4.2.4. Устройства ввода информации
Пользователь может управлять работой компьютера при помощи различных устройств: джойстика, трекбола, манипулятора типа мышь, сенсорного экрана, микрофона, светового пера и т. д. Перечисленные устройства относятся к устройствам ввода информации.
Устройства ввода информации служат для преобразования информации, поступающей с периферийных устройств, в цифровой вид.
Следующие устройства ввода информации: мышь, джойстик, трекбол, трекпойнт, трекпад порой называют манипуляторами.
Самым известным устройством ввода информации является клавиатура. Нагрузка на это устройство, пожалуй, наибольшая. Клавиатура проектируется таким образом, чтобы каждая клавиша выдерживала 30 – 50 миллионов нажатий.
Манипулятором типа мышь называют устройство, которое обеспечивает преобразование своего положения на плоской поверхности стола в позицию курсора на экране дисплея. Внешне мышь представляет собой коробочку, которая перемещается по столу. Длинный кабель соединяет мышь с системным блоком. На рисунке показана конструкция мыши.
Идея работы манипулятора состоит в преобразовании перемещений мыши в электрические импульсы, формируемые с помощью светодиодов (источники света) и фотодиодов (приемники света). При движении мыши в направлении X вращение шара передается диску 1. Диск 2 в это время не вращается. Вращение диска 1 приводит к тому, что световой поток между светодиодом 1 и фотодиодом 1 периодически перекрывается зубцами диска. На выходе схемы, подключенной к фотодиоду, появляются электрические импульсы, частота которых пропорциональна скорости перемещения мыши (скорости вращения шара).
При движении мыши в направлении Y вращается диск 2, а диск 1 остается неподвижным. Это позволяет электрической схеме контроллера распознать направление движения мыши и синхронно с движением мыши перемещать курсор по экрану дисплея.
Если мышь движется точно посередине между направлениями (векторами) X и Y, то оба диска вращаются с одинаковыми скоростями. Очевидно, что направление движения мыши может быть любым, при этом отношения скоростей вращения дисков будут разными.
Работать с мышью удобно на специальном коврике, который улучшает сцепление шарика с поверхностью стола. Порой коврик шутя называют «подмышкой».
Кроме электромеханической мыши разработана оптическая мышь.
Она перемещается по специальному планшету, на поверхность которого нанесена мелкая сетка из разноцветных перпендикулярных линий. Специальный фотоэлектрический узел определяет направление и скорость перемещения мыши. В этой конструкции нет механических частей и ее надежность выше.
Трекбол (ручной шаровой манипулятор) представляет собой устройство, в котором перемещение курсора осуществляется вращением шарика, частично выступающего над плоской поверхностью. В результате поворотов шарика оптические датчики вырабатывают импульсы, соответствующие скорости и направлению вращения шарика. Трекбол – это перевернутая электромеханическая мышь, в котором шар вращается рукой.
При выборе предметов (например, в магазине) человек порой показывает на нужный объект пальцем. Именно таким образом вводится информация в ЭВМ с помощью сенсорных экранов (СЭ).
По принципу действия СЭ разделяются на ультразвуковые, фотоэлектрические, резистивные и емкостные экраны. Главная задача СЭ состоит в определении координаты прикосновения пальца к экрану. Определив координату, дальше можно с помощью меню управлять работой ЭВМ.
В ультразвуковых СЭ по краям экрана размещаются ультразвуковые преобразователи (датчики), которые создают на поверхности экрана акустические волны. Ультразвуковые колебания расходятся по стеклу монитора подобно кругам на воде. Ультразвуковые преобразователи одновременно выполняют функции передатчика и приемника акустических волн. Время прохождения от передатчика до приемника постоянно, если акустическая волна не наталкивается на какой-либо возмущающий объект (палец). Точку прикосновения можно достаточно точно определить методом эхолокации путем измерения времени прихода отраженных волн. Аналогично в аэропорту радиолокатор определяет расстояние до самолета.
В фотоэлектрическом СЭ монитор освещается линейками светодиодов, расположенными по нижнему и правому краям дисплея. С левой и верхней сторон экрана установлены линейки фотодиодов. В результате образуется матрица из световых лучей, затемнение которых позволяет определить вертикальную и горизонтальную координаты прикосновения к экрану.
Емкостные СЭ представляют собой матрицу конденсаторов, которые меняют свою емкость в месте прикосновения к экрану. В резистивных СЭ измеряется электрическое сопротивление двух соприкасающихся пленок.
Световое перо представляет собой устройство в форме карандаша, воспринимающее свет от люминофора дисплея. Чувствительным элементом является фотодиод или фототранзистор. Подсчет числа строк растра позволяет определить вертикальную координату, а отсчет времени от начала формирования строки до момента срабатывания пера дает координату по горизонтали. Для ввода рисунков сложной формы используется режим, при котором под кончиком светового пера формируется светящаяся траектория (контур).
Цифровые (графические) планшеты – диджитайзеры обеспечивают перенос изображения с накладываемого листа бумаги в ЭВМ с помощью перемещения по планшету специального указателя. Диджитайзеры позволяют создавать чертежи сразу в электронном виде. Работа с графическим планшетом аналогична рисованию карандашом. Особенно они удобны для формирования штриховых рисунков и чертежей.
У графического планшета высокая разрешающая способность (свыше 2500 dpi против 200 – 400 dpi у мыши). Заметим, что символы dpi означают – число точек на дюйм (dot per inch).
При контакте с поверхностью планшета указатель обретает чувствительность к нажатию (256 уровней или градаций) и наклону относительно плоскости планшета.
Ввод плоского изображения в ОЗУ обеспечивает сканер. Сканер исключает утомительную процедуру введения текста с помощью клавиатуры и формирование рисунка с помощью мыши. Полученную копию изображения можно редактировать: изменять масштаб, добавлять и удалять детали, изменять цвет и т. д. Электронную копию изображения можно длительное время хранить на магнитном или оптическом носителе.
По своему конструктивному исполнению сканеры бывают ручные, планшетные, барабанные, проекционные и др.
На рисунке показана упрощенная конструкция сканера.
Копируемое изображение освещается источником света (как правило, флуоресцентная лампа). При этом луч света осматривает (сканирует, разворачивает) каждый участок оригинала. Отраженный от бумажного листа луч света через уменьшающую линзу попадает на прибор с зарядовой связью (ПЗС).
На поверхности ПЗС за счет сканирования формируется уменьшенное изображение копируемого объекта. ПЗС осуществляет преобразование оптической картинки в электрические сигналы.
ПЗС представляет собой матрицу (прямоугольную таблицу), которая содержит большое число полупроводниковых элементов (вплоть до 2000 2000 элементов), чувствительных к световому излучению. При этом в черно-белых штриховых сканерах на выходе освещенных элементов с помощью контроллера формируется сигнал логической единицы, а на выходе неосвещенных элементов – сигнал логического нуля. Штриховые черно-белые сканеры используются для копирования чертежей.
Существуют полутоновые черно-белые сканеры, в которых на выходе каждого элемента ПЗС с помощью аналогово-цифрового преобразователя формируется несколько (например, 256) оттенков (уровней) серого цвета. Эта конструкция сканеров позволяет копировать черно-белые фотографии и рисунки.
В цветных сканерах освещение копируемого изображения осуществляется либо от трех разноцветных источников света, либо от источника белого света, но через трехцветный фильтр.
При цветном сканировании происходит формирование изображения в полутоновом (сером) режиме с различными фильтрами или источниками света (красным, синим, зеленым). Сигнал с выхода каждого элемента ПЗС кодируется восьмью битами, что дает 256 оттенков серого цвета. В результате такого преобразования можно получить более 16,7 миллиона возможных цветовых оттенков (24-битное кодирование, 3 цвета по 8 битов).
Существуют сканеры, разрешение которых составляет 600 1200 dpi. Благодаря математической обработке изображения (интерполяции) можно получить разрешение даже 1600 dpi.
Использование сканера совмещается с системами распознавания образов типа OCR (Optical Character Recognition). Система OCR распознает считанные сканером с документа мозаичные портреты символов (букв, цифр, знаков препинания) и преобразует их в байты в соответствии с кодовой таблицей. За счет системы OCR можно считывать машинописный и рукописный тексты. Правда, в последнем случае привлекаются сложные алгоритмы распознавания образов, основанные на теории искусственного интеллекта.
Ввод объемных изображений (зданий, автомобилей и т. д.) в ЭВМ осуществляется с помощью цифровых камер.
В играх часто используется джойстик – рычаг, с помощью которого можно направлять, например, самолет вправо, влево, вверх, вниз.
В будущем работой ЭВМ будут управлять преимущественно голосом, с помощью микрофона.
- Александр Петрович Алексеев Информатика 2002
- 129337, Г. Москва, а/я 5
- Ответственный за выпуск: с. Иванов
- Isbn 5-93455-128-0 © а.П. Алексеев Введение
- Предисловие ко второму изданию
- 1. Основные понятия
- 1.1. Основные понятия об информации и информатике
- 1.2. Понятие об информационных технологиях
- К.А. Гельвеций
- 1.3. Этапы развития вычислительной техники
- 1.4. Хронология возникновения Интернета
- 1.5. Сферы использования вычислительной техники
- 1.6. Развитие отечественной вычислительной техники
- 2. Арифметические и логические основы работы эвм
- 2.1. Системы счисления
- 2.2. Арифметические основы работы эвм
- 2.3. Логические основы работы эвм
- 3. Организация данных в эвм
- 3.1. Представление данных в эвм
- 3.2. Представление команд в эвм
- 3.3. Кодовая таблица
- 3.4. Файловая система
- 4. Аппаратные средства
- 4.1. Структурная схема эвм
- 4.2. Принцип действия основных устройств эвм
- 4.2.1. История развития процессоров
- 4.2.2. Принцип действия процессора
- 4.2.3. Память
- 4.2.3.1. Оперативная память
- 4.2.3.2. Внешние запоминающие устройства
- 4.2.4. Устройства ввода информации
- 4.2.5. Устройства вывода информации
- 4.3. Классификация эвм
- 5. Системное программное обеспечение
- 5.1. Понятие об операционной системе
- 5.2. Методы архивации
- 5.3. Принципы сжатия информации
- 5.4. Вирусы и антивирусные программы
- 5.5. Основные понятия программирования
- 5.5.1. Языки программирования
- 5.5.2. Основные свойства и способы представления алгоритма
- 5.5.3. Базовые структуры программирования
- 5.5.4.VisualBasic– основные сведения*
- 6. Прикладное программное обеспечение
- 6.1. Текстовые редакторы
- К. Прутков
- 6.2. Графические редакторы
- 6.3. Электронные таблицы
- 6.4. Базы данных
- 6.5. Искусственный интеллект
- 6.6. Экспертные системы
- 6.7. Мультимедиа
- 6.8. Виртуальная реальность
- 6.9. Системы автоматизированного проектирования
- 7. Основные понятия моделирования
- 7.1. Основные понятия и определения моделирования
- 7.2. Обзор систем моделирования рэу
- 7.3. СистемаElectronicsWorkbench
- 7.4. Система CircuitMaker
- 7.5. СистемаMicro-Cap
- 8. Математические и статистические системы
- 8.1. Обзор математических и статистических систем
- 8.2. Математическая системаMathcad
- 8.2.1. Пользовательский интерфейс
- 8.2.2. Компьютерная алгебра
- 8.2.3. Операции с комплексными числами
- 8.2.4. Вопросы программирования
- 8.3. Аппроксимация с помощью пакетов тсwiNи тс 3d
- 9. Сетевые информационные технологии
- 9.1. Локальные сети
- 9.2. Глобальные сети
- 9.3. Браузеры
- 9.4. Поисковые системы и каталоги
- 9.5. Электронная почта
- Фильтры для приходящей почты
- 9.6. Введение вHtml
- Html – язык для создания Web-страниц
- 9.7. Основные понятияWeb-дизайна
- 9.7.1. Теоретические основыWeb-дизайна
- 9.7.2. Сетевые технологииWeb-дизайна
- 9.7.5. Понятие о баннерах
- 9.7.4. Инструментальные средстваWeb-дизайна
- 9.8. Основные понятия криптографии и стеганографии
- 9.8.1. Шифрование сообщений различными методами
- 9.8.2. Криптографическая система с открытым ключом
- 9.8.3. Понятие о стеганографии
- 10. Компьютер и здоровье
- 11. Перспективы развития вычислительной техники
- Заключение
- 12. Приложения Глоссарий
- Список аббревиатур
- Список литературы
- Содержание
- 7. Основные понятия моделирования 150
- 8. Математические и статистические системы 179
- 9. Сетевые информационные технологии 201
- 10. Компьютер и здоровье 268
- 11. Перспективы развития вычислительной техники 273
- 12. Приложения 277