Восприятие и представление информации
Восприятие информации. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:
через зрение мы получаем информацию в виде изображения; через слух воспринимается информация в звуковом виде; через обоняние воспринимается информация в виде запахов; через вкус - информация от вкусовых ощущений; через осязание- информация в виде тактильных ощущений.
Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.
Информация и письменность. Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?
Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом - письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания - паузы, интонацию.
Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.
Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки - это пиктограммы.
- Информация и информационные процессы Человек и информация Информация и знания
- Восприятие и представление информации
- Языки естественные и формальные
- Информационные процессы
- Количество информации Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. (Содержательный подход к определению количества информации)
- Алфавитный подход к определению количества информации
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации Назначение и устройство компьютера Что общего между компьютером и человеком
- Компьютерная память
- Как устроен персональный компьютер (пк)
- Основные характеристики персонального компьютера
- Программное обеспечение компьютера
- О системном по и системах программирования
- О файлах и файловых структурах
- Пользовательский интерфейс
- Кодирование и обработка текстовой информации Кодирование текстовой информации
- Создание документов в текстовых редакторах
- Ввод и редактирование документа
- Сохранение и печать документов
- Форматирование документа Форматирование символов
- Форматирование абзацев
- Нумерованные и маркированные списки
- Стили форматирования
- Оглавление документа
- Гипертекст
- Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
- Системы оптического распознавания документов
- Практические работы компьютерного практикума, рекомендуемые для выполнения в процессе изучения главы Компьютерный практикум
- Обработка графической информации Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации Пространственная дискретизация
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Растровые изображения на экране монитора
- Контрольные вопросы
- Растровая и векторная графика Растровая графика
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Векторная графика
- Контрольные вопросы
- Интерфейс и основные возможности графических редакторов Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Инструменты рисования растровых графических редакторов
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Работа с объектами в векторных графических редакторах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Редактирование изображений и рисунков
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Электронные таблицы Основные параметры электронных таблиц
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Основные типы и форматы данных
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Встроенные функции
- Задания для самостоятельного выполнения
- Построение диаграмм и графиков Основные параметры диаграмм
- Контрольные вопросы
- Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения