logo
Лекция 2

2.2. Информационно – технологическое обеспечение образовательной деятельности вуза

В соответствии в Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона 1996 г. № 12-РФ и Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. № 125 – РФ Аккредитационной коллегией Министерства образования Российской Федерации введена «Система показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования» с 01.01.2000.

Система показателей включает в себя следующие подсистемы:

1) документально - содержательное обеспечение учебного процесса;

2) качество подготовки выпускников;

3) структура подготовки кадров по основным образовательным программам;

4) возможность продолжения образования по основным образовательным программам;

5) информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса;

6) уровень информатизации вуза;

7) научные исследования;

8) научно - методическая работа;

9) качественный состав научно - педагогических кадров;

10) довузовская подготовка и отбор абитуриентов;

11) востребованность выпускников;

12) внутривузовский механизм гарантии качества образования;

13) социальная структура и поддержка студентов;

14) материально - техническая база вуза;

15) финансовая самостоятельность (устойчивость) вуза.

С другой стороны, информационные технологии как основа качественного формирования и использования информационных ресурсов включает в себя методические, информационные, математические, технические и программные средства реализации.

В частности, САПР, как организационно-техническая система, состоящая из средств автоматизированного проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектной организации и выполняющая автоматизированное проектирование, содержит семь видов обеспечения (ГОСТ 23501.0 – 79): математическое (МО), лингвистическое (ЛО), информационное (ИО), программное (ПО), техническое (ТО), методическое (МеО), организационное (ОО).

Стандарт на разработку автоматизированных систем (ГОСТ 34.602 – 89. Информационная технология. Комплекс стандартов «Неавтоматизированные системы». Техническое задание на создание автоматизированной системы) определяет, что на этапе микропроектирования создается организационное (ОО), информационное (ИО), математическое (МО), алгоритмическое (АО), программное (ПО), техническое (ТО), лингвистическое (ЛО), эргономическое (ЭО) и правовое обеспечение (ПрО).

Следовательно, полная система средств реализации состоит из математического (МО), лингвистического (ЛО), информационного (ИО), программного (ПО), технического (ТО), методического (МеО), организационного (ОО), эргономического (ЭО), алгоритмического (АО), правового (ПРО) обеспечений.

Для сравнения системы показателей государственной аккредитации со средствами обеспечения информационных технологий раскроем смысл отдельных инструментальных составляющих.

Математические средства (МО) включают в себя модели решения функциональных задач и модели организации информационных процессов с соответствующими методами их раскрытия. Следует различать задачи расчетного характера, оптимизационные задачи и проблемы. Задачи расчетного характера обычно хорошо алгоритмизируются и имеют типовые методы решения. Оптимизационные задачи возникают в процессе принятия решений и связаны с появлением новой информации. Методы их решения сводятся к задачам теории исследования операций, когда в рамках определенной модели требуется найти решение, отвечающее экстремальному значению критерия эффективности. Проблемы возникают при необходимости перехода к многокритериальным задачам, когда оптимизация ведется по нескольким взаимно противоречивым критериям.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность языковых средств, применяемых на различных этапах разработки автоматизированных систем. В его состав входят языки высокого уровня, обеспечивающие постановку задачи в терминах модели предметной области.

Информационные средства (ИО) обеспечивают представление результатов обследования объекта. При этом описывается процесс циркуляции информации и формируется модель предметной области. К этим средствам относятся информационные модели, отображающие формирование и использование показателей и документов, системы классификации и кодирования информации, средства описания информационных процессов, их декомпозиции до уровня действий над данными.

Программное обеспечение (ПО) представляет собой совокупность программ на машинных носителях с необходимой программной документацией и подразделяется на базовое, общесистемное и специализированное.

Техническое обеспечение (ТО) определяет уровень реализации информационных технологий при их создании и эксплуатации. По характеру базовых информационных процессов выделяются средства обработки, обмена, накопления данных, а также средств формализации и автоформализации данных.

Методические средства (МеО) поддерживаются общеотраслевыми руководящими методическими материалами. Для их реализации выделяются глобальная, базовая и конкретная информационная технология, на основе которых производится типизация объектов внедрения технологий и создается альбом типовых технологий с оценкой границ эффективного их применения.

Организационное обеспечение (ОО) формируется с целью обследования существующей системы управления. К средствам организационного обеспечения следует отнести типовые структуры управления, унифицированные формы документов и возможности использования имеющихся пакетов прикладных программ.

Эргономическое обеспечение (ЭО) представляет собой совокупность методов и средств выбора проектных решений, обеспечивающих оптимальные условия для высокоэффективной деятельности человека в человеко-машинной среде.

Алгоритмическое обеспечение (АО) включает средства построения алгоритмов и документацию. При составлении алгоритмов реализуется ряд типовых элементов: описание общего замысла алгоритма, формализация задачи, разработка обобщенной схемы алгоритма, структуры отдельных блоков, определение возможности применения стандартных блоков и т. п.

Правовое обеспечение (ПРО) представляет собой совокупность нормативных актов, определяющих организацию, цели, задачи, структуру, функции, а также правовой статус АСУ и ее компонентов.

Оценку значимости информационного обеспечения в системе факторов, определяющих эффективность образовательной деятельности, произведем на основе построения мультипликативной производственной функции.

Для этой цели определим интегральный показатель эффективности обучения Y, величина которого зависит от системы информационно-технологических средств, воздействующих на процесс обучения.

Введем следующие обозначения для факторов, определяющих интегральный показатель:

О - организационное обеспечение;

Р - правовое обеспечение;

Т - техническое обеспечение;

М - методическое обеспечение;

I - информационное обеспечение;

Е - эргономическое обеспечение;

А - теоретическое обеспечение;

В - экспериментально–производственное обеспечение.

Основой количественной оценки факторов служат относительные их значения, которые определяются отношением их величины в системе образования к средним значениям в системе образования России в виде отношения

О=Оапкмо ,

где Оапк - организационное обеспечение вуза;

Омо - организационное обеспечение в системе показателей Министерства образования.

Аналогичными отношениями определяются и другие факторы, влияющие на интегральный показатель эффективности обучения, который можно записать в виде

Y = OE1 PE2 TE3 ME4 IE5 EE6 AE7 BE8,

где Е1, Е2, Е3, Е4, Е5, Е6, Е7, Е8 – показатели эффективности влияния соответствующих факторов (О, Р, Т, М, I, Е, А, В) на интегральный показатель Y.

Поскольку в системе показателей министерства образования перечисленные восемь факторов определены лишь частично, то для получения количественных оценок дадим их подробное описание.

Организационное обеспечение О соответствует показателю структуры подготовки кадров министерства образования. Правовое обеспечение Р определяется аналогично показателю документально-содержательного обеспечения учебного процесса. Техническое обеспечение Т идентично показателю материально-технической базы вуза. Методическое обеспечение М совпадает с показателем научно-методической работы. Информационное обеспечение I в системе показателей вузовской подготовки оценивается по уровню информатизации вуза. Эргономическое обеспечение Е можно поставить в соответствие показателю внутривузовской социальной структуры и поддержки студентов.

Показателей теоретического обеспечения А и экспериментально - производственной базы В в системе показателей Министерства образования нет, однако их можно оценить косвенно. Например, показатель теоретического обеспечения может быть составлен с качеством подготовки выпускников, а показатель экспериментально - производственного обеспечения – с показателем возможности продолжения образования по основным образовательным программам.

Перечисленные показатели выбираются из данных статистической отчетности. Величина выборок определяется конкретной целью определения интегрального показателя.

Дифференциальные характеристики интегрального показателя связаны между собою в виде частных производных от мультипликативной функции вида

Y = f (O, P, T, M, I, E, A, B).

Эффективность влияния показателей можно считать эластичностью каждого из них и записать в виде:

E1=(dY/dO)*(O/Y) при P=T=M=I=E=A=B=Const;

E2=(dY/dP)*(P/Y) при O=T=M=I=E=A=B=Const;

E3=(dY/dT)*(T/Y) при O=P=M=I=E=A=B=Const;

E4=(dY/dM)*(M/Y) при O=P=T=I=E=A=B=Const;

E5=(dY/dI)*(I/Y) при O=P=T=M=E=A=B=Const;

E6=(dY/dE)*(E/Y) при O=P=T=M=I=A=B=Const;

E7=(dY/dA)*(A/Y) при O=P=T=M=I=E=B=Const;

E8=(dY/dB)*(B/Y) при O=P=T=M=I=E=A=Const.

Введем предельные эффективности интегрального показателя в виде:

Э1=(dY/dO)=E1*(Y/O) при P=T=M=I=E=A=B=const;

Э2=(dY/dP)=E2*(Y/P) при O=T=M=I=E=A=B=const;

Э3=(dY/dT)=E3*(Y/T) при O=P=M=I=E=A=B=const;

Э4=(dY/dM)=E4*(Y/M) при O=P=T=I=E=A=B=const;

Э5=(dY/dI)=E5*(Y/I) при O=P=T=M=E=A=B=const;

Э6=(dY/dE)=E6*(Y/E) при O=P=T=M=I=A=B=const;

Э7=(dY/dA)=E7*(Y/A) при O=P=T=M=I=E=B=const;

Э8=(dY/dB)=E8*(Y/B) при O=P=T=M=I=E=A=const.

Взаимное влияние факторов можно охарактеризовать предельной нормой замещения, определяемой в виде

Г12=(dP/dO)=(dY/dO)/(dY/dP)=Э1/Э2;

Г13=(dT/dO)=(dY/dO)/(dY/dT)=Э1/Э3;

Г14=(dM/dO)=(dY/dO)/(dY/dM)=Э1/Э4;

Г15=(dI/dO)=(dY/dO)/(dY/dI)=Э1/Э5;

Г16=(dE/dO)=(dY/dO)/(dY/dE)=Э1/Э6;

Г17=(dA/dO)=(dY/dO)/(dY/dA)=Э1/Э7;

Г18=(dB/dO)=(dY/dO)/(dY/dB)=Э1/Э8;

Г21=(dO/dP)=(dY/dP)/(dY/dO)=Э2/Э1;

