logo
Информационно-библиотечная культура

Введение

Современное общество справедливо называют информационным. Действительно, стремительно развивающиеся средства массовой информации – от привычных газет и радио до Интернета – разрушили мировые границы, объединив мир. Мы живём в поворотный этап истории цивилизации, когда значение информации возрастает. Умение оперативно находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Если в прошлом легко можно было обойтись только способностью читать, писать и считать, то ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие общества.

Информация сегодня доступна из многих источников и представлена во многих форматах. Для эффективного ее использования важно быть информационно образованным.

Быть «информационно образованным» - это значит уметь правильно определить сферу своих информационных потребностей; знать, как и где находить информационные ресурсы; разбираться в типах и форматах представленной информации; выбирать и оценивать информацию, найденную в результате поиска; учитывать этические и правовые аспекты ее использования.

Человек, получая высшее образование, овладевает различными знаниями и умениями, вырабатывает систему взглядов, получает профессиональные навыки, которые помогут ему в будущей деятельности. Одна из задач будущего специалиста – научиться получать, обрабатывать и творчески использовать информацию для выработки оптимальных решений, т.е. владеть информационной культурой. Информационная культура личности - это культура поиска новой информации, культура ее восприятия, умение работать с большим объемом сведений, умение сохранять полученную и переработанную информацию, умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.

Термин "информационная культура" недавно вошел в научный обиход. Раскрытию аспектов этого понятия посвящен уже достаточно обширный круг, как научных исследований, так и работ учебного и популярного характера. Информационная культура рассматривается в них как неотъемлемая часть человеческой культуры в целом, качественная характеристика личности. Актуальность обращения к понятию информационной культуры определяется требованиями времени, в котором мы живем. Наше время чаще всего называют "веком информации" или "информационным веком". Понимание того, что уровень информационной культуры для современного человека является необходимым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности в любой сфере становится постепенно прописной истиной. Эта истина справедлива в полной мере и для сферы образования, причем в приложении к самостоятельной работе обучаемых, в частности студентов, ее важность осознается отчетливее всего. Самостоятельная работа по сути своей и является не чем иным, как освоение знаний, аккумулированных в различных информационных источниках.

Дисциплина «Информационно-библиотечная культура» изучается на первом курсе. Основной целью изучения дисциплины является обучение поиску нужной информации и привитие навыков самостоятельной работы с информационными источниками.

В результате освоения программы этой дисциплины студенты должны:

- иметь представление о библиотеках, их справочном аппарате, об основах библиографии;

- знать методику поиска информации, иметь навыки самостоятельной работы с информационными источниками по конкретной тематике, в том числе и библиографическими;

- уметь пользоваться справочно-информационным фондом библиотеки, справочно-поисковым аппаратом библиотеки (каталогами, как традиционными, так и электронными);

- уметь выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими;

- уметь составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам, использовать при составлении библиографических списков ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», владеть приемами организации и ведения личных библиографических картотек или баз данных.

Дисциплина включает двухчасовую лекцию, четыре часа практических занятий и шесть часов самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента включает освоение материала лекции и практических занятий, составление библиографического списка по тематике изучаемой специальности, а также подготовку Интернет-обзора, в который включается обзор сайтов, электронных библиотек, коллекций полнотекстовых документов по изучаемой студентами специальности.