logo
Лекции БЕЛИКОВОЙ Н

4.3.3 Модель защищенных информационных систем

Нам не удалось найти существующую классификацию, которая могла бы послужить моделью для обсуждения вопросов в области защищенных информационных систем. И хотя существует множество разнообразных концепций защищенности, каждая из них охватывает только узкую область. Например, есть концепции доверия в операциях электронной коммерции и взаимного доверия между системами удостоверения личности, и есть анализы восприятия компьютеров в обществе; однако подлинно эффективный подход должен объединять различные аспекты: и с инженерной точки зрения, и с точки зрения политики в этой области и пользователей. При этом даже лишь с инженерной точки зрения наша задача шире, чем, например, в моделях SysTrust/SAS703, которые имеют дело только с крупными онлайновыми системами.

Во-первых, есть сама техника. Она должна быть достаточно надежной, чтобы мы могли встраивать ее во всевозможные устройства – другими словами, она не должна отказывать чаще, чем другие сравнимые по важности технологии в нашей жизни. Затем, есть программное обеспечение, работающее на этой технике: считают ли люди его настолько же надежным? И, наконец, существуют компоненты-службы, которые также во многом зависят от программного обеспечения. Это особенно сложная проблема, поскольку сегодня мы должны обеспечивать надежность комплексных, глубоко взаимосвязанных (а иногда и интегрированных) систем.

Поскольку защищенность – понятие сложное, полезно проанализировать задачу создания защищенных информационных систем с нескольких различных точек зрения. Мы зададим три уровня, на которых будем описывать различные точки зрения на проблему защищенности: цели, средства и исполнение.

Цели

Цели описывают защищенность с точки зрения пользователя. Вот главные вопросы: готова ли технология к работе, когда это необходимо? Находится ли при этом в безопасности моя конфиденциальная информация? Делает ли технология то, что от нее ожидается? И всегда ли правильно поступают люди, которые владеют и управляют бизнесом, предоставляющим эту технологию? Вот цели, которые должны быть достигнуты для реализации защищенных информационных систем:

Цели

Основания для пользователя считать систему защищенной

Безопасность

Информация и операции пользователя остаются конфиденциальными и находятся в безопасности.

Безотказность

Пользователь может быть уверен, что продукт выполнит свои функции тогда, когда это потребуется.

Деловая добросовестность

Поставщик продукта проявляет ответственность и готовность помочь.

Цели, связанные с защищенностью, охватывают как рациональные ожидания в области функционирования систем – т.е. то, чего можно достичь инженерными и технологическими мерами, – так и более субъективные оценки работы, возникающие как результат репутации, предубеждений, отзывов знакомых и личного опыта. В связи с каждой из этих целей, хотя и в различной степени, возникают вопросы из области инженерных задач, практики бизнеса и восприятия в обществе. Для пояснения терминов приведем примеры, касающиеся целей: