Языки естественные и формальные
|
Рис. 1.1. Иероглифы |
Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием "язык". Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.
Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту - формальным языком музыки.
Язык - знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.
|
Рис. 1.2. Пиктограммы |
Формы представления информации. Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.
Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.
Подведем итог разговору о формах представления информации.
Формы представления информации человеком:
o текст на естественном языке в устной или письменной форме; o графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы; o символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.
Вопросы и задания
1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека. 2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации? 3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы? 4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации? 5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования. 6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека? 7. Что такое естественные языки, формальные языки? 8. Какие существуют формы письменности? 9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.
- Информация и информационные процессы Человек и информация Информация и знания
- Восприятие и представление информации
- Языки естественные и формальные
- Информационные процессы
- Количество информации Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. (Содержательный подход к определению количества информации)
- Алфавитный подход к определению количества информации
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации Назначение и устройство компьютера Что общего между компьютером и человеком
- Компьютерная память
- Как устроен персональный компьютер (пк)
- Основные характеристики персонального компьютера
- Программное обеспечение компьютера
- О системном по и системах программирования
- О файлах и файловых структурах
- Пользовательский интерфейс
- Кодирование и обработка текстовой информации Кодирование текстовой информации
- Создание документов в текстовых редакторах
- Ввод и редактирование документа
- Сохранение и печать документов
- Форматирование документа Форматирование символов
- Форматирование абзацев
- Нумерованные и маркированные списки
- Стили форматирования
- Оглавление документа
- Гипертекст
- Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
- Системы оптического распознавания документов
- Практические работы компьютерного практикума, рекомендуемые для выполнения в процессе изучения главы Компьютерный практикум
- Обработка графической информации Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации Пространственная дискретизация
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Растровые изображения на экране монитора
- Контрольные вопросы
- Растровая и векторная графика Растровая графика
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Векторная графика
- Контрольные вопросы
- Интерфейс и основные возможности графических редакторов Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Инструменты рисования растровых графических редакторов
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Работа с объектами в векторных графических редакторах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Редактирование изображений и рисунков
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Электронные таблицы Основные параметры электронных таблиц
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Основные типы и форматы данных
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Встроенные функции
- Задания для самостоятельного выполнения
- Построение диаграмм и графиков Основные параметры диаграмм
- Контрольные вопросы
- Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения