logo
Практикум по МИР

Информационная потребность пользователя

В определенный момент времени у пользователя возникает информационная потребность в документах по той или иной нужной ему тематике, которая обычно достаточно узка.

В начальный момент эта потребность часто не может быть точно выражена словами. При этом любая поисковая система требует достаточно четких запросов. Следовательно, пользователь должен представить свою информационную потребность в виде некоторого выражения, которое может быть воспринято поисковой системой.

Выделяют четыре этапа представления информационной потребности:

  1. реальная информационная потребность – это неосознанная истинная информационная потребность пользователя (потребность в некоторой новой информации при решении стоящей перед пользователем задачи);

  2. осознанная информационная потребность – появляется после осознания пользователем стоящей перед ним проблемы (осознанная потребность отличается от реальной, более того, пользователь может понимать имеющуюся проблему неправильно);

  3. выраженная информационная потребность – результат описания осознанной информационной потребности с помощью естественного языка;

  4. формализованная информационная потребность – это результат представления выраженной потребности средствами формального поискового языка ИПС.

Информационная потребность, сформулированная на информационно-поисковом языке, называется запросом. Запрос поступает в ИПС, и система возвращает некоторый ответ. Степень соответствия ответов поисковой системы запросу пользователя, а значит, и его информационной потребности, называется релевантностью.