logo
Практикум по МИР

Порядок выполнения

  1. Прочитать и уяснить материалы разделов лекционного курса "Мировые информационные ресурсы", относящихся к теме работы: "2. Информационные ресурсы", "3. Информационные системы и технологии", "4. Компьютерные сети", "5. Понятие об Интернет", "6. Адресация в сети Интернет", "7. Работа в Интернет", "8. Основные ресурсы Интернет".

  2. Ознакомиться с общими сведениями о предмете лабораторной работы (см. выше в описании данной работы) и рекомендуемыми дополнительными материалами.

  3. Уяснить цель работы.

  4. Подготовить необходимые программные и технические средства (см. выше в описании данной работы).

  5. Приступить к выполнению работы:

    1. Изучить возможности следующих поисковых систем Интернет:

  1. http://www.aport.ru

  2. http://www.google.com

  3. http://www.mail.ru

  4. http://www.rambler.ru

  5. http://www.yahoo.com

  6. http://www.yandex.ru

Примечание: список исследуемых поисковых систем может быть расширен.

При изучении функций и возможностей исследуемых поисковых систем следует использовать доступную документацию и интерактивные справочные системы.

    1. Принять список критериев оценки эффективности поисковых систем.

Предлагаются следующие критерии:

  1. Полнота поиска.

  2. Точность поиска.

Перечень критериев оценки эффективности поисковых систем может быть изменен и/или расширен.

    1. Назначить весовые коэффициенты (веса) принятым критериям. Весовой коэффициент - параметр, отражающий значимость, относительную важность, «вес» данного критерия в сравнении с другими критериями. Например, для точности поиска весовой коэффициент принимаем равным 0.8, для полноты поиска – 0.2. Сумма всех весов должна быть равной 1.

    2. Принять список тем запросов для оценки эффективности поисковых систем.

Предлагаются следующие темы:

  1. Информатика. Вычислительная техника. Электроника.

  2. Биология. Охрана природы. Экология.

  3. Философия. История. Культура. Наука. Образование.

  4. Математика. Физика.

  5. Машиностроение. Механика. Детали машин. Станки и инструменты.

  6. Политология. Право. Психология. Социология.

  7. Сельское хозяйство. Лесное хозяйство.

  8. Строительство. Архитектура. Строительные материалы и изделия.

  9. Технология металлов. Металлургия.

  10. Транспорт.

  11. Туризм. Спорт.

  12. Химия. Химические технологии.

  13. Экономика. Организация производства.

Перечень тем запросов может быть изменен и/или расширен.

    1. Сформулировать запросы по каждой теме. Запрос должен включать в себя несколько (не менее двух) ключевых слов и относиться к данной теме. Примеры запросов: "автомобили ВАЗ", "материалы ремонт квартира июль", "горные лыжи Кавказ" и т.п.

    2. Выполнить каждый запрос в каждой исследуемой поисковой системе.

Если результаты поиска в какой-либо поисковой системе Вас не удовлетворили, сформируйте более точный запрос (изменив или добавив ключевые слова), позволяющий найти исчерпывающую информацию об объекте. Повторите поиск в каждой поисковой системе.

    1. Из полученных списков результатов выбрать следующую информацию:

  1. Общее количество найденных документов (Д).

  2. Количество релевантных документов различной ценности (РД)

При определении количества релевантных документов должно быть использовано понятие "когнитивная релевантность" или "пертинентность" (см. выше в разд. "Общие сведения" описания работы). Количество релевантных документов оценивается при просмотре текста первых 10 найденных документов. При этом определяется ценность найденной информации (степень удовлетворения найденном документом Ваших информационных потребностей). Ценность информации определяется по 3-бальной шкале: 2 - имеет ценность, 1 - имеет частичную ценность, 0 - не имеет ценности.

Результаты выполнения запросов свести в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Лабораторная работа №2. Результаты выполнения запросов

Тема

Aport

Google

Mail.ru

Rambler

Yahoo!

Yandex

Д

РД

Д

РД

Д

РД

Д

РД

Д

РД

Д

РД

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

Информатика. Вычислительная техника. Электроника.

Запрос: "…"

Биология. Охрана природы. Экология.

Запрос: "…"

Философия. История. Культура. Наука. Образование.

Запрос: "…"

Математика. Физика.

Запрос: "…"

Машиностроение. Детали машин. Станки и инструменты.

Запрос: "…"

Политология. Право. Психология. Социология.

Запрос: "…"

Сельское хозяйство. Лесное хозяйство.

Запрос: "…"

Строительство. Архитектура. Строительные материалы и изделия.

Запрос: "…"

Технология металлов. Металлургия.

Запрос: "…"

Транспорт.

Запрос: "…"

Туризм. Спорт.

Запрос: "…"

Химия. Химические технологии.

Запрос: "…"

Экономика. Организация производства.

Запрос: "…"

    1. Выполнить первичную обработку результатов, сведя их в табл. 2.2:

      1. Вычислить средние арифметические значения показателей Д, РД(2), РД(1) и РД(0) для каждой поисковой системы.

      2. Определить место каждой поисковой системы по критерию "Полнота поиска". Для определения места использовать среднее количество найденных документов Д. Система, которая нашла больше документов, считается лучшей. Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место N (N – количество исследуемых систем).

      3. Для каждой поисковой системы определить коэффициент точности поиска P по следующей формуле:

где

a – число релевантных документов, выданных поисковой системой в ответ на запрос,

a = РД(2) + 0.5 * РД(1);

b - число нерелевантных документов, выданных поисковой системой в ответ на запрос, b = РД(0).

      1. Определить место каждой поисковой системы по критерию "Точность поиска". Система, имеющая большее значение коэффициента точности поиска P, считается лучшей. Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место N (N – количество исследуемых систем).

      2. Вычислить коэффициент поискового шума S по следующей формуле:

    1. Вычислить сумму мест каждой исследуемой системы R по следующей формуле:

где

m - количество критериев оценки,

i - номер критерия оценки поисковой системы,

- весовой коэффициент для критерия оценки i,

- место поисковой системы по критерию оценки i.

N - количество исследуемых систем.

    1. Определить лучшую поисковую систему Интернет из исследуемых.

  1. Оформить результаты работы по предлагаемой форме.