. Особенности архитектуры интранет-сетей
- 45. Классическая архитектура "клиент-сервер".
- 46. Коммутация каналов. Коммутация пакетов.
- 47. Преимущества использования коммутаторов в сетях.
- 48. Функции межсетевого экранирования.
- 49. Определение схемы подключения межсетевого экрана.
- 50-51. Построение защищенных виртуальных сетей. Понятие, основные задачи и функции защищённых виртуальных сетей.
- «Безопасность беспроводных сетей»
- 52. Режимы соединений, организуемые в сетях стандарта ieee 802.11, и их особенности.
- 53. Угрозы и риски безопасности беспроводных сетей.
- 54. Механизм шифрования wep и краткая характеристика его уязвимостей.
- 55. Принципы аутентификации абонентов в стандарте ieee 802.11 и краткая характеристика уязвимостей.
- 56. Стандарт безопасности wpa, его основные составляющие и улучшения по сравнению с wep.
- 57. Стандарт сети 802.11i с повышенной безопасностью (wpa2), режимы работы и их краткая характеристика.
- Правовое обеспечение информационной безопасности»
- 58. Доктрина информационной безопасности рф о состоянии информационной безопасности рф, основных задачах и общих методах ее обеспечения.
- I. Информационная безопасность Российской Федерации
- II. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- III. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по её реализации
- IV. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- 59. Правовая основа информационной безопасности и перспективы ее развития.
- 60. Правовой режим государственной тайны.
- 61. Система контроля состояния защиты и юридическая ответственность за нарушение правового режима защиты.
- 62. Законодательство рф об авторском праве и смежных правах.
- 63. Правовые проблемы защиты информации в Интернете.
- 64. Правовая регламентация лицензионной деятельности в области защиты информации.
- 65. Правовые основы применения эцп.
- 66. Признаки и общая характеристика правонарушений в информационной сфере.
- 67. Задачи службы информационной безопасности предприятия.
- 68. Принципы и направления инвентаризации информационных систем.
- 69. Общие принципы и модели классификации информационных систем.
- 70. Сопоставление ролей субъектов информационных систем их функциональным обязанностям.
- 71. Разработка политики информационной безопасности
- 72. Оценка информационных рисков (количественная модель).
- 73. Современные методы и средства контроля информационных рисков.
- 74. Пути минимизации информационных рисков.
- 75. Работа службы информационной безопасности с персоналом.
- 76. Работа службы информационной безопасности с оборудованием информационных систем.
- 77. Структура аварийного плана предприятия.
- 78. Предел функции. Свойства пределов.
- 80. Производная функции, ее геометрический смысл. Правила дифференцирования.
- 83. Степенные ряды. Ряд Тейлора, ряд Маклорена.
- 86. Проверка статистических гипотез. Нулевая и альтернативные гипотезы. Ошибки первого и второго рода.
- 89. Рекурсивные, частично рекурсивные функции.
- 90. Машина Тьюринга.