Ос для рабочих групп и ос для сетей масштаба предприятия
Сетевые операционные системы имеют разные свойства в зависимости от того, предназначены они для сетей масштаба рабочей группы (отдела), для сетей масштаба кампуса или для сетей масштаба предприятия.
Сети отделов - используются небольшой группой сотрудников, решающих общие задачи. Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы. Сети отделов обычно не разделяются на подсети.
Сети кампусов - соединяют несколько сетей отделов внутри отдельного здания или внутри одной территории предприятия. Эти сети являются все еще локальными сетями, хотя и могут покрывать территорию в несколько квадратных километров. Сервисы такой сети включают взаимодействие между сетями отделов, доступ к базам данных предприятия, доступ к факс-серверам, высокоскоростным модемам и высокоскоростным принтерам.
Сети предприятия (корпоративные сети) - объединяют все компьютеры всех территорий отдельного предприятия. Они могут покрывать город, регион или даже континент. В таких сетях пользователям предоставляется доступ к информации и приложениям, находящимся в других рабочих группах, других отделах, подразделениях и штаб-квартирах корпорации.
Главной задачей операционной системы, используемой в сети масштаба отдела, является организация разделения ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и, возможно, низкоскоростные модемы. Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера и не более чем 30 пользователей. Задачи управления на уровне отдела относительно просты. В задачи администратора входит добавление новых пользователей, устранение простых отказов, инсталляция новых узлов и установка новых версий программного обеспечения. Операционные системы сетей отделов хорошо отработаны и разнообразны, также, как и сами сети отделов, уже давно применяющиеся и достаточно отлаженные. Такая сеть обычно использует одну или максимум две сетевые ОС. Чаще всего это сеть с выделенным сервером NetWare 3.x или Windows NT, или же одноранговая сеть, например сеть Windows for Workgroups.
Пользователи и администраторы сетей отделов вскоре осознают, что они могут улучшить эффективность своей работы путем получения доступа к информации других отделов своего предприятия. Если сотрудник, занимающийся продажами, может получить доступ к характеристикам конкретного продукта и включить их в презентацию, то эта информация будет более свежей и будет оказывать большее влияние на покупателей. Если отдел маркетинга может получить доступ к характеристикам продукта, который еще только разрабатывается инженерным отделом, то он может быстро подготовить маркетинговые материалы сразу же после окончания разработки.
Итак, следующим шагом в эволюции сетей является объединение локальных сетей нескольких отделов в единую сеть здания или группы зданий. Такие сети называют сетями кампусов. Сети кампусов могут простираться на несколько километров, но при этом глобальные соединения не требуются.
Операционная система, работающая в сети кампуса, должна обеспечивать для сотрудников одних отделов доступ к некоторым файлам и ресурсам сетей других отделов. Услуги, предоставляемые ОС сетей кампусов, не ограничиваются простым разделением файлов и принтеров, а часто предоставляют доступ и к серверам других типов, например, к факс-серверам и к серверам высокоскоростных модемов. Важным сервисом, предоставляемым операционными системами данного класса, является доступ к корпоративным базам данных, независимо от того, располагаются ли они на серверах баз данных или на миникомпьютерах.
Именно на уровне сети кампуса начинаются проблемы интеграции. В общем случае, отделы уже выбрали для себя типы компьютеров, сетевого оборудования и сетевых операционных систем. Например, инженерный отдел может использовать операционную систему UNIX и сетевое оборудование Ethernet, отдел продаж может использовать операционные среды DOS/Novell и оборудование Token Ring. Очень часто сеть кампуса соединяет разнородные компьютерные системы, в то время как сети отделов используют однотипные компьютеры.
Корпоративная сеть соединяет сети всех подразделений предприятия, в общем случае находящихся на значительных расстояниях. Корпоративные сети используют глобальные связи (WAN links) для соединения локальных сетей или отдельных компьютеров.
Пользователям корпоративных сетей требуются все те приложения и услуги, которые имеются в сетях отделов и кампусов, плюс некоторые дополнительные приложения и услуги, например, доступ к приложениям мейнфреймов и миникомпьютеров и к глобальным связям. Когда ОС разрабатывается для локальной сети или рабочей группы, то ее главной обязанностью является разделение файлов и других сетевых ресурсов (обычно принтеров) между локально подключенными пользователями. Такой подход не применим для уровня предприятия. Наряду с базовыми сервисами, связанными с разделением файлов и принтеров, сетевая ОС, которая разрабатывается для корпораций, должна поддерживать более широкий набор сервисов, в который обычно входят почтовая служба, средства коллективной работы, поддержка удаленных пользователей, факс-сервис, обработка голосовых сообщений, организация видеоконференций и др.
