3.2.4 Стандарт iso/iec 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий"
Основные понятия
Мы возвращаемся к теме оценочных стандартов, приступая к рассмотрению самого полного и современного среди них - "Критериев оценки безопасности информационных технологий" (издан 1 декабря 1999 года). Этот международный стандарт стал итогом почти десятилетней работы специалистов нескольких стран, он вобрал в себя опыт существовавших к тому времени документов национального и межнационального масштаба.
По историческим причинам данный стандарт часто называют "Общими критериями" (или даже ОК). Мы также будем использовать это сокращение.
"Общие критерии" на самом деле являются метастандартом, определяющим инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличие от "Оранжевой книги", ОК не содержат предопределенных "классов безопасности". Такие классы можно строить, исходя из требований безопасности, существующих для конкретной организации и/или конкретной информационной системы.
Как и "Оранжевая книга", ОК содержат два основных вида требований безопасности:
-
функциональные, соответствующие активному аспекту защиты, предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам;
-
требования доверия, соответствующие пассивному аспекту, предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации.
Требования безопасности предъявляются, а их выполнение проверяется для определенного объекта оценки - аппаратно-программного продукта или информационной системы.
Очень важно, что безопасность в ОК рассматривается не статично, а в привязке к жизненному циклу объекта оценки. Выделяются следующие этапы:
-
определение назначения, условий применения, целей и требований безопасности;
-
проектирование и разработка;
-
испытания, оценка и сертификация;
-
внедрение и эксплуатация.
В ОК объект оценки рассматривается в контексте среды безопасности, которая характеризуется определенными условиями и угрозами.
В свою очередь, угрозы характеризуются следующими параметрами:
-
источник угрозы;
-
метод воздействия;
-
уязвимые места, которые могут быть использованы;
-
ресурсы (активы), которые могут пострадать.
Уязвимые места могут возникать из-за недостатка в:
-
требованиях безопасности;
-
проектировании;
-
эксплуатации.
Слабые места по возможности следует устранить, минимизировать или хотя бы постараться ограничить возможный ущерб от их преднамеренного использования или случайной активизации.
С точки зрения технологии программирования в ОК использован устаревший библиотечный (не объектный) подход. Чтобы, тем не менее, структурировать пространство требований, в "Общих критериях" введена иерархия класс-семейство-компонент-элемент.
Классы определяют наиболее общую, "предметную" группировку требований (например, функциональные требования подотчетности).
Семейства в пределах класса различаются по строгости и другим нюансам требований.
Компонент - минимальный набор требований, фигурирующий как целое.
Элемент - неделимое требование.
Выше мы отмечали, что в ОК нет готовых классов защиты. Сформировать классификацию в терминах "Общих критериев" - значит определить несколько иерархически упорядоченных (содержащих усиливающиеся требования) профилей защиты, в максимально возможной степени использующих стандартные функциональные требования и требования доверия безопасности.
Функциональные требования
Функциональные требования сгруппированы на основе выполняемой ими роли или обслуживаемой цели безопасности. Всего в "Общих критериях" представлено 11 функциональных классов, 66 семейств, 135 компонентов. Это, конечно, значительно больше, чем число аналогичных сущностей в "Оранжевой книге".
Перечислим классы функциональных требований ОК:
-
идентификация и аутентификация;
-
защита данных пользователя;
-
защита функций безопасности (требования относятся к целостности и контролю данных сервисов безопасности и реализующих их механизмов);
-
управление безопасностью (требования этого класса относятся к управлению атрибутами и параметрами безопасности);
-
аудит безопасности (выявление, регистрация, хранение, анализ данных, затрагивающих безопасность объекта оценки, реагирование на возможное нарушение безопасности);
-
доступ к объекту оценки;
-
приватность (защита пользователя от раскрытия и несанкционированного использования его идентификационных данных);
-
использование ресурсов (требования к доступности информации);
-
криптографическая поддержка (управление ключами);
-
связь (аутентификация сторон, участвующих в обмене данными);
-
доверенный маршрут/канал (для связи с сервисами безопасности).
Требования доверия безопасности
Установление доверия безопасности, согласно "Общим критериям", основывается на активном исследовании объекта оценки.
Форма представления требований доверия, в принципе, та же, что и для функциональных требований. Специфика состоит в том, что каждый элемент требований доверия принадлежит одному из трех типов:
-
действия разработчиков;
-
представление и содержание свидетельств;
-
действия оценщиков.
Всего в ОК 10 классов, 44 семейства, 93 компонента требований доверия безопасности. Перечислим классы:
-
разработка (требования для поэтапной детализации функций безопасности от краткой спецификации до реализации);
-
поддержка жизненного цикла (требования к модели жизненного цикла, включая порядок устранения недостатков и защиту среды разработки);
-
тестирование;
-
оценка уязвимостей (включая оценку стойкости функций безопасности);
-
поставка и эксплуатация;
-
управление конфигурацией;
-
руководства (требования к эксплуатационной документации);
-
поддержка доверия (для поддержки этапов жизненного цикла после сертификации);
-
оценка профиля защиты;
-
оценка задания по безопасности.
Применительно к требованиям доверия в "Общих критериях" сделана весьма полезная вещь, не реализованная, к сожалению, для функциональных требований. А именно, введены так называемые оценочные уровни доверия (их семь), содержащие осмысленные комбинации компонентов.