Г23=(dT/dP)=(dY/dP)/(dY/dT)=Э2/Э3;

Г24=(dM/dP)=(dY/dP)/(dY/dM)=Э2/Э4;

Г25=(dI/dP)=(dY/dP)/(dY/dI)=Э2/Э5;

Г26=(dE/dP)=(dY/dP)/(dY/dE)=Э2/Э6;

Г27=(dA/dP)=(dY/dP)/(dY/dA)=Э2/Э7;

Г28=(dB/dP)=(dY/dP)/(dY/dB)=Э2/Э8;

Г31=(dO/dT)=(dY/dT)/(dY/dO)=Э3/Э1;

Г32=(dP/dT)=(dY/dT)/(dY/dP)=Э3/Э2;

Г34=(dM/dT)=(dY/dT)/(dY/dM)=Э3/Э4;

Г35=(dI/dT)=(dY/dT)/(dY/dI)=Э3/Э5;

Г36=(dE/dT)=(dY/dT)/(dY/dE)=Э3/Э6;

Г37=(dA/dT)=(dY/dT)/(dY/dA)=Э3/Э7;

Г38=(dB/dT)=(dY/dT)/(dY/dB)=Э3/Э8;

Г41=(dO/dM)=(dY/dM)/(dY/dO)=Э4/Э1;

Г42=(dP/dM)=(dY/dM)/(dY/dP)=Э4/Э2;

Г43=(dT/dM)=(dY/dM)/(dY/dT)=Э4/Э3;

Г45=(dI/dM)=(dY/dM)/(dY/dI)=Э4/Э5;

Г46=(dE/dM)=(dY/dM)/(dY/dE)=Э4/Э6;

Г47=(dA/dM)=(dY/dM)/(dY/dA)=Э4/Э7;

Г48=(dB/dM)=(dY/dM)/(dY/dB)=Э4/Э8;

Г51=(dO/dI)=(dY/dI)/(dY/dO)=Э5/Э1;

Г52=(dP/dI)=(dY/dI)/(dY/dP)=Э5/Э2;

Г53=(dT/dI)=(dY/dI)/(dY/dT)=Э5/Э3;

Г54=(dM/dI)=(dY/dI)/(dY/dM)=Э5/Э4;

Г56=(dE/dI)=(dY/dI)/(dY/dE)=Э5/Э6;

Г57=(dA/dI)=(dY/dI)/(dY/dA)=Э5/Э7;

Г58=(dB/dI)=(dY/dI)/(dY/dB)=Э5/Э8;

Г61=(dO/dE)=(dY/dE)/(dY/dO)=Э6/Э1;

Г62=(dP/dE)=(dY/dE)/(dY/dP)=Э6/Э2;

Г63=(dT/dE)=(dY/dE)/(dY/dT)=Э6/Э3;

Г64=(dM/dE)=(dY/dE)/(dY/dM)=Э6/Э4;

Г65=(dI/dE)=(dY/dE)/(dY/dI)=Э6/Э5;

Г67=(dA/dE)=(dY/dE)/(dY/dA)=Э6/Э7;

Г68=(dB/dE)=(dY/dE)/(dY/dB)=Э6/Э8;

Г71=(dO/dA)=(dY/dA)/(dY/dO)=Э7/Э1;

Г72=(dP/dA)=(dY/dA)/(dY/dP)=Э7/Э2;

Г73=(dT/dA)=(dY/dA)/(dY/dT)=Э7/Э3;

Г74=(dM/dA)=(dY/dA)/(dY/dM)=Э7/Э4;

Г75=(dI/dA)=(dY/dA)/(dY/dI)=Э7/Э5;

Г76=(dE/dA)=(dY/dA)/(dY/dE)=Э7/Э6;

Г78=(dB/dA)=(dY/dA)/(dY/dB)=Э7/Э8;

Г81=(dO/dB)=(dY/dB)/(dY/dO)=Э8/Э1;

Г82=(dP/dB)=(dY/dB)/(dY/dP)=Э8/Э2;

Г83=(dT/dB)=(dY/dB)/(dY/dT)=Э8/Э3;

Г84=(dM/dB)=(dY/dB)/(dY/dM)=Э8/Э4;

Г85=(dI/dB)=(dY/dB)/(dY/dI)=Э8/Э5;

Г86=(dE/dB)=(dY/dB)/(dY/dE)=Э8/Э6;

Г87=(dA/dB)=(dY/dB)/(dY/dA)=Э8/Э7.

Предельные нормы замещения обладают свойством взаимности, которое выражается следующими неравенствами:

Г1122334455667788=1;Г1221-1;

Г1331-1; Г1441-1; Г1551-1; Г1661-1; Г1771-1; Г1881-1;

Г2332-1; Г2442-1; Г2552-1; Г2662-1; Г2772-1; Г2882-1;

Г3443-1; Г3553-1; Г3663-1; Г3773-1; Г3883-1;

Г4554-1; Г4664-1; Г4774-1; Г4884-1;

Г5665-1; Г5775-1; Г5885-1;

Г6776-1; Г6886-1;

Г7887-1.