Кроме того, многие существующие методы и подходы к решению традиционных задач сетей меньших масштабов для корпоративной сети оказались непригодными. На первый план вышли такие задачи и проблемы, которые в сетях рабочих групп, отделов и даже кампусов либо имели второстепенное значение, либо вообще не проявлялись. Например, простейшая для небольшой сети задача ведения учетной информации о пользователях выросла в сложную проблему для сети масштаба предприятия. А использование глобальных связей требует от корпоративных ОС поддержки протоколов, хорошо работающих на низкоскоростных линиях, и отказа от некоторых традиционно используемых протоколов (например, тех, которые активно используют широковещательные сообщения). Особое значение приобрели задачи преодоления гетерогенности - в сети появились многочисленные шлюзы, обеспечивающие согласованную работу различных ОС и сетевых системных приложений.
К признакам корпоративных ОС могут быть отнесены также следующие особенности.
Поддержка приложений. В корпоративных сетях выполняются сложные приложения, требующие для выполнения большой вычислительной мощности. Такие приложения разделяются на несколько частей, например, на одном компьютере выполняется часть приложения, связанная с выполнением запросов к базе данных, на другом - запросов к файловому сервису, а на клиентских машинах - часть, реализующая логику обработки данных приложения и организующая интерфейс с пользователем. Вычислительная часть общих для корпорации программных систем может быть слишком объемной и неподъемной для рабочих станций клиентов, поэтому приложения будут выполняться более эффективно, если их наиболее сложные в вычислительном отношении части перенести на специально предназначенный для этого мощный компьютер - сервер приложений.
Сервер приложений должен базироваться на мощной аппаратной платформе (мультипроцессорные системы, часто на базе RISC-процессоров, специализированные кластерные архитектуры). ОС сервера приложений должна обеспечивать высокую производительность вычислений, а значит поддерживать многонитевую обработку, вытесняющую многозадачность, мультипроцессирование, виртуальную память и наиболее популярные прикладные среды (UNIX, Windows, MS-DOS, OS/2). В этом отношении сетевую ОС NetWare трудно отнести к корпоративным продуктам, так как в ней отсутствуют почти все требования, предъявляемые к серверу приложений. В то же время хорошая поддержка универсальных приложений в Windows NT собственно и позволяет ей претендовать на место в мире корпоративных продуктов.
Справочная служба. Корпоративная ОС должна обладать способностью хранить информацию обо всех пользователях и ресурсах таким образом, чтобы обеспечивалось управление ею из одной центральной точки. Подобно большой организации, корпоративная сеть нуждается в централизованном хранении как можно более полной справочной информации о самой себе (начиная с данных о пользователях, серверах, рабочих станциях и кончая данными о кабельной системе). Естественно организовать эту информацию в виде базы данных. Данные из этой базы могут быть востребованы многими сетевыми системными приложениями, в первую очередь системами управления и администрирования. Кроме этого, такая база полезна при организации электронной почты, систем коллективной работы, службы безопасности, службы инвентаризации программного и аппаратного обеспечения сети, да и для практически любого крупного бизнес-приложения.
База данных, хранящая справочную информацию, предоставляет все то же многообразие возможностей и порождает все то же множество проблем, что и любая другая крупная база данных. Она позволяет осуществлять различные операции поиска, сортировки, модификации и т.п., что очень сильно облегчает жизнь как администраторам, так и пользователям. Но за эти удобства приходится расплачиваться решением проблем распределенности, репликации и синхронизации.
В идеале сетевая справочная информация должна быть реализована в виде единой базы данных, а не представлять собой набор баз данных, специализирующихся на хранении информации того или иного вида, как это часто бывает в реальных операционных системах. Например, в Windows NT имеется по крайней мере пять различных типов справочных баз данных. Главный справочник домена (NT Domain Directory Service) хранит информацию о пользователях, которая используется при организации их логического входа в сеть. Данные о тех же пользователях могут содержаться и в другом справочнике, используемом электронной почтой Microsoft Mail. Еще три базы данных поддерживают разрешение низкоуровневых адресов: WINS - устанавливает соответствие Netbios-имен IP-адресам, справочник DNS - сервер имен домена - оказывается полезным при подключении NT-сети к Internet, и наконец, справочник протокола DHCP используется для автоматического назначения IP-адресов компьютерам сети. Ближе к идеалу находятся справочные службы, поставляемые фирмой Banyan (продукт Streettalk III) и фирмой Novell (NetWare Directory Services), предлагающие единый справочник для всех сетевых приложений. Наличие единой справочной службы для сетевой операционной системы - один из важнейших признаков ее корпоративности.
Безопасность. Особую важность для ОС корпоративной сети приобретают вопросы безопасности данных. С одной стороны, в крупномасштабной сети объективно существует больше возможностей для несанкционированного доступа - из-за децентрализации данных и большой распределенности "законных" точек доступа, из-за большого числа пользователей, благонадежность которых трудно установить, а также из-за большого числа возможных точек несанкционированного подключения к сети. С другой стороны, корпоративные бизнес-приложения работают с данными, которые имеют жизненно важное значение для успешной работы корпорации в целом. И для защиты таких данных в корпоративных сетях наряду с различными аппаратными средствами используется весь спектр средств защиты, предоставляемый операционной системой: избирательные или мандатные права доступа, сложные процедуры аутентификации пользователей, программная шифрация.