Оценочный уровень доверия 1 (начальный) предусматривает анализ функциональной спецификации, спецификации интерфейсов, эксплуатационной документации, а также независимое тестирование. Уровень применим, когда угрозы не рассматриваются как серьезные.
Оценочный уровень доверия 2, в дополнение к первому уровню, предусматривает наличие проекта верхнего уровня объекта оценки, выборочное независимое тестирование, анализ стойкости функций безопасности, поиск разработчиком явных уязвимых мест.
На третьем уровне ведется контроль среды разработки и управление конфигурацией объекта оценки.
На уровне 4 добавляются полная спецификация интерфейсов, проекты нижнего уровня, анализ подмножества реализации, применение неформальной модели политики безопасности, независимый анализ уязвимых мест, автоматизация управления конфигурацией. Вероятно, это самый высокий уровень, которого можно достичь при существующей технологии программирования и приемлемых затратах.
Уровень 5, в дополнение к предыдущим, предусматривает применение формальной модели политики безопасности, полуформальных функциональной спецификации и проекта верхнего уровня с демонстрацией соответствия между ними. Необходимо проведение анализа скрытых каналов разработчиками и оценщиками.
На уровне 6 реализация должна быть представлена в структурированном виде. Анализ соответствия распространяется на проект нижнего уровня.
Оценочный уровень 7 (самый высокий) предусматривает формальную верификацию проекта объекта оценки. Он применим к ситуациям чрезвычайно высокого риска.
- 1 Введение в дисциплину
- 1.1 Проблема защиты информации, эволюция подходов к обеспечению защиты информации. Основные понятия и определения курса
- 1.2 Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей
- 2. Угрозы и нарушения информационной безопасности, основные способы защиты
- 2.1 Угрозы и нарушения информационной системы
- 2.1.1 Понятие угрозы информационной безопасности. Классификация угроз
- 2.1.2 Три вида возможных нарушений информационной системы
- 2.1.3 Виды противников или «нарушителей»
- 2.2 Защита от несанкционированного доступа к информационной системе
- 2.2.1 Инженерно-технические методы и средства защиты информации
- 2.2.2 Аппаратные средства защиты информации
- 2.2.3 Программные средства защиты информации
- 2.2.4 «Аутентификация пользователей»
- 2.2.5 Программно-аппаратная защита информации от локального несанкционированного доступа
- 2.2.6 Комплексные системы защиты информации
- 3 Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности
- 3.1 Основные методы и средства организации защиты информации от несанкционированного доступа
- 3.1.1 Организационно-правовая защита информации
- 3.1.2 Основные виды мероприятий по защите информации
- 3.1.3 Уровни правового обеспечения информационной безопасности
- 3.1.4 Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы
- 3.1.5 Назначение и задачи в сфере обеспечения информационный безопасности на уровне государства
- 3.2 Международные стандарты информационного обмена
- 3.2.1 Стандартизация в мире
- 3.2.2 Критерии оценки безопасности компьютерных систем или «Оранжевая книга»
- 3.2.3 Информационная безопасность распределенных систем. Рекомендации X.800
- 3.2.4 Стандарт iso/iec 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий"
- 3.2.5 Гармонизированные критерии Европейских стран
- 3.2.6 Интерпретация "Оранжевой книги" для сетевых конфигураций
- 3.2.7 Руководящие документы Гостехкомиссии России
- 4 Основные положения теории безопасности информационных систем
- 4.1 Модели безопасности и их применение
- 4.1.1 Модель систем дискреционного разграничения доступа
- 4.1.2 Мандатное управление доступом
- 4.1.3 Ролевое разграничение
- 4.2 Таксономия нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование
- 4.2.1 Таксономия изъянов защиты (из)
- 4.2.2 Таксономия причин возникновения изъянов защиты
- 4.2.3 Анализ способов нарушений информационной безопасности
- 4.3 Использование защищённых компьютерных систем
- 4.3.1 Понятие «защищенность». Концепция «Защищенные информационные системы»
- История
- 4.3.2 Защищенные технологии в целом
- 4.3.3 Модель защищенных информационных систем
- Средства
- 4.3.4 Проблемы использования защищенных компьютерных систем
- Сложность обработки данных
- Избыточность аппаратных средств
- Межмашинные процессы
- Идентификация личности пользователя
- Средства программирования
- Функциональная совместимость16
- Концептуальные модели
- 4.4 Методы антивирусной защиты информационных систем
- 4.4.1 Понятие о видах вирусов
- 4.4.2 Программные закладки
- 4.4.3 Проблема выбора антивирусной программы
- 4.4.5 Методика использования антивирусных программ
- 4.4.6 Перспективные методы антивирусной защиты информационных систем
- 4.5 Экономические информационные системы и их безопасность
- 4.5.1 Понятие Экономической информационной системы
- 4.5.2 Основные технологии построения защищенных эис
- 5 Криптология
- 5.1 Введение в криптологию. Методы криптографии
- 5.1.1 Криптография и криптоанализ. История криптографии
- 5.1.2 Методы криптографии
- 5.1.3 Криптографические стандарты des и гост 28147—89
- 5.2 Криптографический интерфейс приложений ос «Windows»
- 5.2.1 Понятие защищенной и незащищенной ос
- 5.2.2 Защита документов Microsoft Office от несанкционированного доступа