logo
Ответы ГЭ 2011-0

73. Современные методы и средства контроля информационных рисков.

CRAMM

Метод CRAMM (the UK Goverment Risk Analysis and Managment Method) был разработан Службой безопасности Великобритании (UK Security Service) по заданию Британского правительства и взят на вооружение в качестве государственного стандарта. Он используется, начиная с 1985 года, правительственными и коммерческими организациями Великобритании. К настоящему моменту CRAMM приобрел популярность во всем мире. Фирма Insight Consulting Limited занимается разработкой и сопровождением одноименного программного продукта, реализующего метод CRAMM.

В настоящее время CRAMM - это довольно мощный и универсальный инструмент, позволяющий, помимо анализа рисков, решать также и ряд других аудиторских задач, включая:

RAMM предполагает разделение всей процедуры на три последовательных этапа. Задачей первого этапа является ответ на вопрос: «Достаточно ли для защиты системы применения средств базового уровня, реализующих традиционные функции безопасности, или необходимо проведение более детального анализа?» На втором этапе производится идентификация рисков и оценивается их величина. На третьем этапе решается вопрос о выборе адекватных контрмер.

Методика CRAMM для каждого этапа определяет набор исходных данных, последовательность мероприятий, анкеты для проведения интервью, списки проверки и набор отчетных документов.

Если по результатам проведения первого этапа, установлено, что уровень критичности ресурсов является очень низким и существующие риски заведомо не превысят некоторого базового уровня, то к системе предъявляется минимальный набор требований безопасности. В этом случае большая часть мероприятий второго этапа не выполняется, а осуществляется переход к третьему этапу, на котором генерируется стандартный список контрмер для обеспечения соответствия базовому набору требований безопасности.

На втором этапе производится анализ угроз безопасности и уязвимостей. Исходные данные для оценки угроз и уязвимостей аудитор получает от уполномоченных представителей организации в ходе соответствующих интервью. Для проведения интервью используются специализированные опросники.

На третьем этапе решается задача управления рисками, состоящая в выборе адекватных контрмер. Решение о внедрении в систему новых механизмов безопасности и модификации старых принимает руководство организации, учитывая связанные с этим расходы, их приемлемость и конечную выгоду для бизнеса. Задачей аудитора является обоснование рекомендуемых контрмер для руководства организации.

К недостаткам метода CRAMM можно отнести следующее:

Riskwatch

Программное обеспечение RiskWatch, разрабатываемое американской компанией RiskWatch, является мощным средством анализа и управления рисками. В семейство RiskWatch входят программные продукты для проведения различных видов аудита безопасности. Оно включает в себя следующие средства аудита и анализа рисков:

RiskWatch помогает провести анализ рисков и сделать обоснованный выбор мер и средств защиты. Используемая в программе методика включает в себя 4 фазы:

  1. Первая фаза - определение предмета исследования. На данном этапе описываются общие параметры организации - тип организации, состав исследуемой системы, базовые требования в области безопасности. Описание формализуется в ряде подпунктов, которые можно выбрать для более подробного описания или пропустить.

  2. Вторая фаза - ввод данных, описывающих конкретные характеристики системы. Данные могут вводиться вручную или импортироваться из отчетов, созданных инструментальными средствами исследования уязвимости компьютерных сетей. На этом этапе подробно описываются ресурсы, потери и классы инцидентов.

  3. Третья фаза - оценка рисков. Сначала устанавливаются связи между ресурсами, потерями, угрозами и уязвимостями, выделенными на предыдущих этапах. Для рисков рассчитываются математические ожидания потерь за год по формуле: m=p * v, где p - частота возникновения угрозы в течение года, v - стоимость ресурса, который подвергается угрозе.

  4. Четвертая фаза - генерация отчетов. Типы отчетов: краткие итоги; полные и краткие отчеты об элементах, описанных на стадиях 1 и 2; отчет о стоимости защищаемых ресурсов и ожидаемых потерь от реализации угроз; отчет об угрозах и мерах противодействия; отчет о результатах аудита безопасности.

К недостаткам RiskWatch можно отнести:

ГРИФ

Для проведения полного анализа информационных рисков, прежде всего, необходимо построить полную модель информационной системы с точки зрения ИБ. Для решения этой задачи ГРИФ, в отличие от представленных на рынке западных систем анализа рисков, довольно громоздких и часто не предполагающих самостоятельного использования ИТ-менеджерами и системными администраторами, ответственными за обеспечение безопасности информационных систем компаний, обладает простым и интуитивно понятным для пользователя интерфейсом. Однако за внешней простотой скрывается сложный алгоритм анализа рисков, учитывающий более ста параметров, который позволяет на выходе дать точную оценку существующих в информационной системе рисков, основанную на анализе особенностей практической реализации информационной системы.

Основная задача системы ГРИФ - дать возможность ИТ-менеджеру самостоятельно (без привлечения сторонних экспертов) оценить уровень рисков в информационной системе и эффективность существующей практики по обеспечению безопасности компании, а также предоставить возможность доказательно (в цифрах) убедить руководство компании в необходимости инвестиций в сферу ее информационной безопасности.

  1. На первом этапе метода ГРИФ проводится опрос ИТ-менеджера с целью определения полного списка информационных ресурсов, представляющих ценность для компании.

  2. На втором этапе проводится опрос ИТ-менеджера с целью ввода в систему ГРИФ всех видов информации, представляющей ценность для компании. Введенные группы ценной информации должны быть размещены пользователем на указанных на предыдущем этапе объектах хранения информации (серверах, рабочих станциях и т.д.). Заключительная фаза — указание ущерба по каждой группе ценной информации, расположенной на соответствующих ресурсах, по всем видам угроз.

  3. На третьем этапе проходит определение всех видов пользовательских групп с указанием числа пользователей в каждой группе. Затем фиксируется, к каким группам информации на ресурсах имеет доступ каждая из групп пользователей. В заключение определяются виды (локальный и/или удаленный) и права (чтение, запись, удаление) доступа пользователей ко всем ресурсам, содержащим ценную информацию.

  4. На четвертом этапе проводится опрос ИТ-менеджера для определения средств защиты ценной информации на ресурсах. Кроме того, в систему вводится информация о разовых затратах на приобретение всех применяющихся средств защиты информации и ежегодные затраты на их техническую поддержку, а также ежегодные затраты на сопровождение системы информационной безопасности компании.

  5. На завершающем этапе необходимо ответить на вопросы по политике безопасности, реализованной в системе, что позволит оценить реальный уровень защищенности системы и детализировать оценки рисков.

Наличие средств информационной защиты, отмеченных на первом этапе, само по себе еще не делает систему защищенной в случае их неадекватного использования и отсутствия комплексной политики безопасности, учитывающей все аспекты защиты информации, включая вопросы организации защиты, физической безопасности, безопасности персонала, непрерывности ведения бизнеса и т.д.