10. Компьютер и здоровье
Единственный способ сохранить здоровье –
это есть то, чего не хочешь,
пить то, чего не любишь, и делать то,
чего не нравится.
М. Твен
В настоящее время количество людей, использующих персональные компьютеры возрастает лавинообразно. Однако лишь немногие представляют, какой комплексной (многогранной) опасности подвергаются люди при ежедневном общении с ЭВМ.
Опасность состоит в том, что дисплеи являются источниками различного вида излучений, в том числе мягкого рентгеновского и оптического, ультрафиолетового, видимого, инфракрасного, радиочастотного диапазона, низкочастотного электромагнитного и электростатического полей. Негативное воздействие на организм человека оказывают световые эффекты на экране мониторов, световые блики, дрожание и мерцание изображения.
Исследователями отмечено, что отдельные люди отличаются повышенной чувствительностью к световым мельканиям и возможностью появления у них эпилептических приступов (фотосенситивные приступы).
Результаты медицинских исследований, проведенных в России, а также в США, Японии, Швеции и Канаде, свидетельствуют о вредном воздействии мониторов на человека.
Основным источником такого воздействия является сравнительно высокая напряженность электромагнитного поля, создаваемого монитором, значения которой лежат в пределах от 4 до 70 миллигаус. Напряженность магнитного поля даже в пределах 4 миллигаус вредна для живой клетки.
Установлено, что самая опасная низкочастотная составляющая электромагнитного поля (до 100 Гц) способствует изменению биохимической реакции в крови на клеточном уровне, что может привести к возникновению у человека симптомов раздражительности, нервного напряжения и стресса, вызывать осложнения в протекании беременности и в несколько раз увеличить вероятности выкидышей. Низкочастотная составляющая электромагнитного поля способствует нарушению репродуктивной функции и возникновению рака.
Статические и низкочастотные электромагнитные поля могут являться причиной кожных заболеваний (угревая сыпь, себорроидная экзема, розовый лишай и др.), болезней сердечно-сосудистой системы и кишечно-желудочного тракта. Поле воздействует на белые кровяные тельца, что приводит к возникновению опухолей, в том числе и злокачественных.
Что касается высокочастотной составляющей электромагнитного поля, то она, по данным Шведской национальной комиссии по безопасности и здоровью, на рабочем месте не превышает 1% от предельно допустимой величины, и поэтому ее воздействие на организм человека считается незначительным. Однако нельзя полностью пренебрегать воздействием рентгеновского излучения, интенсивность которого тем выше, чем большее напряжение подается на электронно-лучевую трубку. Для мониторов (14 дюймов) используется напряжение, которое дает излучение, близкое к фоновому, и оно не представляет опасности. Но у мониторов с большим экраном (17 – 21 дюйм) рентгеновское излучение может быть значительным, и с этим фактором нельзя не считаться.
Электростатическое излучение монитора ведет к деионизации воздуха в окрестностях монитора, что способствует изменению клеточного развития, увеличению вероятности возникновения глазной болезни катаракты.
Медицинские круги обеспокоены тем, что среди пользователей ПК выявлен новый тип заболевания – синдром компьютерного стресса оператора, который сопровождается головной болью, воспалением глаз, аллергией, раздражительностью, вялостью и депрессией [13].
К числу самых распространенных и серьезных последствий продолжительной работы за компьютером относятся переутомление глаз, покраснение век и глазных яблок, развитие близорукости и астенопии (слабость зрения). Нередко учащаются приступы мигрени и головной боли. Причина этого – чрезмерная яркость и «зернистость» экрана, дрожание и мерцание изображений на нем, а также неправильные освещение в помещении и неудачная установка компьютеров на рабочих местах. Например, не рекомендуется работа с компьютером в темном или полутемном помещениях.
Еще один вид заболеваний, обусловленный травмой повторяющихся нагрузок, представляют собой постепенно накапливающиеся (аккумулирующиеся) недомогания.
Так называемые эргономические заболевания становятся в Америке быстрорастущим видом профессиональных болезней. В 1981 г. в США доля этих заболеваний составила 18%, в 1984 г. – 28%, а в 1992 г. – уже 52%. При этом темпы роста числа заболеваний этого вида соответствуют темпам компьютеризации учреждений США.
Интенсивное и продолжительное использование клавиатуры может стать источником тяжелых профессиональных заболеваний рук. Комплекс этих заболеваний, относящихся к «травмам повторяющихся нагрузок», включает такие болезни, как тендинит, травматический эпикондилит, болезнь Де Кервена, тендосиновит, синдром канала запястья.
Тендинит – воспаление и опухание сухожилий. Заболевание распространяется на кисть, запястье, плечо.
Травматический эпикондилит (теннисный локоть) – раздражение сухожилий, соединяющих мышцы предплечья и локтевой сустав.
Болезнь Де Кервена – разновидность тендинита, при которой страдают сухожилия, связанные с большим пальцем кисти руки.
Тендосиновит – воспаление синовиальной оболочки сухожильного основания кисти и запястья.
Туннельный синдром запястья канала – ущемление медиального нерва руки в результате опухания сухожилия или синовиальной оболочки или повторяющегося изгиба запястья.
Известно, что компьютерные вирусы уничтожают программы, портят базы данных, замедляют процесс вычислений и т. д. Но скоро появятся, либо уже появились, вирусы и программы, которые будут кодировать пользователей, изменять человеческую психику [15]. Человек, управляющий героями новой игры, увлеченный захватывающим сюжетом и слышащий только звуки из акустических колонок, является идеальным объектом для психогенного воздействия. Играющий находится в состоянии, близком к трансу, и он практически отключен от внешнего мира.
Установлено, что каждому виду транса (гипноз, медитация, молитва, сновидения и т. д.) соответствует строго определенная картина сочетания ритмов и распределения их по отделам мозга. Организуя на экране дисплея в определенных местах различные стимулы или их сочетания (цвета, команды, ритмы и т. д.), можно заставить человека погружаться в то или иное состояние. Самый простой способ управления психикой человека во время его работы на мультимедийной ЭВМ – это передача на чуть слышимой громкости вербальной (словесной) инструкции для его поведения.
Еще одна опасность возникает при работе с компьютером, включенным в глобальную сеть. Она состоит в том, что сеть незаметно вытесняет из жизни человека живое общение (появляется Интернет-зависимость). Нужно проявлять чувство меры, чтобы не перейти из реального мира в виртуальный мир искусственных проблем [14]. По своему проявлению Интернет-зависимость сходна с пристрастием к алкоголю и наркотикам.
Некоторые сведения о вредном воздействии ЭВМ на человека приведены в табл. 1. Из таблицы видно, что с увеличением длительности работы на ЭВМ число жалоб на самочувствие возрастает.
Наибольшее утомление испытывают люди во время компьютерных игр, которые отрицательно влияют на функциональное состояние (снижается работоспособность, ухудшается работа аккомодационной мышцы глаза, снижается скорость реакции). Особенно утомительны игры с навязанным ритмом (к таким относится, например, тетрис).
Некоторые виды игр вырабатывают в человеке жестокость, например, Doom, Quake.
Таблица 1
Следует помнить, что непрерывное занятие школьника за компьютером (в том числе и во время игр) должно продолжаться не более времени, указанного в табл. 2 [26].
Таблица 2
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня регламентируется таблицей 3.
Таблица 3
Для детей дошкольного возраста занятие с использованием игровых программ не должно продолжаться более 7 – 10 минут.
Для взрослых пользователей продолжительность работы на ЭВМ не должна превышать шести часов в день. Для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей школ, лицеев и гимназий длительность работы непосредственно в классах должна быть не более четырех часов в день, а для обслуживающих учебный процесс инженеров – не более шести часов.
Для любого взрослого пользователя продолжительность непрерывной работы с монитором не должна превышать двух часов, после чего необходим перерыв 15 – 20 минут.
