logo
_home_admin_many-books

Паспорт

В 16 лет ты получаешь паспорт. Становишься как бы взрослым, но официально полностью взрослым ты станешь в 18 лет. Фактически же станешь взрослым позже, возможно, гораздо позже.

Итак, паспорт. То, что он свидетельствует о гражданстве – самое существенное его свойство, но корни сути паспорта не в этом. В 16 лет сам факт обладания паспортом является неким рубежом в жизни.

Сейчас этот рубеж размыт, и получение паспорта не является чем-то сверхъестественным. Давайте сравним с обрядом инициации, который раньше, с некоторыми вариациями был у всех племен, а сейчас остался только у "забытых цивилизацией" народностей. Я читал об этом, и вы тоже можете прочитать в разных книгах. Многим будет интересно сравнение нашего воспитания, которое завершатся обязательным получением паспорта, и воспитанием среди лесов и степей с обрядом инициации в итоге.

Мужчина – основа племени и стержень семьи, поэтому обряд инициации для него значительно жестче и сложнее, чем для будущей жены. Итак, вопреки представлениям из фильмов, чтобы подойти к этому обряду, совершенно не обязательно быть хорошим охотником, не нужно убить кабана или какое-либо другое крупное животное.

Подростки, играющие и помогающие родителям, постоянно находятся под присмотром старших членов племени. Если поведение подростка уже выходит за рамки поведения ребенка (трудолюбие, терпение, умение слушать старших и прочее), тогда старейшины племени решают дать ему шанс. Несколько таких подростков собираются и под горестные звуки (песни) уходят к шаману. Детей отрывают от семей на несколько месяцев. Чужие к хижине шамана не допускаются, только один из отцов может изредка приходить и приносить еду. Все.

У шамана подростки проходят "курс морально-этического воспитания": заучивают легенды и мифы племени, мало спят, много работают, учатся терпеть боль. Мальчики должны гордиться своим племенем, быть его защитниками, стойко переносить лишения, знать и выполнять необходимые ритуалы. С оружием обращаться их не учат, потому что все и так уже умеют охотиться и ловить рыбу.

Назначается день инициации. Это праздник для всего племени. Песни, танцы, обрядовые одежды, но для молодых людей главное не это. Им предстоит испытание. Вот примеры: избиение палками или кнутами, ходьба по раскаленным камням и прочее. Вероятность потери сознания велика, не исключена и смерть испытуемого, хотя до этого стараются не доводить. Молодой человек должен проявить твердость характера и молча терпеть боль. Если закричит, то он испытание провалил, и через несколько лет ему будет предоставлен еще один шанс. Если же юноша успешно перетерпел боль, он становится взрослым: ему вручают настоящее оружие, и он идет к мужчинам племени. С этой минуты он может жениться.

Как видно, "получение паспорта" в племени значительно отличается от современного. Вот откуда происходят гордые туземцы, презирающие боль.

Если у молодого человека есть понимание своего места в мире и стойкий характер – это ли не счастье для его родителей? Такой юноша станет хорошим мужчиной – мужем, отцом и защитником.

Для девочек началом их взрослой жизни являются первые месячные (это является праздником для всей общины), после которых она считается взрослой и ей можно выходить замуж. Никаких жестких обрядов для девушек не предусматривается: обучение обычным обязанностям женщины происходило на протяжении всей ее предыдущей жизни.

Как видно, обряд инициации у "дикарей" – повод для большой радости, большей, чем получение паспорта!