- Локальные сети эвм. Способы связи эвм между собой.
- Сети эвм. Классификация сетей.
- Локальные сети эвм. Физические стандарты каналов связи.
- 4. Локальные сети эвм. Понятие о топологии сети.
- 5. Локальные сети эвм. Шинная топологии, достоинства и недостатки.
- 6. Локальные сети эвм. Звездообразная и кольцевая топологии, достоинства и недостатки.
- 1 Звезда
- 2 Кольцо
- 3 Общая шина
- 4 Иерархическая топология
- 7. Windows xp - современное средство построения одноранговых лвс
- Использование Мастера настройки сети
- Конфигурирование сети вручную
- 8. Основные протоколы логического уровня в современных сетевых ос
- 9. Кабельные системы сетей эвм. Коаксиальные кабели и витая пара.
- Кабели на основе неэкранированной витой пары
- Кабели на основе экранированной витой пары
- Коаксиальные кабели
- Вопрос №12 Программные средства лвс. Сетевые операционные системы Сетевые операционные системы Структура сетевой операционной системы
- Одноранговые сетевые ос и ос с выделенными серверами
- Ос для рабочих групп и ос для сетей масштаба предприятия
- Обзор сетевых операционных систем
- Протокол sap и Novell Directory Services
- 14. Сетевая ос windows 2000/nt. Структура, протоколы, основные характеристики.
- Билет 15. Классификация современных сетей передачи и обработки информации. Классификация вычислительных сетей
- Конфигурация вычислительной сети и методы доступа Топология вычислительной сети
- Виды топологий
- Общая шина
- Классификация сетей по территориальному признаку. Примеры сетей.
- Сеть internet - объединение общемировых сетей передачи информации.
- 18. Internet - принципы построения.
- 19. Протокол tcp/ip основа построения internet.
- 20. Логическая структура лвс. Одно и двух ранговые лвс.
- 22. Логическая структура лвс. Файловые серверы и серверы приложений.
- 23. Протоколы http и ftp - основные средства нижнего уровня в www.
- Служба организации электронной почты (источник - конспект лекций)
- 26. Понятие сети, ресурсы, их использование
- Понятие сети
- Ресурсы
- Ресурсы, их использование
- 27. Файл-серверная и клиент-серверная технологии
- Файл-серверная технология
- Технология клиент-сервер
- Недостатки Клиент-серверной архитектуры
- 28. Программные средства сетевого доступа к данным (sql-серверы и т.П.)
- 29. Сетевая архитектура. Физическая и логическая топология
- Виды топологий
- Сетевые карты
- Вопрос № 31 Сетевое оборудование. Коммутаторы, концентраторы, маршрутизаторы, мосты и т.П.
- 32. Модель взаимодействия открытых систем (osi)
- 33. Сетевые протоколы
- 34 Протоколы tcp/ip.
- Основы tcp/ip
- Краткое описание протоколов семейства tcp/ip с расшифровкой аббревиатур
- Архитектура tcp/ip
- Уровни сетей и протоколы tcp/ip
- Краткое заключение
- 35: Маршрутизация tcp/ip, локальные и глобальные ip-адреса Типы адресов: физический (mac-адрес), сетевой (ip-адрес) и символьный (dns-имя)
- Отображение физических адресов на ip-адреса: протоколы arp и rarp
- 36. Понятие сокета
- Обзор сокетов
- 38. Сетевое программное обеспечение лвс и компоненты лвс
- Основные компоненты
- Рабочие станции
- Сетевые адаптеры
- Файловые серверы
- Сетевые операционные системы
- Сетевое программное обеспечение
- 39. Сеть из двух компьютеров
- 40. Сети Windows nt/2000. Понятие сервера и рабочей станции.
- 41. Базовый состав сетевого по Windows.
- 41.1 Состав сетевого клиентского по
- 41.2 Краткое описание утилит
- 41.3 Утилиты для диагностики tcp/ip соединений
- 43. Доменная модель.
- 44. Учетные записи и группы пользователей
- 45. Функции администратора Windows nt
- 46. Защита сетевых ресурсов с помощью прав доступа.
- 47. Понятие файловой системы.
- 48. Защита ресурсов с помощью разрешений ntfs.
- 49. Технология ethernet
- 50. Понятие о службах dns, wins, dhcp.
- 51. Пример сети небольшого предприятия.
- 52. Технология token ring
- Параметры и настройка подключения к Интернет
- 55. Методы поиска информации в Интернет
- Структура поисковых сервисов Интернета. Поисковые машины и каталоги
- Метапоисковые системы
- Типы файлов, используемых в Интернет
- Почта. РорЗ/smtp и http доступ к почте
- Html и создание сайтов