Во время перерыва целесообразно выполнить специальный комплекс физических упражнений [13] или просто подвигаться. Неразумно перерыв потратить на компьютерные игры.
Для студентов оптимальное время работы с компьютером составляет на первом курсе один час в день, на старших – два.
Допустимое время работы на ЭВМ для студентов первого и старших курсов – два и три часа соответственно, при условии, что работа с видеотерминалом занимает не более 50% всего времени работы с компьютером. Через каждые 25 минут занятий необходимо делать упражнения для глаз, а через каждые 45 минут работы следует устраивать 15-минутные перерывы с физкультурными упражнениями. Заметим, что гигиенисты не рекомендуют проводить занятия на ЭВМ после 5 часов вечера.
Перечислим основные рекомендации, которые следует выполнять при работе с компьютером:
следите за правильной позой (не сутулиться, не класть ногу на ногу, не скрещивать ступни);
дышите регулярно глубоко и свободно;
моргайте каждые 3 – 5 секунд;
старайтесь периодически смотреть вдаль (например, в окно);
делайте регулярно перерывы;
выполняйте оздоровительно-профилактические упражнения (глазная аэробика, упражнения для позвоночника, шеи, рук);
чередуйте работу за компьютером с другими видами деятельности.
Использование отрицательной полярности (яркие знаки на темном фоне) позволяет уменьшить среднюю яркость экрана по сравнению с положительной яркостью (яркий фон и темные символы). Тем самым уменьшается влияние мельканий на зрение без уменьшения максимальной яркости.
Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.
Помещение, где находятся компьютеры, должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым. Минимальная площадь, отводимая на один компьютер, – 6 м2, минимальный объем – 20 м3.
Жидкокристаллические, плазменные и электролюминесцентные дисплеи с точки зрения излучений являются значительно более безопасными по сравнению с дисплеями на электронно-лучевых трубках. Однако последние превосходят их по качеству изображения (разрешающей способности, контрастности, цветопередаче).
Эргономические, гигиенические и физкультурно-оздоровительные мероприятия позволяют всем работающим с компьютерами уменьшить почти до безвредного уровня отрицательное воздействие компьютера на здоровье [40].
Основными мерами профилактики заболеваний, связанных с компьютером, являются оптимальная организация рабочего места, т. е. использование таких средств как компьютерный стол, кресло с возможностью изменения высоты и угла наклона спинки, копихолдера – подставки для бумаг, с которых производится набор текста. Монитор должен снабжаться подставкой, которая позволяет изменять угол его наклона. Экран монитора должен отстоять от глаз на расстоянии более 45 см. Желательно наклонить его так, чтобы пользователь смотрел на него несколько сверху под углом 5 – 35° к поверхности экрана. Угол наклона клавиатуры к столу рекомендуется устанавливать в пределах 5 – 10°.
Среди мер профилактики мышечных болей и болезней опорно-двигательного аппарата основными считаются удобство сидений, т. е. их высота и соответствие естественным прогибам позвоночника. При работе на ЭВМ необходима правильная посадка пользователя. Под этим понимается следующее: сидеть необходимо прямо, не горбясь, уровень запястий должен находиться на уровне рук, ступни ног должны стоять на полу или подставке прямо, не перекрещиваясь. Ступни по отношению к поверхности пола должны располагаться под углом 5 – 15°.
Влажность воздуха в помещении должна быть в пределах 40 – 60%.
Завершая этот раздел, можно сказать, что причиной отклонений здоровья пользователей является не столько сами компьютеры, сколько недостаточно строгое соблюдение принципов эргономики и требований санитарии.
- Александр Петрович Алексеев Информатика 2002
- 129337, Г. Москва, а/я 5
- Ответственный за выпуск: с. Иванов
- Isbn 5-93455-128-0 © а.П. Алексеев Введение
- Предисловие ко второму изданию
- 1. Основные понятия
- 1.1. Основные понятия об информации и информатике
- 1.2. Понятие об информационных технологиях
- К.А. Гельвеций
- 1.3. Этапы развития вычислительной техники
- 1.4. Хронология возникновения Интернета
- 1.5. Сферы использования вычислительной техники
- 1.6. Развитие отечественной вычислительной техники
- 2. Арифметические и логические основы работы эвм
- 2.1. Системы счисления
- 2.2. Арифметические основы работы эвм
- 2.3. Логические основы работы эвм
- 3. Организация данных в эвм
- 3.1. Представление данных в эвм
- 3.2. Представление команд в эвм
- 3.3. Кодовая таблица
- 3.4. Файловая система
- 4. Аппаратные средства
- 4.1. Структурная схема эвм
- 4.2. Принцип действия основных устройств эвм
- 4.2.1. История развития процессоров
- 4.2.2. Принцип действия процессора
- 4.2.3. Память
- 4.2.3.1. Оперативная память
- 4.2.3.2. Внешние запоминающие устройства
- 4.2.4. Устройства ввода информации
- 4.2.5. Устройства вывода информации
- 4.3. Классификация эвм
- 5. Системное программное обеспечение
- 5.1. Понятие об операционной системе
- 5.2. Методы архивации
- 5.3. Принципы сжатия информации
- 5.4. Вирусы и антивирусные программы
- 5.5. Основные понятия программирования
- 5.5.1. Языки программирования
- 5.5.2. Основные свойства и способы представления алгоритма
- 5.5.3. Базовые структуры программирования
- 5.5.4.VisualBasic– основные сведения*
- 6. Прикладное программное обеспечение
- 6.1. Текстовые редакторы
- К. Прутков
- 6.2. Графические редакторы
- 6.3. Электронные таблицы
- 6.4. Базы данных
- 6.5. Искусственный интеллект
- 6.6. Экспертные системы
- 6.7. Мультимедиа
- 6.8. Виртуальная реальность
- 6.9. Системы автоматизированного проектирования
- 7. Основные понятия моделирования
- 7.1. Основные понятия и определения моделирования
- 7.2. Обзор систем моделирования рэу
- 7.3. СистемаElectronicsWorkbench
- 7.4. Система CircuitMaker
- 7.5. СистемаMicro-Cap
- 8. Математические и статистические системы
- 8.1. Обзор математических и статистических систем
- 8.2. Математическая системаMathcad
- 8.2.1. Пользовательский интерфейс
- 8.2.2. Компьютерная алгебра
- 8.2.3. Операции с комплексными числами
- 8.2.4. Вопросы программирования
- 8.3. Аппроксимация с помощью пакетов тсwiNи тс 3d
- 9. Сетевые информационные технологии
- 9.1. Локальные сети
- 9.2. Глобальные сети
- 9.3. Браузеры
- 9.4. Поисковые системы и каталоги
- 9.5. Электронная почта
- Фильтры для приходящей почты
- 9.6. Введение вHtml
- Html – язык для создания Web-страниц
- 9.7. Основные понятияWeb-дизайна
- 9.7.1. Теоретические основыWeb-дизайна
- 9.7.2. Сетевые технологииWeb-дизайна
- 9.7.5. Понятие о баннерах
- 9.7.4. Инструментальные средстваWeb-дизайна
- 9.8. Основные понятия криптографии и стеганографии
- 9.8.1. Шифрование сообщений различными методами
- 9.8.2. Криптографическая система с открытым ключом
- 9.8.3. Понятие о стеганографии
- 10. Компьютер и здоровье
- 11. Перспективы развития вычислительной техники
- Заключение
- 12. Приложения Глоссарий
- Список аббревиатур
- Список литературы
- Содержание
- 7. Основные понятия моделирования 150
- 8. Математические и статистические системы 179
- 9. Сетевые информационные технологии 201
- 10. Компьютер и здоровье 268
- 11. Перспективы развития вычислительной техники 273
- 12. Приложения 277