4.3.3 Модель защищенных информационных систем
Нам не удалось найти существующую классификацию, которая могла бы послужить моделью для обсуждения вопросов в области защищенных информационных систем. И хотя существует множество разнообразных концепций защищенности, каждая из них охватывает только узкую область. Например, есть концепции доверия в операциях электронной коммерции и взаимного доверия между системами удостоверения личности, и есть анализы восприятия компьютеров в обществе; однако подлинно эффективный подход должен объединять различные аспекты: и с инженерной точки зрения, и с точки зрения политики в этой области и пользователей. При этом даже лишь с инженерной точки зрения наша задача шире, чем, например, в моделях SysTrust/SAS703, которые имеют дело только с крупными онлайновыми системами.
Во-первых, есть сама техника. Она должна быть достаточно надежной, чтобы мы могли встраивать ее во всевозможные устройства – другими словами, она не должна отказывать чаще, чем другие сравнимые по важности технологии в нашей жизни. Затем, есть программное обеспечение, работающее на этой технике: считают ли люди его настолько же надежным? И, наконец, существуют компоненты-службы, которые также во многом зависят от программного обеспечения. Это особенно сложная проблема, поскольку сегодня мы должны обеспечивать надежность комплексных, глубоко взаимосвязанных (а иногда и интегрированных) систем.
Поскольку защищенность – понятие сложное, полезно проанализировать задачу создания защищенных информационных систем с нескольких различных точек зрения. Мы зададим три уровня, на которых будем описывать различные точки зрения на проблему защищенности: цели, средства и исполнение.
Цели
Цели описывают защищенность с точки зрения пользователя. Вот главные вопросы: готова ли технология к работе, когда это необходимо? Находится ли при этом в безопасности моя конфиденциальная информация? Делает ли технология то, что от нее ожидается? И всегда ли правильно поступают люди, которые владеют и управляют бизнесом, предоставляющим эту технологию? Вот цели, которые должны быть достигнуты для реализации защищенных информационных систем:
|
Цели, связанные с защищенностью, охватывают как рациональные ожидания в области функционирования систем – т.е. то, чего можно достичь инженерными и технологическими мерами, – так и более субъективные оценки работы, возникающие как результат репутации, предубеждений, отзывов знакомых и личного опыта. В связи с каждой из этих целей, хотя и в различной степени, возникают вопросы из области инженерных задач, практики бизнеса и восприятия в обществе. Для пояснения терминов приведем примеры, касающиеся целей:
-
Безопасность. Моя личная информация не оказывается раскрытой без разрешения. Вирусы не заражают мой ПК и не приводят его в негодность. Взломщик не может привести мою систему в нерабочее состояние или несанкционированным образом изменить мои данные.
-
Безотказность. Когда я устанавливаю новую программу, мне не нужно беспокоиться, будет ли она правильно работать с существующими приложениями. Я могу читать свою почту, когда захочу, например, щелкнув ссылку Hotmail на msn.com. Я никогда не получаю сообщений «Система недоступна». Календарь не теряет внезапно все запланированные встречи.
-
Деловая добросовестность. Когда я сообщаю моему провайдеру услуг4 о проблеме, он реагирует быстро и эффективно.
- 1 Введение в дисциплину
- 1.1 Проблема защиты информации, эволюция подходов к обеспечению защиты информации. Основные понятия и определения курса
- 1.2 Информационная безопасность в условиях функционирования в России глобальных сетей
- 2. Угрозы и нарушения информационной безопасности, основные способы защиты
- 2.1 Угрозы и нарушения информационной системы
- 2.1.1 Понятие угрозы информационной безопасности. Классификация угроз
- 2.1.2 Три вида возможных нарушений информационной системы
- 2.1.3 Виды противников или «нарушителей»
- 2.2 Защита от несанкционированного доступа к информационной системе
- 2.2.1 Инженерно-технические методы и средства защиты информации
- 2.2.2 Аппаратные средства защиты информации
- 2.2.3 Программные средства защиты информации
- 2.2.4 «Аутентификация пользователей»
- 2.2.5 Программно-аппаратная защита информации от локального несанкционированного доступа
- 2.2.6 Комплексные системы защиты информации
- 3 Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности
- 3.1 Основные методы и средства организации защиты информации от несанкционированного доступа
- 3.1.1 Организационно-правовая защита информации
- 3.1.2 Основные виды мероприятий по защите информации
- 3.1.3 Уровни правового обеспечения информационной безопасности
- 3.1.4 Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы
- 3.1.5 Назначение и задачи в сфере обеспечения информационный безопасности на уровне государства
- 3.2 Международные стандарты информационного обмена
- 3.2.1 Стандартизация в мире
- 3.2.2 Критерии оценки безопасности компьютерных систем или «Оранжевая книга»
- 3.2.3 Информационная безопасность распределенных систем. Рекомендации X.800
- 3.2.4 Стандарт iso/iec 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий"
- 3.2.5 Гармонизированные критерии Европейских стран
- 3.2.6 Интерпретация "Оранжевой книги" для сетевых конфигураций
- 3.2.7 Руководящие документы Гостехкомиссии России
- 4 Основные положения теории безопасности информационных систем
- 4.1 Модели безопасности и их применение
- 4.1.1 Модель систем дискреционного разграничения доступа
- 4.1.2 Мандатное управление доступом
- 4.1.3 Ролевое разграничение
- 4.2 Таксономия нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование
- 4.2.1 Таксономия изъянов защиты (из)
- 4.2.2 Таксономия причин возникновения изъянов защиты
- 4.2.3 Анализ способов нарушений информационной безопасности
- 4.3 Использование защищённых компьютерных систем
- 4.3.1 Понятие «защищенность». Концепция «Защищенные информационные системы»
- История
- 4.3.2 Защищенные технологии в целом
- 4.3.3 Модель защищенных информационных систем
- Средства
- 4.3.4 Проблемы использования защищенных компьютерных систем
- Сложность обработки данных
- Избыточность аппаратных средств
- Межмашинные процессы
- Идентификация личности пользователя
- Средства программирования
- Функциональная совместимость16
- Концептуальные модели
- 4.4 Методы антивирусной защиты информационных систем
- 4.4.1 Понятие о видах вирусов
- 4.4.2 Программные закладки
- 4.4.3 Проблема выбора антивирусной программы
- 4.4.5 Методика использования антивирусных программ
- 4.4.6 Перспективные методы антивирусной защиты информационных систем
- 4.5 Экономические информационные системы и их безопасность
- 4.5.1 Понятие Экономической информационной системы
- 4.5.2 Основные технологии построения защищенных эис
- 5 Криптология
- 5.1 Введение в криптологию. Методы криптографии
- 5.1.1 Криптография и криптоанализ. История криптографии
- 5.1.2 Методы криптографии
- 5.1.3 Криптографические стандарты des и гост 28147—89
- 5.2 Криптографический интерфейс приложений ос «Windows»
- 5.2.1 Понятие защищенной и незащищенной ос
- 5.2.2 Защита документов Microsoft Office от несанкционированного доступа